Файл: Изучение безналичных форм расчетов предприятия и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством России на примере действующего субъекта хозяйствования..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ ФОРМ РАСЧЕТА
1.1. Нормативное регулирование организации безналичных расчетов
1.2. Организация безналичных форм расчета
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ООО «РАЛЬФ РИНГЕР РИТЕЙЛ»
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время в связи с развитием системы и расширением форм расчетов, как в России, так и за рубежом, особое внимание в законодательстве стало уделяться вопросам их правового регулирования. При этом развитие российского законодательства в данной сфере происходит одновременно по двум основным отраслевым направлениям: гражданскому и финансовому законодательству.
Содержание самого понятия и института безналичных расчетов в современной России сформировалось под влиянием собственно банковского развития, которое выразилось прежде всего в создании банков.
Происходящие в России социально-экономические процессы изменили природу банковской деятельности, преобразовав ее из государственного управления, осуществляемого в отношении государственных финансов, в вид частного и публичного предпринимательства, осуществляемого в условиях риска и самостоятельной ответственности, базирующегося на частных средствах банков и их клиентуры. Это требует разработки именно предпринимательско-правовых аспектов регулирования безналичных расчетов, которые ранее не были объектом комплексного юридического анализа.
В системе правового регулирования безналичных расчетов, с одной стороны, применяются нормы гражданского права, с другой – нормы финансового, в первую очередь банковского права, которые сочетают в себе как частно-правовые, так и публично-правовые нормы, что придают институту форм безналичных расчетов комплексный характер. В то же время широкое применение безналичных форм расчетов за последнее время приводит к сокращению использования наличных денежных средств, что значительно упрощает и удешевляет расходы на их осуществление, а также минимизирует нарушения при осуществлении расчетов.
Актуальность темы данной работы состоит, прежде всего, в том, что безналичная форма расчетов является преобладающей в современном хозяйственном обороте, более 80 % денежных потоков проводятся в безналичной форме. В силу этого, данная форма расчетов требует четкого, эффективного правового регулирования.
Предметом исследования являются формы безналичных расчетов торгового предприятия.
Объектом выступила организация безналичных расчетов в ООО «Ральф Рингер ритейл».
Целью данной работы является изучение безналичных форм расчетов предприятия и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством России на примере действующего субъекта хозяйствования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить нормативное регулирование организации безналичных расчетов в Российской Федерации;
- ознакомиться с организацией безналичных форм расчета;
- дать экономическую характеристику ООО «Ральф Рингер ритейл»;
- исследовать формы безналичных расчетов, применяемые в ООО «Ральф Рингер ритейл».
В работе используются материалы и законодательные акты, определяющие возможности организации форм безналичных расчетов. Практическим материалом для работы послужили первичные документы и данные бухгалтерской отчетности ООО «Ральф Рингер ритейл» за 2016-2018 г.г.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ ФОРМ РАСЧЕТА
1.1. Нормативное регулирование организации безналичных расчетов
в Российской Федерации
Внимание законодателя к детальной правовой регламентации безналичных расчетов и их широкому внедрению в гражданский оборот, обусловлено не только хозяйственными причинами, но и целенаправленной борьбой государства с финансированием терроризма, отмыванием нелегальных доходов, уклонением от уплаты налогов. На уровне законодательной инициативы ставятся вопросы об ограничении сумм наличных денежных расчетов для физических лиц. В этом смысле, безналичные расчеты представляются более «прозрачными», по сравнению с наличным денежным оборотом.
Безналичные расчеты в Российской Федерации (РФ) осуществляются в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК), Федерального закона (ФЗ) «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019), ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.12.2018), ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) и др. В то же время важную роль в регулировании безналичных расчетов играет Центральный банк РФ. В его компетенцию входит установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов, переводов денежных средств [1; 4; 2; 5].
В соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2019) банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании распоряжений о переводе денежных средств, составляемых банками, плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков. В указанном Положении также устанавливаются порядок заполнения, перечень и реквизиты расчетных документов, применяемые в безналичных расчетах и переводах [9].
Основы регулирования безналичных денежных расчетов между юридическими лицами сформулированы в гл. 46 ГК РФ. В том числе ГК установлены:
-
-
- Обязанность юридических лиц (и предпринимателей) вести основные расчеты по коммерческой деятельности в безналичном порядке.
-
Согласно п. 2 ст. 861 ГК РФ, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.
