Файл: О тяжелых летающих лодках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Третьим в списке стоит английский ГС фирмы Short S.25 «Sunderland», выпускавшийся в вариантах Mk.I, Mk.II, Mk.III, Mk.IV, Mk.V. Выпущенная в 777 экземплярах летающая лодка использовалась для борьбы с подводными лодками, патрулирования, выполнения поисково-спасательных операций и дальней разведки. Первый полет состоялся в 1937 году. Считается лучшим противолодочным самолетом сороковых годов. Эксплуатировался в ВВС Великобритании 21 год (до 1959 года). ГС был создан на базе гражданского почтово-пассажирского самолета S.23. Отличался от S.23 конструкцией фюзеляжа, оборудованием и установкой новых щелевых закрылков, имея при этом такие же двигатели, габаритные размеры и схему. От S.23 унаследовал объемистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости. Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней приборов и органов управления, расценивалась пилотами как "идеальная", что дало повод военным летчикам, прозвать самолет "летающим отелем", а также «Королевой летающих лодок».

С октября 1941 года версия Mk III получила РЛС ASV Mk II со штыревыми антеннами, которые группами по четыре штуки располагались сверху хвостовой части корпуса между крылом и оперением (в общей сложности 16 антенн). За что немецкие летчики прозвали их «летающими дикобразами». Mk III имел для самозащиты до 18 пулеметов, столько не было больше ни на одном британском самолете. Английские пилоты называли Sunderland ласково «поросенком», из-за толстого фюзеляжа и некоторую инертность в управлении.

Рис. 7. Short S.25 «Sunderland».
ГС цельнометаллический, выполнен по классической схеме, как моноплан с высокорасположенным крылом площадью 138 м2 и размахом 34.38 м, на котором установлены элероны и щелевые закрылки (приблизительно на 50 % размаха крыла). Применение выдвижных закрылков позволило увеличить подъемную силу крыла на 30%.

Лодка ГС двухреданная, выполнена по схеме полумонокок, с гидродинамическим удлинением 5,5. Первый редан днища лодки - скошенный, в поперечном плане несколько вогнутый, средний угол поперечной килеватости на редане 27 градусов. На Mk.I и Mk.II в плоскости симметрии ГС редан как ступенька, на Mk.III и последующих модификациях, за реданом искривленная поверхность, плавно переходящая в межреданную часть. Такая форма несколько улучшила летные характеристики ГС, но при этом ухудшилась мореходность. Для обеспечения поперечной остойчивости на воде используются подкрыльные поплавки.


Нормальная взлетная масса 27200 кг. Практическая дальность 4330 км. Четыре поршневых двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R 1830-90B Twin по 1200 л.с., расположены в крыле. Силовая установка позволяла продолжать полет и при двух поврежденных двигателях. Время барражирования на экономичной скорости до 20 часов.

Для S.25 Mk.II скорость сваливания при весе 22 680 кг, при выпущенных закрылках - 128 км/ч. Скорость отрыва при весе 22 680 кг - 168 км/ч. Скорость посадочная - 124 км/ч. Максимальная скорость полета - 336 км/ч. Время взлета составляло 41 секунду при весе 22 680 кг.

Имея внушительные габариты и прочность конструкции, Sunderland не предназначался для использования при сильном волнении и в открытом море. Его стихией были прибрежные воды и тихие гавани. Мореходность Sunderland составляла приблизительно 3 балла.
Четвертым в списке самых массовых тяжелых летающих лодок стоит американский Grumman HU-16 Albatross, выпущенный в количестве 466 экземпляров. СА впервые взлетевший в 1947 году был разработан для приземления в открытом море и спасения сбитых или потерпевших аварию пилотов. Благодаря этим самолетам были спасены или получили помощь более 20 тысяч человек.


Рис 8. Самолет - амфибия Grumman HU-16 Albatross.

СА выполнен по схеме двухмоторного высокоплана цельнометаллической конструкции с неубираемыми крыльевыми поплавками и убираемым шасси. В 1953-м конструкторы испытали на SA-16 специальные убирающиеся лыжи, устанавливаемые под килем лодки и дополнительные лыжи под крыльевыми поплавками для взлета и посадки на снег. СА имеет высокорасположенное крыло площадью 96 м2 и размахом 29.46 м, которое на 50 % размаха оборудовано отклоняемым щитком. Лодка двухреданная с гидродинамическим удлинением 6, первый редан прямой. Днище вогнутое в носовой части с углом килеватости 60°-70°, на редане килеватое с углом 26°. Для обеспечения поперечной остойчивости используются фиксированные подкрыльные поплавки. Для улучшения маневренности на воде используется выпуск стойки шасси с одной стороны.

