Файл: Формы проявления девиантного поведения в организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время существование на рынке какой-либо организации предполагает непрерывный поиск форм и методов укрепления своего положения. На деятельность организации оказывает влияние множество различных факторов, причем как внутренних, так и внешних. Так, к примеру, постоянно меняющиеся условия внешней среды не всегда положительно влияют на жизнедеятельность организации. В этой связи организации – как системе приходится подстраиваться, приспосабливаться к внешней среде.
Однако не только факторы внешней среды можно рассматривать как наиболее значимые для организации. Известно, что без наличия организационной культуры как элемента внутренней среды невозможно представить себе сколько-нибудь здоровое существование и тем более процветание какой-либо организации. Важно чтобы ценности и поведенческие нормы, установки и мотивы поведения сотрудников разделялись организацией и соответствовали ее философии и идеологии.
Актуальность темы заключается в том, что агрессивность и неустойчивость рыночной среды спровоцировали усиление частоты и глубины проявления различных отклонений от нормального поведения, приводящих, помимо тяжёлых личностных и социальных последствий, к прямым экономическим потерям для организации.
Но что делать в том случае, когда нормы поведения сотрудников не укладываются в законы организации? Что такое отклоняющееся поведение и чем оно чревато для организации? На мой взгляд, эти вопросы можно отнести к одним из самых интересных разделов организационного поведения.
Поведение – это образ жизни, совокупность поступков и действий кого-либо. Различают несколько видов поведения: компульсивное поведение(стиль поведения, отражающий в своем развитии структуру развития химической зависимости), организационное поведение(это поведение работников, вовлечённых в определённые управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам), девиантное поведение(поведение, отклоняющееся от нормы под влиянием каких-либо причин).Мне хотелось бы остановиться на последнем, девиантном, поведении, так как дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
В современных условиях вряд ли может существовать общество, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения называется девиантным, отклоняющимся, криминальным, уголовным и т.п. Такие отклонения отличаются большим разнообразием: от пропусков школьных занятий до кражи, разбоя, убийства.
Коренные перемены в экономике России неразрывно связаны с изменением норм, определяющих поведение людей в сфере экономических отношений.
Нормы, признаваемые различными группами населения, отличаются большим разнообразием. Нормы реально действующие, формально существующие и необходимые для успешного функционирования экономики часто не совпадают и во многих случаях противоречат друг другу. Появление девиантных форм поведения в таких условиях неизбежно.
Цель данного исследования – изучение и детальное рассмотрение девиантного поведения личности в организации.
Объект исследования – девиантное поведение сотрудников в организации.
Предметом исследования являются основные принципы и методы управление девиантным поведением сотрудников внутри организации.
Задачи исследования:
- Определить понятие и сущность девиантного поведения в организации.
- Изучить формы и виды проявления девиантного поведения в организации
- Рассмотреть методы и средства преодоления девиантного поведения в организации
Глава 1. Теоретические подходы к проблемам девиантного поведения в организации
Понятие и сущность девиантного поведения в организации
Поведение персонала в современной организации отличается разнообразием поведенческих моделей. Особенно наглядно вариабельность проявляется в сложных ситуациях, которые сегодня связаны в первую очередь с кризисом и возникшей в связи с этим социально-экономической напряжённостью.
Между тем и в теории, и в практике управления человеческими ресурсами категория «поведение персонала» трактуется излишне обобщённо, что ограничивает возможности менеджмента выявлять и интерпретировать многообразные поведенческие проявления, а следовательно, принимать верные управленческие решения в сфере персонал-менеджмента. Весьма актуальной, на мой взгляд, но недостаточно изученной областью поведения персонала в организации являются поведенческие девиации.
Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.
В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников[14].
Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.
Социальная норма – исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций.
Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и применения норм становится чрезвычайно сложным делом[7].
Отклоняющееся (девиантное) поведение— форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (девиантов и делинквентов, т.е. нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества[20].
