Файл: Основные Разделы Антропологии. Связь с другими науками..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Основные разделы антропологии:

1.Морфология.

2.Антропогенез.

3.Расоведение, или этническая антропология.

Морфология состоит из двух частей:

  1. Морфология изучает:

а) индивидуальные вариации человеческого тела (конституциональная антропология);

б) возрастные изменения, происходящие в человеческом теле (возрастная антропология);

в) половой диморфизм, то есть разницу в строении женского и мужского организмов;

г) изменения человеческого тела (морфотипа) под действием факторов окружающей среды.

Морфология изучает человека с учётом взаимной связи отдельных признаков строения тела. Раздел морфологии состоит из двух прикладных наук – мерологии и соматологии.

Мерология (от греческих слов «мерос» – часть и «логос» – наука) исследует вариации развития и соотношения частей тела и отдельных его органов.

Соматология (от греческих слов «сома» – тело и «логос» – наука) изучает строение человеческого тела в целом, то есть закономерности вариаций и корреляций роста, веса, длины окружности грудной клетки, головы и так далее. Соматология не только описывает эти закономерности, но и характеризует статистически распределение того или иного показателя в популяции. Иными словами, она отвечает на вопросы: Сколько процентов людей в данной популяции имеют рост, например, 170 см, как люди распределяются в этой группе по массе тела, длине окружности грудной клетки и тому подобные. Эти сведения используются на практике для составления стандартов предметов повседневного обихода (одежды, обуви, мебели), инструментов и транспортных средств.

Для раздела морфологии наиболее важными вспомогательными дисциплинами являются нормальная анатомия, эмбриология, гистология и медицинская статистика. Важно подчеркнуть различие между нормальной анатомией и морфологией. Нормальная анатомия в основном изучает строение статистически «среднего» человека, характеризует размеры отдельных органов и частей тела (значение моды этих показателей на языке статистике). Морфология же сосредотачивает своё внимание на вариациях морфологических типов человека и стремится постигнуть причины, закономерности и значение этих отклонений от «среднего» типа.

2.Антропогенез рассматривает такие вопросы как:


  • Как место человека в системе животного мира, отношение его, как зоологического вида, к другим приматам, восстановление пути, по которому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в эволюции человека и другие.

Раздел антропогенеза включает в себя:

а) Приматоведение – науку, изучающую современных и ископаемых обезьян и полуобезьян;

б) Эволюционную анатомию;

в) Палеоанатомию – науку, изучающую ископаемые формы человека.

Для антропогенеза наиболее важными вспомогательными и смежными науками являются:

– из естественных дисциплин – геология третичного и четвертичного периодов, цитогенетика, этология, физиология высшей нервной деятельности, раздел физики, позволяющий использовать радиоизотопный анализ в качестве маркёра возраста находок.

из социально-исторических дисциплин – археология палеолита;

из философских наук – психология.

3. Расоведение изучает и классифицирует:

  • расовые типы людей;
  • исследует историю формирования рас и их распространение по территории Земли;
  • также расоведение изучает причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.

Расоведение тесно связано с генетикой и биометрией (наука, изучающая правила измерения биологических объектов и показателей), с археологией позднего палеолита и последующих эпох, этнографией, языкознанием и историей. Термины «расоведение» и «этническая антропология» нередко употребляются как равнозначные, однако, строго говоря, этническая антропология – это только часть расоведения, изучающая антропологический состав народов мира и проблему этногенеза.

  1. Методы исследования Антропологии.

  • Антропоскопия- описание человека и человеческих сообществ;
  • Антропометрия- измерение человека и его частей. Как правило используются «методы индексов», т.е устанавливается соотношение тех или иных частей друг с другом или всем телом;
  • Датирование- установление временных отрезков жизни разных форм, являвшихся, предположительно, предками человека
  1. Становление антропологии в России

В качестве самостоятельной научной дисциплины физическая антропология оформилась во второй половине XIX в. В 60-х гг. в странах Западной Европы были учреждены первые антропологические общества и стали издаваться первые специальные антропологические работы. В Париже, по инициативе П. Брока, в 1859 г. впервые было основано Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.