Нормальная взлетная масса СА 13768 кг. Скорость сваливания 113 км/ч. Посадочная скорость 135 км/ч. ремя взлета с воды 19 сек. Мах скорость 463 км/ч. Практическая дальность 5578 км. Два поршневых двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-76А (В) мощностью по 1425 л.с. каждый, расположены на крыле.

СА был спроектирован для эксплуатации в условиях волнения 3 балла (высота волны трехпроцентной обеспеченности h3% - 1,25 м). С применением ракетных ускорителей JATO (jet-fuel assisted take off, or simply booster rockets) самолет мог взлетать с волны высотой 2,4-3 м.


Пятой в списке стоит итальянская многоцелевая летающая лодка CANT Z.501 Gabbiano. Лодка, взлетевшая впервые в 1934 году, была выпущена в количестве 455 экземпляров. Цельнодеревянный ГС, выполнен по классической схеме, как подкосный моноплан с высокорасположенным крылом «парасоль» площадью 62 м2. Обшивка в основном была полотняная, только передние кромки крыла были изготовлены из фанеры. Над лодкой на крыле располагался один поршневой двигатель Isotta-Fraschini Asso XI (750R) мощностью 750 л.с.

Лодка двухреданная, с гидродинамическим удлинением 4, сложной формы в поперечном сечении. Для обеспечения поперечной остойчивости использовались подкрыльные поплавки.

Максимальная взлетная масса СА - 5950 кг. Максимальная скорость 224 км/ч. Минимальная скорость 109 км/ч. Практическая дальность 2400 км.

Рис. 9. Летающая лодка CANT Z.501.
Мнения летчиков о Z-501 расходились. Внешние обводы лодки могли нравиться, или нет, но дисгармония между широким крылом и узким фюзеляжем сразу бросалась в глаза. По этой или иной причине, самолет называли чаще не ''Габбиано'' (''Чайка''), а ''Мамаюто'' (''Ой, мамочки!'') - якобы, возглас ребенка, впервые увидевшего самолет Z-501.

Расчетная мореходность Z.501 составляла приблизительно от 1 до 1,5 баллов.

Американский патрульный самолет-амфибия Martin P5M Marlin был выпущен в количестве 285 штук и занимает шестое место. Самолет стал последней летающей лодкой на службе ВМС США. P5M Marlin, за основу которого был взят ГС Martin PBM Mariner, совершил первый полет в 1948 году.

Рис. 10. Самолет-амфибия Martin P5M Marlin.
СА цельнометаллический, выполнен по классической схеме, как моноплан с высокорасположенным крылом типа «чайка», площадью 130,6 м2, размахом 36.02 м и закрылками на 2/3 размаха крыла. Лодка с гидродинамическим удлинением 8,2, двухреданная, высокая и узкая. Корпус лодки с усовершенствованными обводами, что позволило уменьшить брызгообразование и защитить двигатели от попадания воды. На днище скошенный в плане редан, с углом поперечной килеватости 17°, без ступеньки, плавно переходящий в зареданную часть. Зареданная часть днища выполнена удлинённой, с цель улучшить мореходность, уменьшить время и дистанцию разбега. Отклоняемые в зареданной части водяные щитки служили гидродинамическими тормозами и могли использоваться для маневрирования на воде. Планировалось установить в лодке дополнительный двигатель и реализовать закрылки со сдувом пограничного слоя, что позволило бы уменьшить посадочную скорость до 80-90 км/час, и таким образом улучшить мореходность. Для обеспечения поперечной остойчивости используются подкрыльные поплавки.


Нормальная взлетная масса P5M 33000 кг. Посадочная скорость 130 км/ч. Максимальная скорость 404 км/ч. Практическая дальность 4600 км. В изломах крыла установлены два поршневых двигателя воздушного охлаждения Wright R-3350-32WA Turbo-Compound по 3450 л.с. каждый. ГС мог оснащаться ракетными ускорителями для взлета.

