Файл: Особенности управления мужчинами и женщинами (Сущность понятия «гендер»).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Пол делит человечество на две половины. Традиционно различия между мужчинами и женщинами связывают главным образом с их морфологическими особенностями.
Современное общество – это общество глобальных трансформационных процессов и таких же глобальных общечеловеческих проблем, среди которых отдельно выделяется проблема изменения гендерной культуры и гендерных стереотипов, активно влияющих на различные стороны социальной жизни современного человека.
Пятнадцать-двадцать лет назад в России о существовании такой области социального знания, как гендерные отношения, знали немногие - те, кто читал работы западных авторов, в названии которых стояло малознакомое слово. С процессами преобразований, происходящих в России, и расширением социального знания в российском обществе, начинают активно развиваться программы по женским и гендерным исследованиям. Использование гендерного подхода в решении многих задач все более приобретает социальную норму. Не исключением становятся изучение влияния гендерных аспектов на управление персоналом.
Проблема изменения гендерных стереотипов и отношений затрагивает практически все стороны жизни и деятельности современного человека и может быть проанализирована в разных плоскостях в связи с другими социальными проблемами и процессами. Как показывают современные исследования в социологии, политологии, культурологии, психологии появляются новые аспекты в гендерных отношениях. При этом гендерные отношения рассматриваются как одно из базовых принципов социальной стратификации.
Большинство исследователей отмечают, что в современном обществе изменения в понимании гендерных отношений направлены, с одной стороны, на снижение поляризации и неравенства в отношениях мужчины и женщины в сфере трудовых, управленческих, правовых, социальных, культурных, психологических аспектов. С другой стороны, эти исследования направлены на сохранение индивидуальности, самобытности, не типичности каждой личности, а также развитие толерантности, как на личностном, так и на межличностном уровне.
В обществе существует вполне сложившееся мнение о гендерных факторах в экономике и системе менеджмента. Так, например, принято считать, что в ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный.
Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному относятся к ней. В планировании карьеры женщины, в отличие от мужчин, чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития.
Как показывают исследования, особенности пола жестко не определяют особенности и эффективность труда. В то же время имеются существенные различия, которые следует учитывать в управлении организацией их труда.
По мнению многих исследователей человеческого сообщества, понятие «гендер» должно применяться тогда, когда оно касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам. В то время как термины «мужчина», «женщина» характеризируют биологические различия между ними, термины «мужское» и «женское» относятся к чертам поведения и видами темперамента, сформированным культурой, и считаются социально соответствующими полам. На протяжении длительного времени существует феминистская теория и практика, связанная с критикой угнетения женщин, их подчинения мужчинам и стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. Нередко эта теория носила чрезвычайно радикальный характер, но она оказала влияние на значительные изменения взаимоотношений полов в обществе. На рубеже 1970-х и 1980-х годов произошло обновление феминистской теории, которое коснулось, в первую очередь, переопределения понятий «мужского» и «женского».
Термином «гендер» – в социологии определяют социальное деление в обществе на мужчин и женщин, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним, как «пол-род» или как «социокультурный пол». В литературе имеются и другие определения этого понятия, например, гендер - это «социально-окрашенное понятие пола», гендер - это «социальные проявления пола», гендер - это «социальная организация различий между полами», гендер - это «соотношение полов», гендер - это «закодированное в культуре различение между полами», «репрезентация гендерно-половой системы» и т.п.
В литературе имеются различные подходы к трактовке отношений между полами в обществе. С точки зрения биологического детерминизма отношения, складывающиеся между полами, рассматриваются как характеристики принадлежности к биологическому полу. Предполагается, что все социальные отношения в обществе, в том числе и отношения между полами, могут считаться естественными и нормальными только тогда, когда они биологически определены. Таким образом, положение полов в обществе закрепляется вне историзма и является неизменной сущностью сложившихся отношений между полами и вообще социальными группами, различающимися по биологическим признакам.
Биологический детерминизм отрицается сторонниками феминистских теорий, особенно представителями крайних феминистских воззрений, ориентированных на слом гендерной стратификационной системы. Они ставят целью разработать идеологию, т.е. теорию, ориентированную на социальные изменения. В феминистском политическом макропроекте социальная теория выступает как обоснование социальных изменений и коллективных действий. Известный социологический тезис «все в мире социально сконструировано» используется ими для изучения социальных отношений между полами. В результате утверждается, что половые роли сконструированы, мужчинами и женщинами не рождаются, а создаются. Таким образом, утверждается, что не существует ни женской, ни мужской сущности, а биология не является судьбой ни для мужчины, ни для женщины.
Новой методологической базой в современных исследованиях отношений полов в обществе являются социогуманитарные знания, связанные с активными теоретическими поисками представлений «женской истории». Что такое мужчина и что такое женщина, какое поведение приличествует каждому из них, каковы должны быть отношения между ними – это не простое отражение или продолжение их природных, биологических свойств, а продукт культурно-исторического развития общественного человека. Гендерный статус при подобном подходе встроен в структуру всех общественных институтов, а воспроизводство гендерного сознания на уровне индивида поддерживает сложившуюся систему отношений господства/подчинения во всех сферах. При таком понимании гендер выступает как один из конституирующих элементов социальной иерархии и системы распределения власти, управления, престижа, собственности.
