Файл: 1. Менеджмент как наука. Менеджмент как искусство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24
Заключение
Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш сло- варный обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”,
“управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Термин “менеджмент” (“menedgment”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менедж- мент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку при- меняется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления
(подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Применительно к предпринимательской деятельности, менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направ- ленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, дей- ствующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем раци- онального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью ко- торого профессионально подготовленные специалисты формируют организа- ции и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их дости- жения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирова- ния, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые мене- джеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда за- нятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных це- лей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в орга- низации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процес-

25 са влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в це- лом, с целью достижения максимальных результатов.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искус- ством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достиже- ния целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как ком- мерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образо- вание не может существовать и работать эффективно.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму зна- ний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде кон- цепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффектив- ным и более полезным.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функцио- нирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с ор- ганизациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только ис- пользования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Я рассмотрела несколько определений понятия «менеджмент». Сразу видно, что ни в одном из них не указано, кто же осуществляет менеджмент и, по моему мнению – это существенный недостаток, так как определения стано- вятся неполными. Человек, ознакомившись с ними, не сможет понять, кто же в менеджменте главный.


26
В первом высказывании говорится, что менеджмент – это наука об управ- лении. Коротко и ясно, но не сказано, что это за наука и как осуществляется управление, с какой целью. Ответ на этот вопрос даёт второе определение. Но человеческие отношения – это не очень экономический термин, скорее из обла- сти социологии и психологии. А вот взаимосвязь потребителей с производите- лями – это совершенно верное утверждение. Ведь существуют множество спе- циальностей менеджеров: по продажам, по работе с клиентами, по работе с персоналом и т. п.
Во втором высказывании чётко выделены составляющие менеджмента.
Это принципы, методы, средства и формы управления. По сравнению с преды- дущим высказыванием это – более полное. В нём отмечено, что менеджмент необходим для улучшения эффективности деятельности предприятия, сниже- ния затрат и получения прибыли. Следовательно, менеджер – это человек, ко- торый должен распорядиться всеми имеющимися ресурсами так, чтобы при- быль была максимальной.
В третьем определении сказано, что менеджмент – это наука не просто об управлении, а об управлении организациями. То есть какими-то другими эко- номическими субъектами управлять уже невозможно. Ну а вторая часть опре- деления аналогична предыдущему высказыванию.
Четвёртое высказывание несколько расплывчатое, непонятное, больше философское, нежели экономическое. Не совсем ясно, что подразумевается под манерой обращения с людьми. Манера обращения с людьми – это этикет, а не менеджмент. Особое искусство тоже не совсем уместно в экономике. К тому же не сказано, с какими людьми и с какой целью. В конце добавлено, что это орган управления, но какой орган управления, для чего он нужен – не понятно. Ад- министративная единица здесь вообще ни к чему. Не высказывание, а сплош- ной набор слов.
В пятом высказывании говорится, что менеджмент – это процесс оптими- зации всех производственных ресурсов. Во-первых, что автор понимает под словом «оптимизация»? Если в конце сказано, что менеджмент необходим для

27 достижения организационных целей, то, следовательно, предприятие должно стремиться к получению прибыли. А, как известно, оптимизация и получение прибыли – понятия несовместные. Тогда надо было заменить «оптимизацию»
«улучшением использования». И не раскрыт смысл организационных целей.
Шестое высказывание выше всякой критики. Оно одностороннее, непо- нятное, необъёмное, неграмотное, в конце концов! Если менеджмент – специ- фический орган, то какая конкретно у него специализация. И не указано, орган чего. Почему именно коммерческого предприятия? Разве на государственных предприятиях менеджмент отсутствует? И при чём здесь слово «функциониру- ющего». Не понятно. Не высказывание, а сплошное недоразумение.
Восьмое определение тоже в полной мере не может ответить на вопрос
«Что такое менеджмент?». Какое это искусство, в чём оно заключается, с какой целью – неизвестно. Это высказывание подойдёт для тех, кто плохо знаком с экономическими терминами.
Девятое высказывание – сплошная тавтология. Выражение «достижение наилучших способов достижения целей» - не понятно и безграмотно. Наличие двух одинаковых слов в предложении не допустимо. В целом в высказывании отсутствует, посредством чего осуществляется менеджмент и не до конца рас- крыто понятие «деятельность», так как не сказано, в чём она заключается.
Десятое высказывание подходит к менеджменту с точки зрения психоло- гии. И выглядит оно так, словно менеджер – это тиран, который руководит сво- ими подчинёнными во имя своих собственных целей. С моей точки зрения это высказывание не совсем верно, так как понятие «менеджмент» раскрыто не до конца.
Итак, было рассмотрено несколько различных точек зрения по поводу то- го, что же такое менеджмент. Все эти точки различны по своему смыслу и зна- чению. Отличительной чертой всех вышеозначенных высказываний является то, что нигде не сказано, кем менеджмент должен осуществляться и это суще- ственный недостаток. Не понятно, какое значение при этом имеет собственник, хозяин организации. Большинство суждений сходятся на том, что менеджмент


28
– это управление персоналом. Некоторые добавляют, что это искусство управ- ления. Несколько высказываний выражают менеджмент как творческий про- цесс и менеджер – человек, который обладает особым талантом управления.
Одно из высказываний содержит в себе информацию о том, что менеджмент существует только на коммерческих функционирующих предприятиях, но эта точка зрения крайне редка. Ключевым словом всех высказываний является
«персонал». Значит, менеджер – это человек, который должен уметь ладить со всеми подчинёнными, это коммуникативный человек. Менеджмент нужен для упорядочивания отношений в коллективе предприятия и в этом есть своя доля истины. Менеджер – это проводник между властью и персоналом. Менеджмент
– это не просто наука, а совокупность принципов, методов, средств и форм управления. Это более глубокий смысл определения.

29
Литература
1. Автономов, В.С. Введение в экономику: учебник. - М.: Вита-Пресс, 2008.
2. Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие для студ. экон. вузов. - Минск: «Вышэйшая школа», 2001.
3. Борисевич, В.И. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. по- собие для студ. экон. вузов. - Минск: ООО «Интерпрессервис», 2001.
4. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции. учеб. посо- бие для студ. экон. вузов. - Минск: ООО «Мисанта», 2002.
5. Вейлл Питер. Искусство менеджмента. Пер. с англ. -М.: Новости, 1993.
6. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. -М.: Юрист, 1994., с. 48 7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995., с. 25 8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. ИНФРА-М,
2001.
9. Кнорринг В.И. Искусство управления, интернет – издание.
10. Максимцов М. М. Менеджмент, Москва, ЮНИТИ, 1999., с. 127, 146-151 11. Радугин А.А. Основы менеджмента, Москва, Центр, 1998., с. 76, 211 12. Скворцов И. Менеджмент как искусство управления. № 4, 5, 1999.
13. Смирнова В.Г. Менеджмент как искусство. Журнал Проблемы теории и практики управления, № 4, 2002.
14. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф, Форд Г. Управление – это наука и ис- кусство. Издательство «Республика», М. 1992.
15. Электронная версия журнала «Проблемы теории и практики управления»
№ 3/01 (www.ptpu.ru.)
16. Электронная версия журнала «Проблемы теории и практики управления»
№ 5/02 (www.ptpu.ru.)
17. Электронная версия журнала «Проблемы теории и практики управления»
№ 5/00 (www.ptpu.ru.)
18. . Электронная версия журнала «Деловая хроника» № 2003/04