Файл: 1. Менеджмент как наука. Менеджмент как искусство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3
Содержание
Введение.
1. Менеджмент как наука.
2. Менеджмент как искусство.
3. Системный, комплексный, ситуационный подходы к управлению.
4. Проблемы управления российскими организациями в современных условиях.
Заключение.
Литература.

4
Введение
В современном мире происходит множество изменений каждую минуту, каждую секунду. Эти изменения затрагивают человека постоянно. Изменяются технологии, города, изменяются сами люди. Экономика изменяется, пожалуй, самыми быстрыми темпами. Что представляет собой жизнь человека без эко- номики? Хаос. Экономические отношения - это основа современной жизни. Без них невозможно прожить. Предприятия растут, расширяют сферу своего влия- ния. И растёт число персонала, работающего на этих предприятиях. В связи с этим в последнее время всё больше требуется специалистов, которые могли бы этим персоналом управлять, координировать его работу. По этой причине по- явилась наука под названием менеджмент. Что же она из себя представляет?
Во-первых, это слово нерусского происхождения. Оно произошло от англий- ского «manage», что значит «управлять», «руководить». И этот перевод говорит сам за себя: менеджмент - это наука об управлении. Но сколько людей столько и мнений! Каждый человек может представлять, что такое менеджмент по- своему. И не всегда это представление верно. Среди учёных тоже нет единого мнения о том, что же за наука такая менеджмент. Одни считают, что она необ- ходима для организации производственного процесса, другие, что это наука о получении прибыли. Каждый из учёных прав по-своему. Но необходимо чётко уяснить, что же такое менеджмент на самом деле. То, что эта наука является одной из самых важных в экономике - сомнений нет. Следовательно, она нуж- дается в грамотном определении. В своёй работе я приведу несколько высказы- ваний по поводу того, что же такое менеджмент, и постараюсь их прокоммен- тировать. В конце я подведу итог по всему материалу. Хотя можно сказать, что вопрос «Что такое менеджмент?» - это риторический вопрос, потому что на не- го нельзя ответить конкретно.
Управление - это особый интеллектуальный вид деятельности, в котором занято огромное количество людей, вооруженных современной вычислитель- ной и организационной техникой. Аппарат и средства управления организова-

5 ны в четко структурированную упорядоченную систему, в которой каждый элемент имеет свое место, установленной его функциональным значением и иерархией. Сочетание деятельности этих элементов в едином процессе состав- ляет суть организации управления.
Роль организации управления заключается в следующем.
Она выступает как один из факторов трансформации экономики; через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной ре- формы управления экономикой.
Ключевой проблемой в организации управления является структура си- стемы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. И наоборот, всякие попытки изменить состав и содержание системы управления, заранее не спро- ектировав ее конфигурацию в целом, обречены на неудачу, что неоднократно имело место в процессе различных экономических реформ.
Анализ специальной литературы по проблемам управления производ- ством показывает, что по поводу структуры системы управления общепринятое мнение отсутствует. Имеют место самые различные подходы к выделению от- дельных элементов системы управления. Одни и те же компоненты системы управления называются по-разному. Это вносит серьезные методологические трудности в исследование процесса управления. Проведенные исследования позволили предложить подход к построению структуры системы управления. С позицией комплексного подхода в системе управления можно выделить не- сколько относительно обособленных, но взаимосвязанных и взаимообуслов- ленных элементов: аппарат управления (кадры); механизм управления; процесс управления; средства, обеспечивающие процесс управления; механизм совер- шенствования управления.
Все многообразие системы управления практически «вписывается» в эти подсистемы.


6
1. Менеджмент как наука
Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан со становлением и развитием школ бизнеса или школ менеджмента, наиболее распространенных в США и являющихся частью "инфраструктуры управления". Инфраструктурные отрасли в производстве - энергетика, транс- порт, телекоммуникации и т.п., и в непроизводственной сфере - образование, издательское дело, компьютерные сети общего пользования, консультирова- ние и т.п. - весьма развиты именно в рыночной экономике, где особенно важ- ны горизонтальные связи, и услуги общего пользования, удовлетворяющие не- кую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформ- ляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес.
Сегодня США - страна самой развитой в мире управленческой инфра- структуры. Только зарегистрированных, имеющих официальный сертификат
Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300, в том числе 600 - это школы бизнеса, самостоятельно действующие в рамках многопрофильных универси- тетов. Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране действуют свыше 10 тыс. консультативных фирм, не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, свыше десятка издательств специализируется на литературе по управлению и бизнесу. США - лидер науки управления, исследований в области бизнеса и менеджмента, с точки зрения и численности исследователей, и объема затрачиваемых средств, и широты охватываемых проблем.
Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно, нужно с учетом историческо- го опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития.
Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, ме-

7 тодов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к ме- неджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоя- щее время известны более 13-ти научных подходов:
1. Комплексный
При применении комплексного подхода должны учитываться техниче- ские, экологические, экономические, организационные, социальные, психоло- гические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
2. Интеграционный
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и уси- ление взаимосвязей:
- между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
- между стадиями жизненного цикла объекта управления;
- между уровнями управления по вертикали;
- между уровнями управления по горизонтали.
3. Маркетинговый
Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:
- повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
- экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
- экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производ- ства, научно-технического процесса (НТП);
- применение системы менеджмента.
4. Функциональный
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются не- сколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.