  • Но процесс накопления антропологических знаний начался намного ранее, он включал в себя:

изучение особенностей физического типа народов (современные этническая антропология и расоведение);

развитие общетеоретических представлений о происхождении человека (сейчас - теория антропогенеза).

Вопросы же, связанные с изучением вариаций строения отдельных систем и органов человека, возрастной изменчивости и физического развития (современная морфология человека) долгое время не выходили из круга интересов анатомов и медиков. Остановимся на антропологии отечественной. "Официальной" датой рождения антропологии в России считается 1864 г., когда по инициативе "первого российского антрополога" А.П. Богданова был организован Антропологический отдел Общества любителей естествознания (переименованного впоследствии в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии - ОЛЕАЭ). Эта важная веха в развитии антропологии была описана великим русским учёным и организатором науки Д.Н. Анучиным следующим образом: "Было весьма смелым шагом основать в то время такой отдел, когда и на западе-то существовало всего с 1860-го года Общество антропологии в Париже, а в Москве, за исключением самого А.П. Богданова, не было, можно сказать, вовсе лиц, знакомых с элементами этой науки. Извинением могло служить то обстоятельство, что ведь это было не общество учёных антропологов, а кружок (отдел) любителей антропологии, которые желали учиться и собирать материалы по антропологии России".

4)История Развития Антропологии и Морфологии.

  • История развития Антропологии

1.Начальный этап. (описание антропологических типов людей проживающих в Сибири; происхождение человека; сходство человека с животными).

2.Основной этап. (изучение онтогенеза русского народа; аномалии человеческого черепа, рост мужского населения).

3.Советский этап. применение биометрического и географического методов исследования с целью исследования антропологического состава населения России).

4.Современный этап. (осмысление целостности человека, т.е изучение биологической, социальной, психологической, духовной сущности в рамках конкретно-исторического состояния культуры).

  • История развития Морфологии

Термин «морфология» происходит от греческих слов «morphе»-форма и «logos»- учение. Этот термин был предложен в 1817 г. Великим немецким поэтом, мыслителем и естествоиспытателем И.В Гёте (1749-1832). Однако учение о форме и строении растений начало развиваться задолго до того, как Гёте дал ему название.


Можно говорить о морфологии растений в широком и узком смысле слова. В широком смысле морфология изучает строение растений, особенности индивидуального и исторического развития. При таком понимании она должна охватывать изучение как макроскопического, так и микроскопического строения растений, а также особенностей их развития.

6)Морфологическая Изменчивость полов.

В первые три года жизни существенных различий по длине и массе тела, а также по окружности грудной клетки нет. Мальчики немного превосходят девочек в длине тела - до 10 лет, а в массе - примерно до 8,5 лет. Однако в связи с более ранним (на 1-1,5 года) началом полового созревания у девочек они начинают превосходить мальчиков в длине тела (с 10 до 13 лет) и в массе (с 9 до 14 лет). После 12 лет у девочек снижаются темпы увеличения роста, а с 14 лет - и темпы увеличения массы тела. У мальчиков же в этот период физическое развитие протекает весьма интенсивно. В результате в 17 лет масса тела юношей превышает таковую девушек на 12 %, а рост и окружность грудной клетки - на 9 %. Формируются мужские пропорции тела: широкие плечи и спина, таз существенно уже, чем плечи, сравнительно длинные конечности, центр тяжести находится выше пояса, тогда как у женщин - ниже. Мышечная ткань у мужчин развита значительно лучше, чем жировая, в связи с чем хорошо выражен обычно и рельеф мышц.

Дж. Таннер (1968) отмечает, что девочки уже с рождения опережают мальчиков по оссификации (замещение в скелете хрящевой ткани костной) приблизительно на 20 %. Оссификация скелета у девочек в возрасте 10-12 лет на 2-3 года опережает таковую у мальчиков. Однако женщины обладают более хрупким скелетом.

