Файл: Развитие науки. План и его составление в научной сфере.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Развитие науки. План и его составление в научной сфере.

Ключевые слова: наука, научно-исследовательская организация, вуз, кластер, технологии

Цели: 1. Обобщить знания по теме «Развитие науки. План и его составление в научной сфере»;

2. Активизировать лексический словарь; закреплять ЗУН по словообразованию, грамматике, стилистике;

3. Развивать следующие виды речевых интенций:

Информативные интенции: запрашивать о событиях, фактах, причинах, целях, следствиях; условиях, объяснять, выяснять, дополнять.

Оценочные интенции: высказывать мнение, предположение, сравнивать, оценивать эффективность, целесообразность.

Извлекать из научного текста фактическую информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора, определять тему и идею.

Текст-повествование с элементами описания: временная последовательность событий. Логико-смысловые отношения в предложении: объектные, атрибутивные, временные, причинно-следственные, уступительные, целевые отношения в предложении.
СРСП: Сделать сообщение на тему «Научные открытия казахстанских ученых» с опорой на составленный план текста.

СРС: Составить повествование о развитии изучаемой науки (по материалам Интернета и периодической печати) с отражением временной последовательности событий.
Теоретический материал

Одним из видов текста является план.

План – это краткие записи, отражающие последовательное расположение частей текста; краткая программа какого-нибудь изложения. Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т.д.).

Тезисный план - план из тезисов. Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисыобычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.


Назывной план составляется в форме назывных предложений, т.е. односоставных предложений с одним главным членом – подлежащим (например: 1. Возможности применения информатики. 2. Общие закономерности информатики).

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

По структуре планы бываютпростые и сложные (развернутые).

Простой план – это перечисление основных пунктов смысловых частей текста.

Сложный (развернутый) план к основным пунктам (римские цифры) имеет подпункты, которые детализируют или разъясняют их содержание (арабские цифры, строчные буквы). В нем четко обозначены вступительная, главная и заключительная части. Такой план поможет написать логичную, стройную по композиции работу, в которой все части будут объединены темой и основной мыслью.

Как составлять сложный план

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала

Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:

I. …

а)…

б) …

II. …

а)…

б)…

III. …
Глоссарий по теме


Фактическая информация - сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Интенсивный – сильный, напряженный, энергичный

Филиал – отдел, отделение

Инновационная инфраструктуракомплекс взаимосвязанных структур, ресурсов и средств, обслуживающих и обеспечивающих внедрение инноваций и реализацию инновационной деятельности.

Бизнес-инкубатор - организация, занимающаяся поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах развития: от разработки идеи до её коммерциализации.

Венчурное финансирование - финансирование, сопряженное с высокими рисками; венчурный финансовый капитал обычно вкладывается в новую технику, технологию, освоение новых видов производств.

Инновационный кластер - основан на ведущей роли исследовательского университета, вокруг которого должен сформироваться целый пояс научно-исследовательских институтов, центров крупных компаний, высокотехнологичный малый и средний бизнес,

Технопарк - территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов. 

Трансфер (от англ. to transfer)  - переносить, перемещать.
Работа с текстом

1. Прочитайте текст.

Развитие науки в Казахстане

Зарождение науки в Казахстане началось в начале XX века, когда были созданы Уральская ветеринарная станция (1897 г.), Красноводопадская семеноводческая станция (1909 г.). Позже к ним добавились Уральская опытная сельскохозяйственная станция (1914 г.), Алма-атинский санитарно-бактериологический институт (1925 г.).

К 40-ым годам в республике работали 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственных опытных станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в г. Алма-Ате.

Эти научно-исследовательские организации в основном решали вопросы развития сельского хозяйства и здравоохранения. Начавшийся быстрый подъем производительных сил республики потребовал более интенсивных исследований по проблемам и других отраслей народного хозяйства и внедрения их результатов. В связи с этим созданная в 1932 г. казахстанская база Академии наук СССР, имевшая два сектора - зоологический и ботанический, в 1938 г. была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором перед началом Великой Отечественной войны работали 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук.


