Файл: Составьте интеллекткарту статьи автора Ю. В. Маслянка Система образования в условиях ценностносмыслового кризиса философский анализ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Основы философии
Практическое задание 4
Выполнил:
Обучающийся
Преподаватель:
Хомутова Дарья Сергеевна
Задание 1. Составьте интеллект-карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ».
Приложена отдельным файлом.
Задание 2.
Задание: определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.
Наименование типа и формы мировоззрения | Результаты самоанализа/Примеры | Возможности и трудности для личностного развития |
Обыденное Отрицает возможность постижения и объяснения мира, призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил. | Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. | Неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения |
Мифологическое Объяснение действи-тельности с позиции разума, взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. | Основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. | Никакая философия и наука и жизнь вообще не властны, разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. |
Религиозное Формируется в процессе личной практической деятельности человека, на основе жизненного опыта. | Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение. | Системность, религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное - верой в чудо. Чудо противоречит закону. |
Философское Включает научную картину мира, итоги достижения человеческого познания, принципы взаимоотношений человека со средой обитания, связано с практической деятельностью человека. | Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях издавна сложилось два противоположных направления:
1. Субъективный идеализм — мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений); 2. Объективный идеализм — Мир «творит» некое объективное сознание, некий извечный « Мировой дух», | Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно. |
Научное Нацеливает человека на совершение нравственных поступков, веру и возможность достижения поставленных целей, но непримиримо относится к другим жизненным позициям. | Основывается на достижениях науки. Человек с таким мировоззрением отнесется к молнии как к атмосферному явлению, а не как с мифологическим, как гнев богов. | Люди, у которых сформировалось научное мировоззрение, обычно обладают развитым критическим мышлением. Они склонны перепроверять факты и верят лишь тому, что доказано или достаточно твёрдо аргументировано. Эта форма мировоззрения строит-ся на научном познании и является самой точной. При этом она отвечает не на все вопросы. В связи с этим умение признавать собствен-ное незнание является одной из черт людей, обладающих научным мировоззрением. |
Задание 3. Максимальное количество баллов – 3.
Задание: Сформулируйте основные этапы формирования мировоззрения, определите, какие факторы оказывают влияние на формирование содержания мировоззрения на каждом этапе.
Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Основные этапы формирования мировоззрения:
I этап — мироощущение — чувственный, эмоциональный, «лоскутный» образ мира.
II этап — мировосприятие — преимущественно чувственный, соединённый образ мира.
На основе этих этапов формируется образ мира, полученный в результате его чувственного восприятия.
III этап — миропонимание — характеризует познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и основывается на рациональном объяснении мира.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения.
Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:
-
Окружение человека с первых дней его жизни. Семейные традиции и то, как родственники общаются между собой, ребенок перенимает, считая нормой. Это первые ступени в образовании мировоззрения. Общение в детском саду, школе со сверстниками, а затем студенческая, взрослая жизнь даруют новый опыт и цели. -
Местность, где человек появился на свет. Страна, в которой родился новый член общества, ее история, обычаи народа, населяющего данную территорию, — структура мировоззрения все это объединяет в единое целое, в будущие достижения человека. -
Вероисповедание. Мировых религий достаточно много, и они значительно влияют на восприятие личностью происходящего вокруг. Каждая вера обогащает духовную жизнь человека, предохраняет от неправильных и опасных поступков. Каноны некоторых признанных религиозных организаций направлены на объединение людей, поддержку близких и нуждающихся.
Могут быть внешние и внутренние:
- внешние факторы: а) историческая эпоха; б) определенный социально-экономический строй общества; в) особенности культуры (религиозная или атеистическая, национально-этническая специфика и др.); г) социально-классовая структура общества и место, занимаемое в ней человеком; д) общественная микросреда человека (семья и ближайшее окружение – друзья, учебные и трудовые коллективы, бытовое окружение и т.п.);
- внутренние факторы: а) самовоспитание; б) самообразование; в) самореализация в практической деятельности.
Задание 4. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Выберите любое философское направление или конкретное философское учение (на выбор студента) из раздела «История философии» и сформулируйте критические тезисы, опровергающие эти идеи.
Примечание к заданию: При выполнении задания обязательно сначала сформулируйте ключевые тезисы, описывающие фундаментальные идеи философского направления. При формулировании критических тезисов постарайтесь опираться на факты, доказывающие или опровергающие вашу точку зрения.
