Файл: Личностные особенности людей, изучающих психологию (Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.

Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.

Эти вопросы рассматривались в контексте:

Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).

Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)

Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.


Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде

последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)

Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе

он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

№ пп

Качество

Удельный

вес, %

1

Умение слушать (слышать), понимать других людей

59,2

2

Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность

52,8

3

Доброта, любовь к людям

52,0

4

Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу)

44,1

5

Интеллект

41,7


Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.

Заключение

В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.

Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.

В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.

Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.


Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.

Список использованных источников

  • Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.:Педагогика, 1982. - 320 с.
  • Браун Дж. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СП16.: Питер, 2001. - 352 с.
  • Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СТ16.: Питер, 2001. – 304 с.
  • Хъелл Л. Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СП16.: Питер Ком, 1998. -608 с.
  • Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
  • Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. - 288 с.
  • Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
  • Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб., 1994. – 293 с.
  • Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.:Смысл, 1998. – 109 с.
  • Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
  • Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.

ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»

Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования

Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.

Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.


В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.

3. Изучить личностные качества психолога.

4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.

Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования

Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.

Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.

Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.