7)Факторы и принципы Анатомической и Изменчивости.

Факторы анатомической изменчивости:

  • Непрерывность жизни имеет генетический характер, ибо наследственность и изменчивость поддерживают стабильность свойств и способность организмов к изменчивости. Однако генетическая непрерывность жизни связана не только с наследственностью и ее изменчивостью. Она связана также со средой, в которой живут и развиваются организмы.
  • Все организмы живут и размножаются в среде, условия которой не безразличны для них. До тех пор, пока организм живет, его наследственность взаимодействует со средой. Внешняя вреда влияет на выражение наследственных признаков и определяет степень их проявления. Взаимодействие наследственности и среды определяет, каким организм является в данный момент и как он должен развиваться в будущем. Можно сказать, что наследственность предполагает, каким организм должен стать, но не каким он будет. То, каким организм станет в действительности, решается взаимодействием наследственности и среды.
  • Генотип организма определяют путем наблюдения его действия (реализации генетической информации) и влияния на фенотип в условиях определенной среды.
  • Фенотип организма с определенным генотипом формируется не только под влиянием факторов среды, действующих в данное время, но и тех факторов, которые действовали ранее на протяжении всей жизни организма.
  • Наиболее демонстративно взаимодействие наследственности и внешней среды проявляется у однояйцевых (идентичных) близнецов. Многие наблюдения свидетельствуют о том, что жизнь и воспитание идентичных близнецов в различных семьях и в условиях разной среды всегда приводили к тому, что близнецы сохраняли фенотипическое сходство, но различались между собой как личности; пример, касающийся однояйцевых близнецов, свидетельствует о том, что наследственно задатки проявляются лишь в условиях определенной среды. В частности, на развитие умственных способностей человека, которые сами по себе детерминированы генетически, может оказывать влияние и среда.

Принципы анатомической изменчивости:

1.Анатомическая изменчивость детерминирована влиянием наследственности и среды.

2.Анатомическая изменчивость отражает особенности и условия онтогенеза.

3.Анатомическая изменчивость охватывает множество признаков.

4.Анатомическая(структурная) и функциональная изменчивость находятся в диалектическом единстве друг с другом.

5.Анатомическая изменчивость приводит к неоднозначным результатам для биологии вида и отдельного индивида

  • Анатомическая изменчивость подчиняется тем же закономерностям, что и изменчивость тела в целом. Она обусловлена полом, возрастом, этнической принадлежностью, образом жизни и профессией.

8)Исторические подходы к определению телосложения.

Тип телосложения-это особенности развития частей тела и их пропорций, характерных для конкретного человека.

Гармоничность пропорций тела является одним из критериев оценки развития и состояния здоровья. При диспропорции в строении тела можно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).

Конституционные особенности телосложения становятся очевидными с ранних этапов развития ребенка: одни дети обладают хрупким, изящным (так называемым гранильным) телосложением, другие – крепкими мышцами и относительно короткими конечностями, третьи отличаются преобладанием жировой ткани пад мышечной. Предрасположенность к тому или иному типу телосложения определяется наследственностью ребенка, но проявляется и закрепляется она под воздействием факторов внешней среды. По мере взросления организма конституциональные особенности закрепляются и проявляются в относительно стабильных вариациях нормативного развития организма, которые называют типами телосложения. В некоторой мере тип конституции ребенка можно определить уже в 7-8 лет и довольно точно – в 11-12 лет.

На основании соотношения пропорций тела выделяют три основных типа телосложения человека: нормостенический, гиперстенический и астенический. К нормостеническому (мезоморфному ) типу относятся люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы для их возраста и пола. У людей гиперстенического (брахиморфного ) типа хорошо развита мускулатура, преобладают поперечные пропорции, рост обычно не очень высокий. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме; легкие более короткие и широкие; петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Люди астенического (долихоморфного) типа телосложения имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости, у них преобладают продольные размеры, диафрагма расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.