Файл: Оценка уровня конкуренции в отрасли лакокрасочной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция в повседневной жизни встречается практически во всех её проявлениях: от домашнего быта и животного мира до политических дебатов и рыночных отношений.

Большинство наших соотечественников ассоциируют слово «конкуренция» с чем-то негативным, конкурент – враг. Хотя на самом деле конкуренция – это вид рыночных отношений, не имеющий эмоционального окраса. Конкурент – такой же участник на рынке, стремящийся стать лучше. А какие отношения установите, дружеские или враждебные, решать вам.

Анализ и оценка конкурентных действий будет актуальна до конца существования рынка как такового, поскольку он с каждым днём реагирует на технологический прогресс, политические и экономические реформы, а также запросы потребителей.

Объект исследования – отраслевая конкуренция. Более узкое понятие конкуренции, позволяющее выделить проблемы конкретно в определённой отрасли, оценить возможные и существующие риски, возможную рентабельность и множество других практических показателей.

Предметом исследования является особенности термина «отраслевая конкуренция», оценка методик анализа конкуренции в конкретной отрасли.

Целью данной работы решено было назначить оценку и анализ конкуренции в отрасли, а также определение специфики деятельности предприятий на этом рынке и различных конкурентных действий для получения преимуществ на рынке.

В соответствии с этим, задачи, стоящие перед нами в процессе выполнения работы, следующие:

  1. Разобрать более детально понятие конкуренции;
  2. Понять, что такое конкуренция в отрасли, выявить её актуальность на сегодняшний день;
  3. Определить, к какому типу конкуренции относится выбранная нами отрасль;
  4. Проанализировать выбранную отрасль моделью пяти конкурентных сил Майкла Портера;
  5. Составить список возможных преград для открытия бизнеса в данной отрасли;
  6. Оценить проблемы данной отрасли на законодательном и рыночном уровнях;

В ходе анализа конкуренции используется набор концепций и методов, которые позволяют уловить изменения условий производства и определить характер и мощь конкурентных сил. На основе анализа принимается решение о сложившейся в отрасли ситуации и выносится заключение о привлекательности отрасли.[1]


Глава 1. Понятие и параметры конкуренции в отрасли

Понятие и параметры конкуренции в отрасли

Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.[2]

Конкуренция позволяет поставить в равные условия все организации, находящиеся в одной отрасли. Однако, в современном мире, такое понятие напрочь отсутствует. Дело в том, что равные условия для всех присущи лишь Совершенной конкуренции. Одним из экономистов, кто впервые наиболее подробно изложил понятие совершенной конкуренции, был А. Смит.

Существует множество других видов конкурентных отношений, которые лишь похожи на совершенную конкуренцию (Таблица 1.)

  • Монополистическая конкуренция, наиболее распространенная модель рынка в наше время. Большая насыщенность организациями, абсолютно разные объёмы производства и распределение долей рынка.
  • Олигополия встречается не так часто. Как правило в отраслях с серьёзными входными требованиями, либо большими капиталовложениями на начальном этапе. Присутствует альтернатива в выборе для потребителей, однако количество организаций в разы меньше, нежели в модели монополистической конкуренции.
  • Чистая монополия формируется чаще всего государством для контроля над отраслью. Ещё вариант, когда монополия создаётся искусственно по определённым причинам, например, из-за крайне низкой потребности и нерентабельности производства.

Все монополии в России контролируются Федеральной Антимонопольной Службой (ФАС). Данная организация создана за контролем цен, действий монополистов, а также для предотвращения образования монополий в других отраслях, не подконтрольных государством.

Остановимся более подробно на модели монополистической конкуренции, как самой распространенной.

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и свободной конкуренции. Точнее, она включает в себя очень значительный объем свободной (совершенной) конкуренции и небольшую дозу чистой монополии.


Монополистическая монополия характеризуется сравнительно большим числом продавцов (от 25 до 70 в отрасли), которые производят не однородные, а разнородные (дифференцированные) виды продуктов (женская или мужская одежда, обувь, мебель и т.д.). Дифференциация создает благоприятные условия для продажи продукции и ее изготовления. В условиях монополистической конкуренции относительно большое число предприятий предлагает покупателю похожую, но не идентичную продукцию. Отсюда вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции.

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка. Поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой.

2. Тайный сговор между фирмами по ограничению продаж и цен невозможен.

3. Каждая фирма, определяя свою политику, не учитывает возможную реакцию со стороны конкурентов, так как снижение цены, например, слабо влияет на ее 25-70 соперников.