-
-
- Порядок проведения безналичных расчетов.
-
В соответствии с п. 3 ст. 861 ГК РФ безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.
-
-
- Основные формы безналичных расчетов в РФ.
-
В соответствии с п. 2 ст. 862 ГК РФ безналичные расчеты могут осуществляться в формах, предусмотренных федеральным законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Таким образом, ГК РФ устанавливает только общие правила для регулирования расчетно-денежных отношений и перечисляет основные формы используемых безналичных расчетов: расчеты: платежными поручениями; по аккредитиву; по инкассо; чеками [1].
Вместе с тем, банковскими правилами предусматриваются и иные формы безналичных расчетов. Например, в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2019) предусматриваются расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств, а также расчеты в форме перевода электронных денежных средств [9].
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами, т.е. в соответствии с заключенным ранее основным договором
В соответствии с п. 3.2. Положения ЦБ РФ от 29 июня 2012 г. № 384-П «О платежной системе Банка России», для осуществления перевода денежных средств кредитная организация, расположенная на территории РФ, должна иметь в Банке России один корреспондентский счет [19, c. 205].
Как удобный инструмент безналичных расчетов, широкое распространение в гражданском обороте, получили банковские платежные карты.
Положение об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием (утв. Банком России 24.12.2004 № 266-П) (ред. от 14.01.2015) устанавливает порядок выдачи платежных карт и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами [8].
Банковская карточка представляет собой, как правило, пластиковую пластинку с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, обеспечивающей доступ к специальному карточному счету в кредитной (банковской) организации.
Кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Кредитным организациям не требуется разрешения Банка России на распространение платежных или банковских карт других эмитентов, дорожных чеков, а также чеков и векселей, являющихся неэмиссионными ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. Распространение (продажа) кредитными организациями-резидентами карт может осуществляться только по специальному разрешению Банка России.
Законодательством предусмотрены также расчеты с помощью векселей (от нем. Wechsel – обмен), которые являются одной из наиболее удобных и широко применяемых форм безналичных расчетов. Вексель стал применяться в России еще с середины XIX в., а позже стал использоваться и как одна из основных форм международных расчетов. Вексель – это универсальная ценная бумага в виде ничем не обеспеченного долгосрочного обязательства векселедателя, дающая право на получение (возврат) векселедержателем предоставленного им на установленный срок и на определенных условиях денежного долга. Универсальность векселя заключается в том, что одновременно он может применяться как платежный документ, передаваемый одним лицом другому взамен денежного платежа и как средство кредита [17].
Регулирование вексельного обращения осуществляется в соответствии с ФЗ «О простом и переводном векселе» и Международными вексельными конвенциями (Женева, 1930г.), которые ратифицированы нашим государством. Движение векселей, их распространение в сфере безналичного денежного обращения привело к возникновению вексельного обращения и даже специальных вексельных рынков. Это повлияло на появление различных видов векселей (товарных, финансовых и др.), в том числе и вексельных кредитов [10].
Организация бухгалтерского учета безналичных расчетов должна вестись исходя из принципов, закрепленных в ГК РФ [1].
Для целей бухгалтерского учета и ведения первичной документации применяются дополнительно:
-
-
- ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) [6].
-
Данный нормативно-правовой акт устанавливает законную базу бухгалтерского учета.
-
-
- План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению утв. Приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000 (ред. от 08.11.2010) [7].
-
Для учета безналичных расчетов предназначен счет 51 «Расчетный счет» в разделе V «Денежные средства» Плана счетов.
Таким образом, в системе правового регулирования безналичных расчетов, с одной стороны, применяются нормы гражданского права, с другой – нормы финансового, в первую очередь банковского права, которые сочетают в себе как частно-правовые, так и публично-правовые нормы, что придает институту форм безналичных расчетов комплексный характер. В то же время широкое применение безналичных форм расчетов за последнее время приводит к сокращению использования наличных денежных средств, что значительно упрощает и удешевляет расходы на их осуществление, а также минимизирует нарушения при осуществлении расчетов.
1.2. Организация безналичных форм расчета
Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Обе формы закреплены в гл. 46 «Расчеты» ГК РФ [1].
Безналичные расчеты наиболее предпочтительны, поскольку обеспечивают значительную экономию на издержках обращения. Применению такой формы расчетов способствует разветвленная сеть банков. Еще одно преимущество безналичных расчетов - формирование возможности наиболее эффективного налогообложения и регулирования макроэкономических процессов.