ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Галиева Эльза, 204В, Альметьевск.
Вопрос 1: Конституционно-правовые основы информационного права. Перечислите статьи Конституции РФ и РТ регулирующие информацию и информационные правоотношения.
Ответ: Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ.
Часть 2 ст. 24 Конституции РФ закрепляет общее право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Этому праву корреспондирует общая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, располагающих такого рода информацией, ее предоставлять по соответствующим запросам. Возможные исключения из этого общего правила должны обязательно иметь форму закона.
Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: "Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом".
Право на свободный поиск информации предоставляет человеку и гражданину юридически обеспеченную возможность производить любые, не запрещенные законом действия, направленные на поиск и консолидацию информации, осуществляя правомерный запрос в органы государственной власти, архивы, информационные службы, справочные и иные организации.
Подобное право может реализовываться как самостоятельно, так и через уполномоченных представителей, правомочия которых подтверждены необходимыми документами, за исключением определенной, конфиденциальной информации, поиск которой возможен лишь непосредственно самим заинтересованным лицом. Ограничение — охрана информации, составляющей охраняемую законом тайну.
Право получать информацию обеспечивается возможностью лица запрашивать информацию и требовать ее получения у лиц, обязанных ее предоставить, в той форме и том виде, в котором она испрашивается и предусмотрена законом[11].
Право на передачу информации можно рассмотреть как в биологическом аспекте, то есть право на передачу своих генов своим детям, закрепленное действующим семейным законодательством, так и в иных аспектах. В социологическом аспекте такое право можно представить в виде гарантированной возможности родителей воспитывать своих детей без неправомерного вмешательства любых иных лиц. Кроме того,
процесс передачи информации, его форма, способ, субъекты и особенности определяются участниками информационных отношений самостоятельно и не должны подвергаться цензуре, но должны быть правомерными. Ограничения – требования к охране конфиденциальной информации.
Право на производство информации непосредственно связана с творческим актом. В таком случае информация является результатом интеллектуальной деятельности и подлежит правовой охране в соответствии с авторским и патентным законодательством, причем охране подлежат и непосредственно авторские и смежные права.
Право на распространение информации представляет собой доведение информации любым, не запрещенным законом образом до сведения определенного или неопределенного круга лиц, что осуществляется с соблюдением требований к правомерности. Право ограничивается требованием охраны информации, составляющей тайну
Право на использование информации является производным от прав на передачу, производство и распространение информации. Лицу предоставляется право самостоятельно выбирать виды, формы, способы, цели и особенности использования информации, не превышая при этом пределы осуществления прав.
Вопрос 2: Составьте сравнительную таблицу понятие информационных правонарушений.
*Информационное правонарушение – общественно опасное противоправное и виновное деяние (действие, бездействие), совершенное в сфере информации, либо иных областях человеческой деятельности, но с использованием информационных систем.
Общие признаки: | 1.общественная опасность; 2.противоправность; 3.виновность деяния. |
Специальные признаки: | 1.Совершаются в сфере информации (поиска, передачи, защиты, хранения и использования информации) и иных областях человеческой деятельности (имущественные правонарушения, неимущественные, в области конституционного права личности, в области гос. управления, в ходе избирательной компаний), но с применением информационных систем, следовательно, носят двойную природу. Совершаются с помощью вспомогательных средств, с ними легче достигнуть цели. Общественная опасность может быть разного уровня и разной степени (количественный и качественный признак) Виновность – умышленная и неосторожная форма вины (при утрате тайны). Объект посягательства (чаще всего это эл.документ) – это компьютерная информация.- категория, м.б.все элементы информационной системы: 1. Объект посягательства; 2. Средство совершения преступления (статья 272, 274 УК РФ новая редакция). |
Гражданско-правовые деликты возникают: | .из закона (ответственность в сфере интеллектуальной деятельности); 2.из договора; 3.вследствие неосновательного обогащения (БД, программа для ЭВМ); 4.вседствие причинения вреда Сфера имущественных и личных неимущественных отношений – все объекты гражданского оборота (ч.4 ГК) Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. Интеллектуальная собственность охраняется законом. |
Дисциплинарные информационные правонарушения | Это сфера трудовых отношений, отношения м.д. работником и работодателем. Персональные данные (информация ограниченного доступа: компьютерная тайна) п.6 ст.87 Трудового кодекса «Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований» |
Административные информационные правонарушения | Административные правонарушения – сфера государственного управления. КоАП включает 100 составов административных правонарушений (главы 13 – 28 составы в информационной сфере), 80 составов – иные сферы с применением информационной сферы. Сфера государственного управления – обеспечение прав и свобод человека и гражданина, сфера общественного порядка и нравственности, сфера осуществления государственной власти. Для характеристики общественных правонарушений, необходимо знать степень общественной опасности административного правонарушения. (глава 13 КоАП – не предоставление сведений информации, нарушение порядка сведений, сайта, ПД, тайна, свобода слова). |
Задача:
Компания «Московский табак», производитель сигарет «Бундестаг» обратилась в ФАС с требованием привлечь к ответственности компанию «Табачная фабрика имени С.Стрельницкого», производителя сигарет «Walk» за рекламный ролик, продемонстрированный по ночному спутниковому региональному кодированному телеканалу «TRT-мир» следующего содержания: Два молодых человека с сигаретами в руках идут навстречу симпатичной молодой девушке. Девушка подходит к одному, морщится, подходит к другому, внимательно смотрит ему в глаза, берет под руку и они уходят вдвоем. Молодой человек, которого девушка отвергла, удивленно смотрит на своего друга. Тот уверенно ему говорит: «пока ты куришь свой «Бундесрат», ты всегда будешь в проигрыше». Камера крупно показывает сигареты Walk. На экране появляется предупреждающая надпись: «Минздрав предупреждает: Курение вредит Вашему здоровью». По мнению компании «Московский табак» «Табачная фабрика имени С.Стрельницкого» допустила следующие нарушения: разместила рекламу табачной продукции на телевидении, допустило использование в рекламе бранных слов и выражений, опорочила деловую репутацию компании «Московский табак», совершила акт недобросовестной конкуренции. 1. Решите дело. 2. Сколько нарушений допущено в рекламе? 3. По скольким основаниям ФАС РФ имеет право привлечь нарушителя к ответственности?
Решение:
В данной ситуации нарушений допущено три нарушения в рекламе. По всем трем нарушениям ФАС РФ имеет право привлечь нарушителя к ответственности. В соответствии с ФЗ "О Рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (действующая редакция от 21.07.2014). Статья 23. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. 1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна: 1) содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться:
1) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;
Пунктом 1 части 2 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» законодательно установлено, что реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании18, т.е. для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей введен полный запрет на некоторые способы распространения рекламы – в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании. В соответствии со ст. 152 ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации. «Табачная фабрика имени С.Стрельницкого» опорочила деловую репутацию компании «Московский табак», совершила акт недобросовестной конкуренции. Требования соблюдены только в соответствии со ст.23 ч.3 Закона о рекламе. 3. Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В части 3 статьи 23 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 10% рекламной площади (рекламного пространства). Федеральным законом «О рекламе» требования к содержанию предупреждения о вреде курения не установлены. Рекламодатели по своему усмотрению могут формулировать текст предупреждения, использовать тот или иной шрифт, однако такое предупреждение о вреде курения должно быть четким и ясным, хорошо различимым на фоне рекламы, т.е. должно быть именно предупреждением (привлекать внимание потребителей). Наиболее распространенным способом такого предупреждения является сообщение: «Минздравсоцразвития России предупреждает: курение вредит Вашему здоровью».