Расчетная мореходность приблизительно 1,4 м h3%, т.е. более 3 баллов.
Седьмая в списке самых массовых тяжелых летающих лодок – лодка немецкой фирмы Blohm & Voss BV 138, выпущенная в количестве 279 экземпляров. BV 138 «Seedrache» (Морской Дракон) совершил первый полет в 1937 году. Дальний морской разведчик - летающая лодка, разработанная коллективом молодых конструкторов авиационного отделения Blohm & Voss под руководством Рихарда Фогта, получила прозвища «селедка» и «башмак» за характерную внешность. Экстравагантность самолета была не просто прихотью конструкторов, а выражала их попытку разработать свою концепцию среднего морского разведчика, способного садиться и взлетать с поверхности

Рис. 11. Гидросамолет Blohm & Voss BV 138.
моря при большой волне и обладающего достаточной дальностью. Размеры летающей лодки выбирали с учетом возможности базирования и на кораблях, при осуществлении запуска с катапульты. После посадки самолет должен был возвращаться на борт судна специальным краном.

ГС цельнометаллический, выполнен по схеме, двубалочный моноплан с высокорасположенным прямым крылом площадью 108,5 м2 и размахом 26.90 м . Конструкция крыла металлическая с трубчатым лонжероном, трехсекционная, 60 % задней кромки крыла с механизацией (щиток). Центроплан монтировался прямо на фюзеляж. К нему крепились двигатели и хвостовые балки - прямоугольные цельнометаллические с работающей обшивкой. Они заканчивались металлическими килями. Все рулевые поверхности c тканевой обшивкой. Управление с гидроусилителями. Цельнометаллические стабилизирующие поплавки крепились к консолям с помощью подкосов. Лодка двухреданная, с гидродинамическим удлинением 6, разделенная на 10 водонепроницаемых отсеков. Первый редан прямой, в поперечном плане форма редана сложная, состоит из килеватой части на 2/3 по ширине и горизонтального участка на 1/3 с внешней стороны. Средний угол поперечной килеватости на редане 12 градусов. Для обеспечения поперечной остойчивости используются подкрыльевые фиксированные поплавки. Самолет получился чрезвычайно прочным, способным выносить тяжелые повреждения как от противника, так и от погоды.


Нормальная взлетная масса ВV.138 - 14400 кг. Взлетная скорость 108 км/ч. Посадочная скорость 114 км/ч. Максимальная скорость 288 км/ч. Дальность максимальная 4272 км. Особенностью ГС является использование в качестве силовой установки трех дизельных моторов Jumo-205D по 880 л.с. каждый, два расположены в гондолах на носке крыла, как бы в продолжении хвостовых балок и один на пилоне над фюзеляжем. Все ВV.138 B и C могли оснащаться двум стартовыми ракетными ускорителями тягой до 500 кг. Семьдесят машин ВV.138C получили узлы крепления к катапульте для запуска с авиаматок. С максимальным запасом топлива ВV.138C мог находиться в воздухе до 18 часов. При нормальном взлетном весе в 14 500 кг и спокойной воде разбег продолжался 30 секунд и составлял 700 м.

ГС обладал высокой мореходностью, которая составляла приблизительно 3 балла.

Восьмое место занимает немецкая летающая лодка Dornier_Do__24'>Dornier Do 24 - бомбардировщик, воздушный разведчик, спасатель. ГС впервые взлетевший в 1937 году, был выпущен в количестве 279 экземпляров.




Рис. 12. Гидросамолет Dornier Do 24 и трехметровые волны.
ГС цельнометаллический выполнен как подкосный моноплан с высокорасположенным крылом «парасоль» площадью 104,6 м2 и размахом 27 м. Крыло двух лонжеронное состояло из развитой прямоугольной центральной части и трапециевидных консолей. Центральная секция несла двигатели и крепилась над корпусом двумя секциями стоек в виде перевернутой буквы Y и одной наклоненной вперед стойки. От спонсонов к крылу шли подкосы. Вдоль всей задней кромки центроплана установлены однощелевые закрылки. На консолях располагались зависающие щелевые элероны, которые использовались в качестве закрылков при посадке. Подкосный стабилизатор имел разнесенное оперение и рули с аэродинамически и статически сбалансированными триммерами. Все поверхности кроме рулей были обшиты металлом.

Широкая двухреданная лодка, с гидродинамическим удлинением 4,7, разделена семью перегородками на восемь водонепроницаемых отсеков. Днище лодки в поперечном плане ступенчатой формы, в нижней части практически плоское, угол килеватости на редане 0°, эффективный угол килеватости 19°, в поперечной плоскости редан прямой. Для обеспечения поперечной остойчивости применены жабры (спонсоны). Три поршневых двигателя воздушного охлаждения BMW- Bramo 323R-2 (Do 24T) по 1000 л.с. каждый, расположены в центроплане крыла.