Файл: Введение с. 3 I. Семья в гомеровский период Древней Греции с. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист
Тема № 8


План

Введение с.3

I. Семья в гомеровский период Древней Греции с.5

II. Семейно-брачное право в Афинском полисе с.10

III. Понятие семьи в Спарте с. 13

IV. Семейные отношения в трудах философов с. 14

Заключение с.16

Список использованной литературы с. 17

Казус № 8 с. 18


Введение

В современном обществе принято определять семью, как малую ячейку общества. Политики, мыслители и законодатели Древней Греции признавали значимость семьи, важность семейных отношений и их регулирования. Семья и право является одним из основных институтов общества на протяжении всего периода существования того или иного государства. Семья являлась главным институтом общества в древнейших государствах, выполняющим различные функции, но доминирующей функцией являлось воспроизводство рода. В Древнейших цивилизациях существовала разновидность типов браков и семьи. Брачно-семейные институты древнего мира были построены на основе брачно-семейных отношений на источниках права древнейших цивилизаций.

Семья как фундаментальный институт Древней Греции являлась главным элементом государства. От данного института общества зависело будущее. Также семья оказывала существенное влияние на экономическое и религиозно-эстетическое развитие всего полиса.

В древнегреческом праве брак был основан в значительной степени началами священных законов и родового быта. Право, которое регулировало брачно-семейные отношения Древней Греции, укрепляло институт брака, что подтверждается прочностью семейных отношений древнегреческой цивилизации.

Тема семьи и брака является актуальной в любое время, поскольку не смотря на различия в культуре, обычаях, цивилизации по сравнению с современным миром, понятие семьи и брака, зародившееся в древние времена во многом имеют схожие черты с понятием настоящего.

В ходе исследования необходимо изучить содержание регулирования брачно-семейных отношений на ранних этапах становления государства и права в Древней Греции, в том числе опираясь на труды древнегреческих философов. На основе специальных источников проанализировать брачно-семейные отношения в древнегреческой цивилизации. Изучить положение семьи и институт брака в крупных полисах – Афинах и Спарте.

I. Семья в гомеровский период Древней Греции

Говоря о Древней Греции, надо иметь в виду, что в целом до образования Македонской монархии там не существовало единого централизованного государства и единого народа. Это была мозаика из абсолютно самостоятельных в политическом смысле государств-городов (полисов), которые находились не только на Балканском полуострове, но и на других территориях Средиземноморского бассейна. Единство Древних греков определялось общими этническими и культурными корнями.


Название «греки» ввели в оборот римляне для обозначения населения колоний некоторых средиземноморских городов, которые располагались на территории Италии1. Сами греки называли себя эллинами в противоположность варварам, которые жили по иным, чуждым им законам и обычаям политической жизни. Изначально эллинами называлось одно из греческих племен, однако впоследствии это название приобрело более широкий этногеографический смысл, когда сами греки стали называть свою страну Элладой.

Прежде чем перейти к изучению семейно-брачных отношений, существовавших в Древней Греции, необходимо рассмотреть политическую идеологию и зарождение государственности. Ведь именно Древнюю Грецию неспроста называют античным государством. Государственность там возникла первоначально в форме полисов (городов-государств) на базе коллектива свободных и равноправных граждан. Впоследствии благодаря различным обстоятельствам происходит процесс централизации, формируется более сильное государство, хотя, если верить историкам в Греции единого государства так и не возникло.

Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса – Афины и Спарта. Полисный этап принято подразделять на три периода: Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.); Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.); Классический период (V – IV вв. до н.э.)2.

Гомеровский период в развитии Древней Греции именуется по имени предполагаемого автора эпосов «Илиада» и «Одиссея» и характеризируется господством родоплеменных отношений. Земля представляла собой племенную собственность, общинники имели лишь право пользования ею. Однако уже были и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существовало, господствовала первобытная военная демократия. В этот период и начинается зарождение греческой государственности. Но мы обратимся к двум эпосам. Опираясь на эти труды мы можем посмотреть переходный характер общества, в котором черты родоплеменного быта существовали с новыми явлениями, свидетельствующими о становлении цивилизации (соотношение рода и дружины, патриархальной семьи с моногамной, кровной мести и штрафа, выражающего форму личной ответственности).

По сути каждая гомеровская община представляет собой соединение нескольких патриархальных семей (как их принято называть ойкосы), в экономическом и социальном положении которых трудно уловить отличия

3. Упоминающийся в эпосах троянцы (более 70 лиц) в какой-то степени связаны всего с девятью подобными ойкосами, в число которых входят большая семья Приама и его братьев: Гикетаона, Клития, Тимоэта и Лампа, а также семьи четырех других троянцев: Антенора, Пантоя, Анхиза и Укалегона. Из указанного круга лиц Гомер, ввиду определенных обстоятельств, выбирает из персонажей актеров для участия в политической игре, которая разыгрывается во дворце и под стенами города в промежутке между сценами баталий.

Но обратимся непосредственно к самому эпосу4:

«Вскоре приблизился Гектор к прекрасному дому Приама

С рядом отесанных гладко, высоких колонн. Находилось

В нем пятьдесят почивален из гладко отесанных камней,

Близко одна от другой расположенных; в этих покоях

Возле законных супруг сыновья почивали Приама.

Прямо насупротив их, на дворе, дочерей почивален

Было двенадцать из тесаных камней, под общею крышей,

Близко одна от другой расположенных; в этих покоях

Возле супруг своих скромных зятья почивали Приама».

