Файл: Введение с. 3 I. Семья в гомеровский период Древней Греции с. 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Понятие семьи в Спарте
В отличие от демократических Афин Спарта являлась аристократической республикой. Если говорить о ее происхождении, необходимо отметить, что в IX-XI вв. до н.э. в малую область на полуострове Пелопоннес-Лаконика – вторглись дорические племена, но эта область была уже заселена. Там проживали ахейские общины, в том числе и Спарта. После произошедшего конфликта обе стороны заключили политический союз и образовали общину8.
Совместную общину возглавляли два царя – ахейский и дорийский. Власть царей передавалась по наследству, и при этом каждый из них имел большие участки земли.
В Спарте семья была парной, но в некоторых отношениях была очень похожа на групповой брак. Спартанцем разрешалось иметь двух жен, при этом братья могли иметь одну общую жену. Человек, которому нравилась жена друга, мог делить ее с ним. Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию молодых людей. Дисциплинированность, смелость и беспрекословное подчинение – это те качества, которые воспитывались в юношах. В возрасте 7 лет мальчиков забирали из семьи и до 20 лет они воспитывались отдельно. Они все вместе ели, спали, занимались гимнастическими упражнениями и военным делом. При этом их плохо кормили, летом и зимой заставляли ходить босиком, поручали трудные работы и приучали к войне.
IV. Семейные отношения в трудах философов
Классический период V–IV вв. до н. э. в истории Греции – период наивысшего политического экономического, и культурного расцвета. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль.
Нельзя не отметить, что семейно-брачные отношения остались прежними, но в них уже виднелись идеи равенства и свобод людей, которые впервые были высказаны софистами (V‒IV вв. до н.э.). Основополагающий принцип софистов сформулировал Протагор о человеке как мере всех вещей, который резко расходился с общепринятыми в то время взглядами о первичности именно божественного, а не человеческого начала в качестве критерия оценки всех явлений окружающего мира.
Основополагающая идея и принцип данной концепции Протагора утверждают о том, что существование государства само по себе предполагает равную причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие. В дальнейшем эту идею развивал софист Антифонт. В своих учениях он исходил из того, что у всех людей одинаковые естественные потребности.
Дальнейшее развитие учения о правах и свободах человека в Древней Греции связано с именем Сократа, который утверждал, что только на пути соблюдения людьми разумных и справедливых законов полиса достижима свобода ‒ прекрасное и величественное достояние как для каждого человека, так и для государства в целом.
Эти идеи Сократа в дальнейшем были развиты его учеником Платоном. В его проекте идеального государства отсутствует частная собственность, нет там и деления людей на свободных и рабов. Кроме того, Платон признает равноправие женщин и мужчин. Давая характеристику принципу справедливости в идеальном государстве, древнегреческий мыслитель пишет9: «Заниматься … каждому своим делом ‒ это, пожалуй, и будет справедливостью», «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое». Справедливость в его понимании состоит также в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего». Справедливость, утверждает Платон, предполагает «надлежащую меру», определенное равенство. При этом он, ссылаясь на своего учителя Сократа, выделяет два вида равенства: «геометрическое равенство» (равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическое равенство» (равенство меры, веса и числа). Эти платоновские идеи в дальнейшем были развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости ‒ распределяющей и уравнивающей. Справедливость распределяющая, считал Аристотель, это «проявление справедливости при распределении благ, то есть всего того, что может быть разделено между членами общества (власти, почести, выплат и т.п.)». При этом распределение общих для всех граждан благ, по Аристотелю, должно происходить по достоинству, то есть пропорционально их вкладу в общее дело.
Справедливость уравнивающая, по его мнению, действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена». Такой вид справедливости должен применяться в области гражданско-правовых отношений.
Заключение
Древней историей права на территории Греции был обычай, на смену которому пришел закон, имевший светский характер и выраженный в письменной форме, который и стал основным источником права. Законы регулировали судебное устройство, гражданский правоотношения и конечно семейные.
Именно в Древней Греции в произведениях греческих мыслителей были разработаны и впервые использованы основе понятия теории государства и права, составляющие основу теоретических знаний юриста.
Поставленные цели исследования выполнены в полном объеме. Огромный опыт Древней Греции в сфере правового регулирования брачно-семейных отношений позволяет нам объединить все основополагающие ценности семьи в современном мире. Основными особенностями брака всегда будут верность и любовь, что в древние времена, что в настоящее время. И по-прежнему самой главной функцией была, есть и будет репродуктивная.
Список использованной литературы
-
Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976. -
Гомер. Илиада. -
Гомер. Одиссея. -
Законы Хаммурапи. -
История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / О.Ю. Булатецкий, О.М. Лиска, Е.В. Миряшева [и др.]; под редакцией В.Е. Сафонов. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. -
Кечекьян С.В. Государство и право Древней Греции. – М., 1963. -
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.И. Косарев. – Москва: Юриспруденция, 2012. -
Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013 -
Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. – 3-е изд. – Москва: Зерцало-М, 2021. -
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2002.
Казус 8
Рабыня-наложница родила хозяину двух сыновей, которых отец признал своими и воспитал их вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца сыновья от законной жены предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство.
Правомерен ли этот иск, если суд будет исходить из законов Хаммурапи?
Для решения задачи в первую очередь необходимо обратиться непосредственно к закону.
Хаммурапи – шестой царь династии верховных властителей, правившей в Вавилоне примерно с 1894 до 1595 года до н.э.
Законы «Хаммурапи» были созданы в эпоху могущества Вавилонского государства и вобрали в себя юридический опыт многих государственных образований, существовавших на территории Месопотамии.
Нормы брачно-семейного права занимают почти четвертую часть основного текста и рассоложены со 128-й по 193 статью.
Обратимся к статье 170 «Если человеку его супруга родила сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять»
10.
Исходя из условий задачи отец признал детей рабыни-наложницы своими, таким образом они имеют право на половину имущества в доме отца. Таким образом, предъявленный иск родных сыновей об обращении единокровных братьев в рабство, не правомерен.
1 Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013.-с.3
2 История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / О.Ю. Булатецкий, О.М. Лиска, Е.В. Миряшева [и др.]; под редакцией В.Е. Сафонов. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015.-76с.
3 Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976.-с.3
4 Гомер. Илиада.
5 Гомер. Илиада.
6 Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976.-с.5
7 Кечекьян С.В. Государство и право Древней Греции. – М., 1963.-с.18
8 Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013.-с.7
9 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2002.-с.52
10 Законы Хаммурапи.