Философское направление: РАЦИОНАЛИЗМ | |
Тезисы/Основные идеи | Критический анализ |
Признает разум, мышление основой познания | В познании всегда необходим синтез чувственного и рационального. |
В сознании человека есть набор некоторых исходных "врожденных" идей. Это такие идеи, как "я мыслю, следовательно существую", основные положения логики и математики (целое больше части и т.п.). Исходя из них как из аксиом можно посредством логических выводов получать знание о действительности. | Никаких врожденных идей не существует. От рождения сознание человека есть "чистая доска", а все знание первоначально приобретается из восприятия и опыта. Пример: пока человек не обожжётся о горячий предмет он не понимает, что его трогать нельзя и о последствиях. |
Считает основным методом познания логическую дедукцию - вывод из общих идей разума более конкретного знания. В этом они ориентировались на методы математики, пытались построить и в других науках такие же строгие дедуктивные системы. | Главную роль играют наблюдения, факты и их обобщения с помощью индукции. Индуктивный метод предполагает сначала сбор многих фактов, наблюдений, а затем их обобщение с целью обнаружения общих свойств и устойчивых взаимосвязей, которые выражаются в виде законов. |
Задание 5. Максимальное количество баллов – 4.
Информация для выполнения задания: В современном обществе требования к практической направленности получаемой информации существенно возросли. Можно отметить, что девизом становится фраза: «Знание должно быть реализуемо в практической деятельности». Одним из эффективных механизмов выстраивания пошаговых алгоритмов деятельности является метод чек-листов.
В переводе с английского check означает «проверка», а list - «список». Поэтому чек-листы иногда называют «контрольными списками». Чек-лист - это заранее определенный список задач или действий, который используют в качестве инструкции. Таким образом, чек-лист - это перечень пошаговых действий, которые необходимо выполнить, чтобы получить определенный результат в какой-либо работе. Внедрить его просто, пользоваться им удобно, и, как показывает мировой опыт, он позволяет существенно сократить число ошибок в самых разных сферах жизни. Чек-листы были введены в различные профессиональные сферы, где требуется принимать решения.
Задание: Составьте чек-лист для реализации целей самообразования и успешного обучения по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга.
12 сентября 2021 года
Самообразование и успешное обучение по специальности с учетом научной информации о возможностях мозга
0%
Успешно пройти обучение по специальности в НСПК+
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет+
Участие в конкурсах и олимпиадах по профессии+
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации+
Посещение предметных выставок и тематических экскурсий по дисциплине+
Общение с коллегами не только в рамках образовательного учреждения, а также активное участие в работе педагогических интернет-сообществ.+
Участие в работе научно-практических конференций, семинаров, тренингов, конкурсов, дискуссий, совещаний по обмену опытом с коллегами.
+
Дополнять и совершенствовать рабочие программы по преподаваемым предметам+
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по дисциплине, ПМ повышенной сложности или нестандартной формы+
Автор Агалакова Н.А.
Создано в программе чек-лист эксперт.
Задание 6. Максимальное количество баллов – 4.
Задание: Современный мир предъявляет человеку новые условия и требования для жизнедеятельности. Многие ученые активно заявляют о необходимости кардинально переформатировать систему научных знаний и методов. Посмотрите видео-фрагмент выступления Сергея Капицы «Как развивается мир». (Источник https://www.youtube.com/watch?v=FKVawCxrf28)
Ответьте на вопрос и выполните задание:
Запишите приоритетные темы и проблемы современных научных исследований о мире и человеке.
Как вы считаете, почему именно эти темы считаются перспективными?
В глобальных проблемах П.Л. Капица различает три основных аспекта.
Первый – технико-экономический. Он, собственно, объединяет проблемы, связанные с истощением природных ресурсов. Среди этих проблем, как считает П.Л. Капица, главной является энергетическая, ибо проблема получения любого вида природных ресурсов, в конечном счете, сводится к энергетической проблеме.
Второй аспект – это экологический, связанный с биологическим равновесием в условиях глобального загрязнения окружающей среды. Это равновесие в том глобальном биогеохимическом процессе, которому все время привлекал наше внимание В.И. Вернадский.
Третий аспект – социально-политический. Собственно, этот аспект охватывает те социально-политические проблемы, без решения которых в глобальном масштабе невозможно реализовывать, воплотить в жизнь найденные технико-экономические и экологические решения.
Решение данных проблем являются приоритетными задачами на ближайшее время т.к. их игнорирование приведёт к негативным и порой необратимым последствиям для человечества.
Задание 7. Максимальное количество баллов – 3.