4. В условиях совершенной конкуренции фирмы производят однородную продукцию. При монополистической конкуренции фирмы выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация принимает различные формы. Так,

а) продукты могут различаться по своим качественным параметрам (1,2,5-тискоростные велосипеды, автомобили разной мощности двигателей и т.п.);

б) по форме и методам оказания услуг: упаковка товара в магазине, доставка товара на дом, продажа его в кредит, зачет в цену покупаемого товара стоимости старого и т.д.;

в) размещение и доступность предприятий торговли: малые магазины - ближе к потребителю; они успешно конкурируют с супермаркетами;

г) стимулирование сбыта: например, данный фасон джинсов связывается с именем какой-либо знаменитости.

5. Вступление в отрасль относительно легкое (так же, как и выход из нее) так как предприятия невелики по размеру и капиталам; но вместе с тем существуют определенные сложности, которые затрудняют вступление к борьбе новых фирм. Это сближает эту модель с монополией: существующие фирмы могут иметь патенты, авторские права на фабричные марки, торговые знаки, что увеличивает трудности их успешного копирования.

Вследствие существования в данной модели рынка пусть ограниченной, но монопольной власти существует определенная неэффективность использования ресурсов. Производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем в условиях совершенной конкуренции. В результате общество несет определенные издержки, поскольку цены здесь несколько выше, а объемы производства ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Однако потребитель компенсирует в какой-то мере эти потери широким выбором марок, видов, стилей и качества практически любого товара или услуги, создающих возможность удовлетворения любых потребительских вкусов.[3]


Также различают две формы конкуренции - ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция осуществляется вокруг цен товаров и их составляющих (издержек, прибыли). Уменьшение издержек при прежней цене означает увеличение прибыли. Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка.

Ценовая конкуренция в первую очередь связана с затратным подходом к ценообразованию. Чем модель рынка ближе к модели свободной конкуренции, тем больше ее масштабы. При снижении количества продавцов на рынке, эффективности ценовой конкуренции считается, что цена определяет уровень качества товаров.

Неценовая конкуренция является преобладающей и осуществляется на основе изменения свойств, качества и ассортимента продукции. К приоритетам также относятся производство новых видов продукции, формирование новых потребностей и создание на этой основе новой структуры спроса, ускорение морального износа товаров, создание новых предпродажных и послепродажных услуг. Эту форму конкуренции следует связывать с ценностными формами ценообразования.

Методы неценовой конкуренции применяются тем шире, чем в большей мере цены на рынке регулируется его участниками. Основными формами неценовой конкуренции являются дифференциация продукта (услуг), улучшение его дизайна и потребительских свойств и реклама. У каждой из этих форм конкуренции имеются свои преимущества и недостатки.[4]

Способы оценки конкуренции в отрасли

Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка — количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены.

Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.

  • Количество фирм в отрасли

Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много). Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними. Считается, что фирм в отрасли много, когда объем производства каждой относительно невелик, ни одна из фирм не занимает лидирующих позиций и не может угрожать конкурентам. Напротив, производителей считается мало, когда фирмы достаточно крупны относительно рынка, и деятельность каждой вызывает ответную реакцию со стороны конкурентов. Предельным количеством малого является монополия — отрасль одной фирмы.


Для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке служит коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса. Он показывает степень количественного изменения цены фирмы А при изменении объема выпуска фирмы В на 1%.

Формула расчета коэффициента перекрестной эластичности:

Возможны три случая:

1. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А растет (снижается), то такие товары называются взаимозаменяемыми (субститутами).

В этом случае.

Например, «Кока-Кола» подорожала на 10%, в результате чего спрос на нее снизился, зато спрос на «Пепси-Колу» вырос, допустим, на 15%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на «Пепси» по цене «Кока-Колы» равна

Если же «Кока-Кола», напротив, подешевеет (процентное изменение цены будет отрицательным), то спрос на «Пепси» упадет (процентное изменение спроса будет отрицательным). Тогда и в числителе, и в знаменателе будут стоять числа с отрицательными знаками, но результат все равно будет положителен.

2. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А снижается (растет), то такие товары называются взаимодополняющими (комплементарными).

В этом случае.

Например, запчасти для автомобилей подорожали на 10%, в результате чего спрос на машины упал на 5%. Следовательно, перекрестная эластичность спроса на автомашины по цене запчастей равна:

В свою очередь при удешевлении запчастей спрос на машины возрастет, но эластичность спроса на автомобили по цене запчастей останется отрицательной.

3. Если при росте (снижении) цены товара В спрос на товар А не изменяется, то такие товары называются независимыми.

В этом случае .

Чем выше объемная перекрестная эластичность спроса, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия.

  • Тип производимого продукта.

Тип производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный). Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то они относятся к однородной продукции. Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями (причем разница между товарами может быть как реальной — по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услугам, так и мнимой — фирменная марка, упаковка, реклама), то продукция является дифференцированной. На рынке монополии продукция носит уникальный характер, так как не может быть ничем заменена.