Файл: Оценка уровня конкуренции в отрасли лакокрасочной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покупатели демонстрируют высокую чувствительность к цене, и имеют высокую потребность снизить уровень своих затрат в будущем.

Продукты, закупаемые в отрасли, являются сырьем для другой отрасли. Поэтому покупатели будут склонны снижать издержки закупки и искать более выгодные предложения для снижения себестоимости своей готовой продукции.

Потребители не удовлетворены качеством существующего на рынке товара имеют скрытую или явную потребность в новых условиях и свойствах.

Третья сила: Рыночная власть поставщиков

Поставщики могут оказывать влияние на конкурентоспособность товара компании на рынке, так как являются владельцами ресурсов для производства товаров отрасли. Рост цен на сырье и заключение сделок на невыгодных для компании условиях приводит к росту себестоимости готовой продукции, росту издержек производства. В случае невозможности повышения розничных цен на готовые товары на сопоставимом с ростом сырья уровне — в отрасли снижается прибыльность от реализации товаров или услуг.

Условия роста влияния поставщиков

Существует 4 ситуации, в которых поставщики получают высокий уровень влияния на прибыль компании:

Количество поставщиков в отрасли незначительно. Крайний случай: существует монополия или олигополия на рынке.

Объем ресурсов, который производят поставщики, ограничен в объеме и во времени, не обеспечивает потребность рынка.

Издержки переключения на альтернативных поставщиков высоки (что может быть связано с уникальностью сырья, или с существующими обязательствами перед поставщиками).

Отрасль не является приоритетной для поставщиков, и реализация в ней своих ресурсов не обеспечивает значимой доходности и дохода для поставщика.

Четвертая сила: Появление товаров-заменителей

Товары-заменители (или товары-субституты) ограничивают потенциал рынка с точки зрения роста цен. Обычно товары-заменители оказывают влияние на установление верхней границы рыночных цен, что в условиях роста издержек производства и сырья снижает рентабельность компаний. Пока игроки рынка не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров-заменителей – в отрасли будет иметь место невысокая прибыль и ограниченный рост рынка.

Особую угрозу для роста и прибыли компании предоставляют следующие виды товаров:

  • Товары-заменители, способные обеспечить лучшее соотношение «цена-качество». Такие товары при отсутствии высокого уровня дифференциации будут всегда стимулировать потребителя к переключению.
  • Товары-заменители, производимые крупными игроками, имеющими высокие прибыли на альтернативных рынках и способные иметь на существующем рынке менее прибыльный бизнес.

Самый эффективный метод борьбы с товарами-заменителями – построение сильной торговой марки: четкая дифференциация и дополнительные преимущества от потребления товара компании, борьба со стандартизацией товара, технологические усовершенствования, формирование лояльности к продукту.

Пятая сила: Внутриотраслевая конкуренция

Соперничество среди существующих конкурентов сводится к стремлению любыми силами улучшить свое положение на рынке, завоевать потребителей рынка. Интенсивная конкуренция приводит к ценовой конкуренции, увеличению затрат на продвижение товара, иногда к повышению качества продукции, увеличению инвестиций в новые разработки. Все это снижает прибыльность отрасли.

  • Уровень интенсивности конкуренции высок или растет при наличии в отрасли следующих условий:
  • Большое количество игроков и их равенство в объемах продаж.
  • Невысокий рост (или падение) рынка, что приводит к постоянному переделу рынка, захвату доли рынка друг у друга.
  • Низкая дифференциация и стандартизация продукта в отрасли создает для потребителя бесконечное количество альтернатив, приводит к постоянному переключению потребителя от одного игрока к другому, обеспечивает высокий уровень нестабильности будущих доходов и прибыли.
  • Продукция относится к разряду скоропортящихся продуктов, что подстегивает снижения цен и не предоставляет возможности в замораживании товарных остатков.
  • Высокие барьеры выхода из отрасли заставляют существовать игроков с низкой рентабельностью, создают избыток производственных мощностей на рынке.[7]

Некоторые последователи Портера предлагают выделять для анализа шестую силу. Это государство. Как и насколько сильно оно может повлиять на отрасль, важно ли оно для рынка, и какие интересы преследуют её участники? Власть может поддерживать отечественных производителей, в частности предоставляя налоговые льготы некоторым игрокам, удовлетворяющим ряду требований, выделять гранты и т.д.

Также необходимо учитывать, что анализ сил конкуренции по Портеру применим не всегда, а только при определенных условиях:

  • покупатели, конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются;
  • цена определяется структурными преимуществами (создавая входной барьер);
  • нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов;[8]

Подведем небольшой итог о том, как пять сил конкуренции могут влиять на рынок. Желание новых игроков вступить в отрасль потребует от существующих конкурентоспособного ответа, что приводит к росту затрат и снижению прибыли, как и появление нового продукта-заменителя. Желание покупателей отстаивать свои интересы, и растущая власть поставщиков также может привести к падению уровня прибыли. Но, как и высокая конкуренция внутри отрасли между её участниками, все эти силы двигают рынок и заставляют его игроков постоянно улучшать свою продукцию, разрабатывать более усовершенствованные стратегии ведения бизнеса и каждый раз искать новые способы удовлетворения потребностей потребителя и своих собственных.

Рассматривая модель Портера можно сделать вывод, что пять сил конкуренции являются одним из основных источников движения всех фирм, так как благодаря им они вынуждены вести дальновидную политику, формировать свою стратегию на рынке, постоянно улучшать продукцию, тонко выстраивать отношения с поставщиками, жестко реагировать на новых игроков, приходящих в отрасль, и внимательно следить за изменениями в настроении покупателей.