За годы войны в составе филиала были образованы 13 научно-исследовательских институтов и его работниками проведены подготовительные мероприятия к организации АН КазССР. В этот период в развитии науки казахстанским ученым большую помощь оказали академики В.А. Обручев, С.И. Вавилов, И.П. Бардин, В.Л. Комаров, И.Ф. Григорьев.

31 мая 1946 г. директивными органами республики было принято постановление "Об учреждении Академии наук Казахской ССР". Был утвержден первый состав Академии наук, в который вошли видные деятели науки, техники и культуры Казахстана, академики М.О. Ауэзов, А.Б. Бектуров, И.Г. Галузо, М.И. Горяев, А.К. Жубанов, Н.Г. Кассин, С.К. Кенесбаев, Н.В. Павлов, М.П. Русаков, К.И.Сатпаев, Н.Т.Сауранбаев, Г.А.Тихов, В.Г. Фесенков, С.В. Юшков.

Первым президентом Академии наук Казахстана был избран К.И. Сатпаев, который в этом же году стал действительным членом Академии наук СССР.

В период до 80-х г. развитие экономики в Казахстане имело более высокие темпы, чем в целом по Союзу. Этот процесс сопровождался и интенсивным научно-техническим прогрессом. За эти годы коллективам ученых и специалистам предприятий Казахстана за разработку и внедрение достижений науки и техники были присуждены Ленинские и Государственные премии.

В республике в эти годы создан ряд новых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе шесть институтов в составе Академии наук. К началу 80-х г. в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Основные научные силы были сосредоточены в Академии наук - 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем важнейшим направлениям экономики и науки.

Крупные научные силы имелись также в 55 высших учебных заведениях Министерства высшего и среднеспециального образования, 13 научных учреждениях Минздрава, 14 научно-исследовательских институтах Восточного отделения ВАСХНИЛ, 3 НПО Минсельхоза республики. Кроме того, прикладные исследования вели 40 филиалов и подразделений союзных НИИ, находившихся в Казахстане.

В 90-е гг. в Казахстане насчитывалось 279 научных учреждений, в том числе филиалы и самостоятельные лаборатории НИИ и вузов союзного подчинения. Численность работников, занятых основной научно-технической деятельностью, составила 50,6 тыс. человек.


С обретением независимости в республике началось формирование новых подходов к развитию науки и управлению НТП в соответствии с задачами становления Казахстана как суверенного государства. Вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики и системы управления наукой страны были положены в основу Закона РК "О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан", принятого в январе 1992 г. В феврале было образовано Министерство науки и новых технологий. После ряда реорганизаций республиканским органом, реализующим государственную научную и научно-техническую политику, стало Министерство образования и науки РК.

В ведении Министерства образования и науки в настоящее время находятся 55 научных организаций. В них работают свыше 5 тыс. человек, из них более 2,3 тыс. научных сотрудников, в том числе 450 докторов наук и около 1000 кандидатов наук.

https://studbooks.net/604078/kulturologiya/razvitie_nauki_kazahstane
2. Извлеките из текста фактическую информацию (сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности).

3. Охарактеризуйте данный текст как текст-повествование с элементами описания, в котором отражена временная последовательность событий.

4. Составьте хронологическую таблицу, используя содержание текста.
Практические задания

1. Разделите для переноса слова: институт, состав, государство, исследования, деятельность, промышленность, сырьё, перспективный.

2. Восстановите логико-смысловые отношения в предложениях, раскрыв скобки и употребив слова в нужной форме.

При посредничестве языка происходит приобщение широких масс населения к (открытия) науки, (ценности) культуры, формирование всесторонне (развитая) личности.

Управленческое мышление будет развиваться на основе (использование) (научные достижения).

Интеграция замечательных  (инновации) будет сложной комплексной (задача).
Работа с текстом

1. Прочитайте текст.

Инновационная инфраструктура Казахстана

Инновационная инфраструктура рассматривается как совокупность посреднических организаций, связывающих бизнес, науку и образование. В стране налажена система инструментов поддержки инноваций, включающая инновационные гранты, услуги технологического бизнес-инкубирования, проектное и венчурное финансирование, услуги офисов коммерциализации.