Файл: Урок чтения по рассказу С. Алексеева и В. Лосина Измаил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрированный урок чтения по рассказу С. Алексеева и В. Лосина « Измаил».

I.Организационный момент. Вводное слово учителя.

Цель: психологическая и практическая подготовка учащихся к учебной деятельности.

- Сегодня у нас необычный урок, который мы проведём вместе с учителем истории Валентиной Петровной, а также необычен он ещё тем, что у нас сегодня присутствуют гости. А когда к нам домой приходят гости, то мы стараемся их чем – то порадовать, вот и сегодня мы постараемся порадовать наших гостей интересной работой. Откройте учебники чтения на странице 141.

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока, формулирование цели урока.

Цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию учебного материала и пробудить интерес к обсуждаемой теме.

Учитель истории: Ребята, с сегодняшнего урока вы начинаете изучение нового раздела, который называется «Во славу Отечества». Что мы называем Отечеством? Это наша Родина, наша Отчизна, это страна, в которой мы живём - Россия! Великая Русь! Как же ты жила прежде? Какие ты испытывала горести и радости, с кем дружила, с кем воевала, в результате чего одерживала победы? О многом из истории нашей Родины вы узнаете на уроках истории.

Учитель чтения: Тема сегодняшнего урока чтения - рассказ С.Алексеева и В.Лосина «Измаил». Сегодня на уроке мы прочитаем этот рассказ и узнаем о далёком прошлом нашей страны, об исторических событиях, которые происходили более 200 лет тому назад.

III.Актуализация знаний и работа по теме:

Цель: подготовить учащихся к осознанному восприятию новой темы.

1. Словарная работа.

- В рассказе вам встретятся новые слова. Они выделены жирным шрифтом, прочитайте значение этих слов.

2. Чтение учителем чтения рассказа.

- Главный герой этого рассказа - Александр Васильевич Суворов.

- Кто же такой А.В.Суворов? Об этом вам расскажет Валентина Петровна.

3. Рассказ учителя истории об А.В. Суворове и битве за Измаил.

А.В.Суворов – это великий русский полководец (Слайд №1).

- В детстве А.В.Суворов часто болел, был маленького роста, худенький, но шустрый, и у него была цель - стать военным. Отец ему говорил: «Где
тебе быть военным, ты и ружья не подымешь». Эти слова отца огорчили маленького Сашу, но не убили в нём желание стать военным. Он стал заниматься гимнастикой и закаляться. Своего А.В.Суворов добился, окреп и, вскоре, поступил на военную службу. Суворов любил своих солдат, заботился о них, берёг их в бою, вместе с ними спал на земле, ел с ними из одного котелка. Солдаты отвечали ему такой же любовью, они готовы были выполнить его любой приказ и даже отдать за него жизнь.35 боёв и сражений провёл А.В.Суворов и все выиграл (Слайд №2). Это великий русский полководец. Службу закончил в звании Генералиссимуса – это высшее воинское звание (Слайд №3). Исторические события, о которых вы прочитали в рассказе, происходили в Турции, Суворов штурмовал турецкую крепость Измаил. Сейчас я вам покажу на исторической карте, где находится страна Турция и крепость Измаил, о которой вы прочитали.

Работа по картине «Взятие Измаила». В то время Россия вела войну с Турцией, чтобы иметь выход к Чёрному морю и закрепить свои владения на побережье Чёрного моря. Но мешала турецкая крепость Измаил. Крепость расположена на берегу широкой реки Дунай. Высокие стены и глубокий ров окружали крепость. Ни одна армия до Суворова взять эту крепость не могла (Слайд № 4-6).

Под предводительством Суворова русская армия одержала победу, Измаил был взят, в состав России вошли земли Южной Украины и Крыма, началось создание Черноморского флота, возникли новые города, одним из них стал город Севастополь.

IV. Физминутка (проводится под русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки…») (Слайд №7).

Учитель чтения: Многие поэты посвящали стихи великому полководцу А.В. Суворову, художники писали его портрет, а в 1940 году был снят художественный фильм «Суворов». Прежде чем мы продолжим работу над рассказом, посмотрите несколько кадров из этого художественного фильма
, и после просмотра ответьте на вопрос: как называл своих солдат А.В.Суворов?

4. Просмотр фрагмента художественного фильма «Суворов».

5. - Давно прошли эти славные времена, а пословицы и поговорки, придуманные А.В. Суворовым, живы до сих пор. (Слайд № 8).

Чтение учениками пословиц и поговорок, придуманных А.В.Суворовым (Слайд № 9).

6. Работа с иллюстрацией учебника на стр. 142, чтение учениками эпизода рассказа.

* (Подробный анализ произведения проводится на 2 уроке).

Учитель_истории'>7. Рассказ учителя истории об имении А.В. Суворова на Новгородской земле.

Учитель истории: Последние три года жизни А.В.Суворова были связаны с Новгородской землёй. Неподалёку от города Боровичи есть село Кончанское, там находилось семейное имение Суворовых. Сейчас это музей – заповедник, который называется Кончанское – Суворовское. (Слайд №10-24)

V. Рефлексия. Итог урока.

Цель: проанализировать работу на уроке, подвести итоги.

Учитель чтения:

- Понравился вам рассказ?

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Кто авторы рассказа?

- Кто главный герой рассказа?

Учитель истории:

- Кто такой А.В. Суворов? Что такое Измаил? Как называется музей-заповедник А.В.Суворова и где он находится?

VI. Выставление оценок.

VII. Сообщение домашнего задания.

Цель: объяснить особенности выполнения домашнего задания, мотивировать учеников к выполнению домашнего задания.

I уровень – прочитать рассказ С.Алексеева «Детство» и подготовить пересказ; II уровень – прочитать рассказ «Измаил» и ответить на вопросы.