Гендерный подход в исторических исследованиях сделал центральным предметом изучения историю гендерных отношений. Вместе с тем, такой подход к пониманию отношения полов в обществе далеко не всегда объясняет многие проблемы социальных отношений. Становясь фундаментальным организующим принципом для описания и анализа различий в историческом опыте женщин и мужчин, в их социальных позициях и поведенческих стереотипах, гендерный подход предполагает создание такой объяснительной схемы, которая учитывала бы наиболее полно происходящие исторические изменения. Таким образом, реализация возможностей, которые открыл гендерный анализ, потребовала от историков самостоятельной теоретической работы в этой сфере.
Социальные психологи в своих исследованиях допускают существование ряда биологических отличий между мужчинами и женщинами, но уверены в том, что ими нельзя объяснить ни гендерные различия, ни то, что биологические отличия полов довольно слабо влияют на поведение людей. В любом обществе существуют социальные нормы, т.е. основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий заложено в социальных нормах, приписывающих различные типы поведения, и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других люди получают непосредственно из общения с другими людьми, например, испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняются от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.
Представление о том, что значительная часть поведения человека напрямую зависит от социальных норм и социального контекста, давно принято наукой. Это означает, что у всех людей есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой же точки зрения, и что обычно каждый человек отдает себе отчет, какое именно поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Социальные психологи называют это нормативным и информационным давлением.
Многие ученые считают, очень важно для всей системы наук о человеке и обществе, становление такой науки как феминология. Феминология знаменует выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической поло-ролевой специфики. Во многих европейских странах, особенно в скандинавских, а также в Канаде и США феминология преподается в учебных заведениях, в этой области ведутся научные исследования. В нашей стране изучение, и преподавание феминологии только начинаются, но с этой наукой связывают большие возможности для изучения и понимания гендерных отношений в обществе.
Социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношение можем найти у Маркса и Дюркгейма, Зиммеля и Парсонса, Хабермаса и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана и Гарфинкеля и пр. В рамках классической и постклассической социологии вплоть до середины 1970-х годов термины «гендер» и «гендерные отношения» не употреблялись, данная область социальной реальности анализировалась в терминах отношений межу полами.
Логика марксистской социологии при всех вариантах приводит исследователей к утверждению, что гендерные отношения, т.е. отношения между полами, это один из аспектов производственных отношений, которые мыслятся как отношения эксплуатации. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной рассматривается как первичное, необходимое для существования человеческого рода.
Эмиль Дюркгкейм связывает изменение положения полов с общественным разделением труда и развитием цивилизации. В результате социального развития, считает Дюркгейм, «один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой – интеллектуальными». Большое влияние на осмысление отношений между полами в социологической мысли имели труды американского социолога Т. Парсонса. Его подход к пониманию отношений между полами получил название поло-ролевого. Согласно ему, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина – инструментальную. Экспрессивная роль означает осуществление заботы, эмоциональной работы, поддержание психологического баланса семьи. Эта роль - монополия домашней хозяйки и есть сфера ответственности женщины. Инструментальная роль заключается в регуляции отношений между семьей и другими социальными системами, это роль добытчика, защитника. Типы ролевого поведения определяются социальным положением, ролевые стереотипы усваиваются в процессе ролевых ожиданий. Правильное исполнение роли обеспечивается системой поощрений и наказаний (санкций), положительных и отрицательных подкреплений. Данный подход стал общим местом научных и повседневных обсуждений мужского и женского в понимании положения мужчин и женщин в обществе.
1.2 Гендерный подход в управлении персоналом
Проблему пола можно исследовать с психологической, культурологической и управленческой точки зрения.
Психологический и культурологический подход к проблеме пола выражается в следующем. Так, каждый человек является обладателем множества черт характера, из которых одни считаются универсальными, а другие типично мужскими или типично женскими. К типично мужским чертам относят независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность и уверенность в себе, к типично женским - уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию и сопереживанию.
Женщины значительно лучше мужчин воспринимают и анализируют детали, подробности событий, более скрупулезно расчленяют целое на составные части и анализируют их, зато мужчинам проще охватить событие целиком, оценить основные тенденции явления, установить обобщенную, интегрированную связь между частями целого.
Голландский социолог Геерт Хофстеде выяснил, что многие важные особенности поведения человека связаны со спецификой культуры страны, в которой он живет. Ученый выделил пять аспектов, характеризующих национальную и как следствие - организационную культуру. В рамках темы данной статьи представляется наиболее интересным рассмотреть ее в аспекте мужественности / женственности, не связанном с преобладанием представителей какого-либо пола в стране или организации, а также с полом руководителя или основателя компании.
Мужественная культура - та, при которой доминирующими ценностями в обществе считаются настойчивость, напористость, добывание денег, приобретение вещей, и не придается особого значения заботе о людях. Женственная культура - та, при которой доминирующими ценностями в обществе считаются взаимоотношения между людьми, забота о других и всеобщее качество жизни.
Мужественность преобладает в обществах, где социальные роли мужчин и женщин в значительной мере разнятся. Она не обязательно сопровождается юридическим неравенством полов. Скорее, речь идет о стремлении женщин в мужественных деловых культурах усвоить многие стереотипы мужского поведения. В СССР это явно проявлялось в 1930-е гг., когда женщины соревновались с мужчинами в освоении так называемых мужских профессий - летчика, шахтера, тракториста и т. п. В системе ценностей таких деловых культур преобладают мужские материальные ориентиры: стремление выделиться, сделать карьеру, проявить себя, заработать. Профессиональная деятельность в этом случае считается важнее семейных функций, в руководителе уважают силу, быстроту решений, масштабность подходов, жесткость.