Данное описание дома Приама очень напоминает сказку и вряд ли может быть признано примером для семейных взаимоотношений во времена Гомера, но в более ранний период такого рода гипертрофированные и основанные на полигамии семейные коллективы, которые охватывали всех членов семьи, не только самих взрослых, но и уже женатых детей главы семьи, (его дочерей с мужьями и сыновей с женами), вероятно, были нормой повсеместно в Греции. Согласно эпосу Приам – шестой и последний троянский царь, у которого было несколько жен и наложниц, которые предположительно родили ему 18 дочерей и 68 сыновей.

То главенствующее положение, которое занимает в жизни гомеровского периода патриархальный ойкос, в значительной мере обусловлено тем, что за его пределами поэт не показывает нам никаких других семей высшего порядка, которые могли бы не только конкурировать с ойкосом, но и подчинить его себе.

Другим же, наиболее типичным на мой взгляд примером семейных отношений служит семейная сцена из Илиады – свидание Гектора с Андромахой, которой посвящена целая глава эпопеи5.

Вскоре приблизился он, проходя через город обширный,

К Скейским воротам, чрез них собираясь сойти на равнину.

Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга

В пышных одеждах, царя Гетиона отважного дочерь.

Тот Гетион обитал при подошвах лесистого Плака,


В Фиве плакийской, мужей киликийских властитель верховный.

Дочь-то его и была за Гектором меднодоспешным.

Встретила мужа она; с Андромахою шла и служанка

С мальчиком их у груди, беззаботным, совсем еще глупым,

Сыном единственным, милым, – прекрасным, как звездочка в небе.

Здесь мы уже видим типичный союз женщины и мужчины, основанный на моногамии.

Вместе с тем, нельзя считать типичным «род Аркесия», в котором каждое очередное поколение представляет один ребенок мужского пола. Данный род мы находим в эпосе «Одиссея». Гомер подчеркивает необычность этой ситуации, поскольку для него нормальной является моногамная семья, которая включает в себя несколько взрослых представителей мужской линии. Таким примером все в том же эпосе «Одиссея» служит семья старца Египтия, в котором два взрослых сына живут вместе с отцом и ведут совестное хозяйство, в то время как третий и, вероятно, младший Еврином «шатается с женихами»6

Таким образом, на основе анализа двух эпосов можно сделать вывод, что в Древней Греции в так называемый гомеровский период семья была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отделялись от отца, и продолжали жить все вместе под одной кровлей, и все-таки моногамной с патриархальным устоем.


II. Семейно-брачное право в Афинском полисе

Архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма – объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя.

Афинское население состояло из полноправных граждан, метеков и рабов. Гражданами считались лишь те, у кого и отец и мать были афинянами.

В семейно-брачном праве в отличие от восточных деспотий действовала моногамия, полигамный брак запрещался, брак заключался по договору между женихом и родителями невесты, вносилась плата за невесту. Поскольку сложились патриархальные семейные отношения, положение женщины в браке было неполноправным. Наследование различалось как по закону, так и по завещанию, действовал принцип майората.

При этом, следует отметить, что вступление в брак считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказания. Оно считалось скорее несчастьем, так как прерывался культ предков. Брак в этот период напоминал куплю-продажу. Женщина в этих отношениях играла роль объекта, а не субъекта договора. Приданое не было обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат или опекун – то приданое становилось обязательным. Муж управлял приданым жены и обязан был его сохранить в ценности для детей. В Афинах было две формы брака: обычный, когда договор с отцом или опекуном и вторая форма, связанная с заключением брака перед должностными лицами или судом. Вторая форма была исключительной. К ней
прибегали при выдаче замуж удочеренной, т. е. при таких случаях, которые отличались от общего правила. Афинская семья была моногамной. Женщина занимала подчиненное положение. Поэтому можно говорить о моногамии только для нее. Мужчина прибегал к услугам рабынь и находившихся под покровительством государства проституток. Развод для мужчины был свободным, не требовалось формальностей и обращения к органам государства. Жена для развода должна была обратиться с заявлением к архонту, изложив основания для развода. В ранние века родительская власть над детьми была почти безграничной. Отец мог продать сына в рабство. К V веку эта власть сократилась. Однако отец мог отречься от сына, лишить его наследства, выдать дочь замуж за любого. Дети обязаны были почитать и содержать старых родителей7.

В Афинах существовало наследование и по закону и по завещанию. Наследовали сыновья, а дочери получали только приданое, так как не были наследницами. Имущество делилось между наследниками поровну. Внебрачные дети не наследовали, а получали пособие в тысячу драхм. При отсутствии прямых наследников наследовали братья, племянники, дяди, двоюродные братья и их дети. При Солоне появилось наследование по завещанию. Закон детально описывал требования к наследодателю. Мог завещать только тот, у кого не было законных детей. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемные дети. Когда у завещателя была только дочь, он завещал имущество постороннему с условием жениться на ней. Если оставалась единственная дочь-наследница, и отец не назвал ей жениха, мужа ей подыскивал архонт.

В уголовном праве Афин сохранялись еще многие черты догосударственной эпохи – кровная месть и самосуд. Преступлениями против семьи считались дурное обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, похищение девушки, супружеская неверность, сводничество. Измена жены позволяла мужу убить виновного на месте.

В целом, характеризуя право и процесс Афин, следует отметить наличие в них многочисленных черт ранней экзотичности и формализма. Например, применялась присяга на освященных внутренностях животных. Развиваясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня. Все же наряду с законами среди его источников заметное место занимали правовые обычаи. Афинские правоведы еще не выработали общего определения права, не разработали многих правовых институтов.