Глава 2: Оценка конкуренции в отрасли лакокрасочной продукции

2.1 Краткое описание деятельности компании «НПП Теплохим»

НПП ТЕПЛОХИМ - одна из лидирующих российских компаний, специализирующаяся на разработке и производстве огнезащитных, антикоррозионных, эпоксидных материалов, а также выполнении антикоррозионных, огнезащитных, теплоизоляционных и прочих общестроительных работ на объектах различного назначения.

НПП ТЕПЛОХИМ имеет собственный завод по производству огнезащитных красок, материалов и покрытий, расположенный в г. Дмитров Московской области. Производственные мощности компании позволяют ежегодно производить тысячи тонн различных материалов для непрерывного обеспечения потребностей клиентов. Огнезащитные краски сертифицированы для поставки на рынки Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы.

Компания имеет собственную научно-исследовательскую базу, что позволяет ей разрабатывать новые материалы с улучшенными технологическими показателями.[9]


Данная организация занимается производством огнезащитных красок и выполнением работ по нанесению с 2001 года, пережив кризис, что уже заслуживает уважения. В 2015 году организация не смогла пережить сильный внутренний управленческий кризис, далее по цепочке начались финансовые трудности, после чего компания была продана в другие руки. Нынешний владелец постарался полностью сохранить научную базу, рецептуры продуктовой линейки, а также ценных кадров.

На данный момент, по примерным подсчетам, в компании работает порядка 164 человек.

Сама структура компании очень занимательна. НПП ТЕПЛОХИМ входит в группу компаний «Промтех», которая, в свою очередь, занимается реализацией внушительного перечня продукции: всевозможных эмалей, грунтов, декоративных штукатурок, а также автохимии. Всю реализуемую продукцию группа компаний производит самостоятельно на разных производственных площадках по всей России. Система менеджмента качества НПП ТЕПЛОХИМ сертифицирована Британским регистром Ллойда Lloyd‘s Register Quality Assurance в соответствии с требованиями ISO 9001:2008.

Суть пассивной защиты заключается в создании на поверхности элементов здания слоя из негорючего теплоизоляционного материала. Одним из видов таких материалов, которые используются уже в течение десятилетий, выступают пластины из вспученного вермикулита, минеральной ваты, штукатурки на основе асбеста. Однако эти материалы заметно утяжеляют здание, поскольку их необходимо наносить толстым (два−три сантиметра) слоем.

Другим видом таких материалов выступают так называемые интумесцентные краски (ИК). За рубежом они появились около 50 лет назад, в России – совсем недавно. Эти краски, будучи нанесенными на защищаемый элемент здания слоем в один−два миллиметра, образуют покрытия, которые во время пожара вспучиваются и образуют слой пенококса – негорючего состава с высокой теплоизолирующей способностью. Такой слой по противопожарным свойствам аналогичен материалам первого вида, но его масса значительно меньше. Таким образом, окрашивание ИК приводит лишь к незначительному утяжелению здания. Наряду с этим оно менее трудоемко и в целом дешевле. Поэтому в настоящее время интумесцентные краски используют в больших масштабах.

Как и традиционные лакокрасочные материалы, ИК в качестве основного компонента содержат пленкообразователь. В качестве такового чаще всего используют водные дисперсии полимеров, реже – растворы полимеров в органических растворителях. Другими компонентами ИК выступают вещества, из которых в процессе термолиза, протекающего при огневом или тепловом воздействии на интумесцентные покрытия, выделяются газы, вспучивающие другие компоненты, превращающиеся под воздействием этих газов в пенококс.


Элементами здания, которые необходимо защищать от пожара, выступают, во-первых, несущие конструкции. Необходимо защищать и стены, двери, оконные проемы с остеклением, кровли, электропроводки и проводные системы связи, водопроводы, газопроводы, вентиляционные системы, лифты. Эти элементы здания отличаются друг от друга материалами, из которых они изготовлены, и поведением при пожаре.

Универсальных ИК, одинаково пригодных для огнезащиты всех этих элементов, нет. Поэтому приходится разрабатывать ИК для защиты стальных конструкций (ССК), железобетонных конструкций (ЖБК), деревянных конструкций (ДК), для электропроводок, водопровода, газопровода, вентиляционной системы, оконных проемов с остеклением. Наиболее ответственными элементами здания выступают несущие конструкции, а из них – ССК. Они не горят, но при температуре 500 °C теряют при нормативной нагрузке несущую способность. Поэтому такая температура названа критической. До этой температуры они могут нагреться в течение нескольких минут.[10]

2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия в сопоставлении с основным конкурентом.

Конкурентоспособность не является имманентным, объективно присущим свойством объекта, а находит свое выражение только в условиях конкуренции, в сопоставлении с конкурентами. Следовательно, значение показателя конкурентоспособности предприятия, рассчитанного относительно одних конкурентов, может существенно отличаться от значения того же показателя, рассчитанного в сравнении с другими конкурентами.

Оценке конкурентоспособности хозяйствующего субъекта должен предшествовать анализ конкурентной ситуации на рынке, обосновывающий адекватный выбор объектов сопоставления (предприятий-конкурентов).

В качестве объектов сопоставления необходимо принять те предприятия, которые в наибольшей степени конкурируют с исследуемым хозяйствующим субъектом.

В таблице 1 приводятся данные о предприятиях осуществляющих свою деятельность на рынке огнезащитных материалов России.

Параметрами выбора объектов сопоставления являются следующие:

- Сегментация рынка. Предприятия-конкуренты должны действовать на одном рынке, конкурировать между собой. В противном случае сопоставление теряет всякий экономический (и математический) смысл.

- Ассортимент продукции. Сопоставлению подлежат предприятия производящие и реализующие конкурирующие товары, работы, услуги.

- Масштабы конкурентов. Целесообразно сравнивать предприятия, объемы реализации которых имеют одинаковый порядок.