8 5. Динамический
При применении динамического подхода объект управления рассматри- вается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчинен- ности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
6. Воспроизводственный
Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравне- нию, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затра- тами на единицу полезного эффекта.
7. Процессный
Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаи- мосвязанный действий.
8. Нормативный
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормати- вов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы долж- ны устанавливаться по важнейшим элементам:
- целевой подсистемой;
- функциональной подсистемой;
- обеспечивающие подсистемы.
9. Количественный
Сущность количественного подхода заключается в переходе от каче- ственных оценок к количественным при помощи математических статистиче- ских методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.
10. Административный
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.

9 11. Поведенческий
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повы- шению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
12. Ситуационный
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие фак- торов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего еди- ного подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который со- ответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
13. Системный
При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как со- вокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход».
Важнейшие принципы:
- процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
- необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей до- стижения цели;
- целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- единство анализа и синтеза логического и исторического;
- проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.


10
2. Менеджмент как искусство
Менеджмент определяется также как интеграционный процесс, с помо- щью которого профессионально подготовленные специалисты формируют ор- ганизации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций плани- рования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые ме- неджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных це- лей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в орга- низации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процес- са влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в це- лом, с целью достижения максимальных результатов.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искус- ством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достиже- ния целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Подобно искусству менеджмент и его теории, концепции и школы обна- жают суть изменений происходящих в жизни общества, экономического разви- тия. Менеджменту принадлежит и преобразующая роль производственной дея- тельности человека. Высшим значением постулатов науки управления является эффективность, которая просчитывается и качественно и количественно. Опыт и знания, озарения творческой мысли движут менеджмент по пути совершен- ствования, которому, очевидно, не будет предела, как не будет предела про- грессу экономической мысли.
Итак, менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, научная и образова-

11 тельная дисциплина. Ее становление, развитие, эволюция - не всегда последо- вательные шаги вперед. На мысль менеджмента, а значит, и на подходы к объ- ектам управления - технике и людям, влияют успехи в осмыслении вопросов, связанных с управлением, многими другими науками, такими как математика, инженерная наука, психология, социология, антропология.
Интерес не только того, какой была управленческая мысль, но и почему она была такой, а также какой она может стать в будущем роднит данный ас- пект с искусством.
Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика раз- вития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производствен- ными достижениями и прогрессом материального производства, данные аспек- ты роднят науку управления с искусством.
Процесс изменений в мире продолжается, не стоит на месте и наука управления, она ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в це- лом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, кото- рые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем реально воплощается в элементах матери- ального производства.


12
3. Системный, комплексный, ситуационный подходы к управлению
Вклад школы человеческих отношений в теорию менеджмента связан с разработкой научных основ решения проблем человеческого фактора в органи- зации, умением эффективно управлять поведением людей. Суть количествен- ной школы заключается в исследовании отдельных операций и моделей, что облегчает возможность увидеть и понять сложную ситуацию конкретной дей- ствительности. Эта школа опирается на экономико-математические методы.
Постоянный прогресс экономико-математических методов является предпосылкой возникновения новых подходов к планированию и организации производства. Вместе с тем, широкое их применение убедительно свидетель- ствует о том, что управление - это не только искусство, но и наука. Наверное, поэтому в специальной литературе количественную школу иногда называют наукой управления.
Кратко характеристику подходов, которые так или иначе основаны ис- пользованы в названных выше школах моно охарактеризовать, как процессный, системный и ситуационный.
Процессный подход связан с пониманием управления как универсального процесса, состоящего из определенных управленческих функций. Как известно, такое понимание управления и описание его функций впервые дали представи- тели административной школы. Ими же, в частности А. Файолем, исходными функциями были названы планирование, организация, распоряжение, коорди- нация и контроль. В дальнейшем перечень функций значительно расширился.
К пяти названным выше функциям различные авторы относят сегодня также мотивацию, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решений, подбор персонала, ведение переговоров, заключение сделок и т.п. И хотя пере- чень функций у различных авторов не совпадает, взгляды приверженцев про- цессного подхода остаются неизменными в понимании управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий, представляющих указанные функ- ции. Процесс управления является для них просто общей суммой всех его

13 функций, в то время как организация рассматривается вне зависимости от от- дельных ее частей и от окружающей среды.
В этом состоит главный недостаток процессного подхода к управлению - отсутствие системности. Устранить его призван возникший уже после второй мировой войны системный подход.
Системный подход предполагает, что менеджеры рассматривают органи- зацию как совокупность взаимосвязанных элементов. При таком понимании конструкции организации ее структура не может быть стабильной. Более того, при изменении любого из элементов этой структуры (части организации) все другие части в определенной степени также испытывают его воздействие. По- скольку при этом положение других частей меняется не сразу, то изменения влияют на будущую эффективность организации в целом.
Понимание взаимодействия элементов структуры организации, а также возможных последствий этого взаимодействия очень важны для ее руководите- лей, особенно на высшем уровне. Руководители должны осознавать непосред- ственное воздействие решений, принимаемых в организации, так же как и их опосредованное воздействие. Они должны принимать во внимание воздействие окружающей среды на организацию и организации, в свою очередь, на внешнее окружение. В этом проявляется результирующий эффект управления, понима- ние его зависимости от многих различных факторов.
Системный подход устранил главный недостаток подходов различных школ к управлению, который заключался в сосредоточении внимания на какой- то одной части (элементе) организации. Он позволил увидеть организацию в единстве ее составляющих. А поскольку любая организация в обществе являет- ся открытой системой, то и в единстве с внешним по отношению к ней миром.
Системный подход, лучше других позволяет приблизиться к пониманию отличия подходов в менеджменте от его школ или концепций. Во-первых, он основан на теории систем, впервые примененной в менеджменте в конце 50-х годов количественной школой, либо школой науки управления. Во-вторых, си- стемный подход не является разработкой мер по руководству, принципов или