В отличие от индивидуальных расстройств поведения отклоняющееся поведение подлежит, социальным санкциям. Слабые и случайные формы отклоняющегося поведения, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми (оплошности, ошибки, срывы, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др.), фиксируются общественным вниманием и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. При этом имеют значение правила вежливости, сохранения достоинства личности, юмор, контроль над психологической агрессивностью. Обычно слабые формы отклонений носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию поведения.
Устойчивые формы отклоняющегося поведения, прежде всего аморальное и противоправное поведение, в зависимости от их социальных последствий вызывают ту или иную меру осуждения, наказания и мобилизации общественных сил для восстановления порядка и устранения предпосылок дезорганизации в будущем.
Агрессивность и неустойчивость рыночной среды спровоцировали усиление частоты и глубины проявления различных отклонений от нормального поведения, приводящих, помимо тяжёлых личностных и социальных последствий, к прямым экономическим потерям для организации.
Девиантность в трудовых отношениях выражается в действиях, которые отклоняются от установленных в организации норм, ожиданий и предписаний, включая любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Формы проявления девиаций разнообразны: неисполнение (ненадлежащее исполнение) приказов, инструкций, халатность, бездействие, нарушение условий договора, мошенничество, обман, агрессия, сокрытие информации, саботаж, фальсификации, злоупотребление должностными полномочиями. Сфера девиантного поведения весьма обширна: она может включать как собственников и менеджмент, так и рядовых сотрудников компании, партнёров, клиентов, конкурентов[22].
В отличие от девиаций, означающих поведение, социально неодобряемое, но не противоречащее правовым нормам, особую опасность для организации представляет делинквентное поведение, связанное с нарушением законодательных требований и предусматривающее наказания, вплоть до уголовных.
Вероятность возникновения девиаций высока. Только 5% работников дисциплинированы от природы и, следовательно, не склонны к нарушениям, тогда как 90% выполняют установленные требования только при наличии внешнего контроля, а 5% нарушают нормы и правила всегда.
Среди причин девиантного поведения специалисты выделяют две группы факторов:
- субъективные – рассогласование личных целей и целей организации, а также личностные и психологические особенности, индивидуальные девиантные наклонности работников;
- объективные – обстоятельства, возникающие по вине руководства, ошибки в системе управления (неоднозначные предписания, несовместимые требования, противоречивые распоряжения).
На мой взгляд, наиболее продуктивными представляются ситуационные объяснения, в которых условия трудовой деятельности рассматриваются в социальном контексте, при этом не исключается способствование девиациям и даже сознательное создание их. Так, в настоящее время отмечается намеренное увеличение (примерно на 10%) числа девиаций со стороны наёмных работников. Это — формы выражения протеста, «наказания» собственников и менеджмента компании (хищения, порча имущества, компрометация).
Проявлению девиантности способствуют стресс-факторы, конфликтные ситуации.
По данным Минздравсоцразвития РФ, 78% населения находятся в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, из них почти 30% – в состоянии депрессии и психозов. Каждый третий работник примерно один раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – практически ежедневно. Напряжённые жизненные и производственные условия усугубляют девиантные формы поведения[22].
В зависимости от степени отклонений девиации могут вызывать различные по тяжести последствия: от местных конфликтов и сбоев до полной дезорганизации всей системы управления. Участие в конфликтных ситуациях занимает до 20% рабочего времени лиц, выступающих их непосредственными участниками или посредниками. Потери рабочего времени от неконструктивных конфликтов и последующих переживаний составляют около 15–20%, а производительность труда снижается на 20–40%.
Ясно, что подобные явления приводят к снижению эффективности работы, подрыву имиджа организации, утрате рыночных позиций, потере ключевых клиентов.
Одним из феноменальных поведенческих явлений является дауншифтинг (от англ. downshifting – понижение) – осознанное движение вниз по социальной лестнице, например: отказ от карьеры, статусного благополучия, выход из бизнеса, вплоть до кардинальной смены образа жизни.