Файл: Формирование и использование прибыли предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.     Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль - многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают расходы.    Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.    При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

Цель моей курсовой работы изучить детально понятие прибыли, ее формирования и использования. Также в ходе написания работы найти пути повышения эффективности распределения прибыли компании.


Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятия прибыли и смежных понятий, таких как доход и выручка;
  2. Изучить факторы влияющие на формирование прибыли;
  3. Проанализировать эффективность распределения прибыли;
  4. Найти способы оптимизации использования прибыли.

Глава 1. Основные понятия прибыли и факторы, влияющие на ее формирование

1.1 Понятие экономической сущности «прибыль», виды, факторы влияющие на размер прибыли предприятия

Прибыль это положительная разница между суммарными доходами и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении). В случае, если результат отрицателен, его называют убытком.

Принято выделять несколько видов прибылей, в зависимости от метода и принципа расчета.

  • бухгалтерская прибыль — разница между принимаемой к учёту суммой доходов и тем, что считается расходами (издержками); при одинаковых условиях бухгалтерская прибыль зависит от стандартов учёта (например, МСФО, РСБУ);
  • экономическая прибыль — более неформальный показатель — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими, как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, иногда даже «упущенная выгода».
  • валовая (балансовую, общую) прибыль и чистая прибыль — оставшуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

В англоязычной традиции понятию «прибыль» могут соответствовать разные термины — profitgainreturn.

Подводя итог опредлению можно сказать, что рибылью принято называть разницу между выручкой от реализации товаров/услуг и затратами на их производство/оказание. Важным показателем в деятельности является именно чистая прибыль. Размер чистой прибыли характеризует успешность ведения предпринимательской деятельности, получение прибыли обычно является главной целью и движущим мотивом всех видов предпринимательства.


Чистая прибыль – это те деньги, которые остаются у предприятия после того, как из балансовой прибыли вычитаются различные отчисления, налоги и прочие выплаты. Чистая прибыль – это источник финансирования производственных процессов. Она же формирует резервные фонды, и именно за счет ее увеличивается оборотный капитал.

Рассмотрим факторы, влияющие на размер прибыли.

  1. Темпы роста издержек и выручки. Если у компании высокие издержки, при этом выручка низкая, то и прибыль будет низкой. Следовательно компании необходимо оптимизировать расходы. Это может быть связно и с внедрением автоматизации в предприятия. Также это может быть связано с заменой старого оборудования. Возможно даже изменение концепции деятельности, поиск новой стратегии развития и т.д.
  2. Доля долговой нагрузки. Имеет значение краткосрочная и в особенности долгосрочная долговая нагрузка компании. Зачастую, чтобы привлечь денежные средства в компанию, может быть принято решение о кредитовании или эмиссии долговых ценных бумаг. В данном случае, важно, чтобы заемные средства не съедали всю прибыль компании и важно рассчитать срок окупаемости производимых товаров или услуг. При неправильном расчете компания может превратиться в банкрота.
  3. Размер налоговых и иных выплат. Если у компании высокие налоговые платежи, зачастую чистая прибыль существенно снижается.
  4. Стратегия развития. Если у компании негибкая стратегия, которая не подстраивается под реалии, компания может потерпеть фиаско.

Выделив основные факторы, влияющие на чистую прибыль, углубимся формирование иных видов прибыли, которые также важны для компании.

Факторы, влияющие на объем валовой прибыли, делятся на две группы: внутренние и внешние. Внутренние зависят от руководства предприятия.

  1. результативность торговли;
  2. улучшение качественных характеристик товара;
  3. увеличение объема производства;
  4. уменьшение затрат на производство;
  5. рациональное (наиболее эффективное) применение производственных мощностей;
  6. работа по расширению ассортимента;
  7. эффективная рекламная кампания.

Что касается внешних факторов, то на них руководство повлиять не может. Перечислим их:

  1. местоположение предприятия;
  2. экологическая ситуация в регионе;
  3. природные особенности;
  4. поддержка бизнеса государством;
  5. политическая ситуация в стране и мире;
  6. особенности экономики (страны и мира);
  7. обеспечение транспортом и необходимыми ресурсами.

Чтобы вычислить валовую прибыль, нужно вычесть себестоимость товара из суммы, полученной предприятием в результате его реализации. Чем же в таком случае валовая прибыль отличается от чистой? А тем, что в валовую «включены» все налоговые и прочие отчисления. Для правильного вычисления валовой прибыли необходимо точно высчитать сумму расходов, в том числе и себестоимость. Выручка – это то, что предприятие получает в результате реализации товаров или оказания услуг. Немудрено, что любая компания стремится к получению выручки. Выручка и прибыль, как уже было сказано, не тождественные понятия, ведь прибыль – это разница между выручкой и расходами. Источники выручки могут разными. Различают следующие виды выручки (исходя из ее источника):

1. Выручка от реализации продукта или услуги. К ней относятся все средства, полученные предприятием в результате продажи своей продукции в течение определенного срока.

2. Инвестиционная выручка.

3. Выручка, полученная в результате проведения финансовых операций.

Валовой выручкой называют суммарный доход, полученный компанией в результате продажи товара, а также других операций, не связанных с реализацией. Однако основная составляющая валовой выручки – это выручка от реализации.

Поскольку валовая выручка не учитывает расходы на производство, ее нельзя считать главным показателем результативности предприятия. Но если дело доходит до комплексной оценки эффективности, валовая выручка тоже принимается во внимание.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).  Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояния.

Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия. В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
Прибыль - это один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий. Увеличение фонда оплаты труда их работников. Оно является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.



1.2 Отличительные особенности понятий: прибыль, доход и выручка

Понятие дохода и прибыли неразрывно связаны друг с другом, при этом следует их отличать.

Говоря о рентабельности бизнеса, нельзя обойти вниманием доход и прибыль. Многие люди считают «прибыль» и «доход» синонимами. Логика тут есть (где доход – там, возможно, прибыль), но отличие есть. В конце концов, термины «прибыль» и «доход» фигурируют в официальных документах, включая законы и нормативно-правовые акты, публицистических статьях, а также в изданиях, посвященных экономике. И в каждое из этих понятий вложен вполне определенный смысл.

Доходом называются все средства, которые получает физическое или юридическое лицо, государство или организация, в течение определенного периода.

Прибыль – это финансовый результат. Иными словами, это средства, которые остаются у физического/юридического лица после того, как из суммы, полученной в результате продажи продукта, вычитаются затраты на его изготовление и реализацию.

Доход – это все деньги, полученные предпринимателем/предприятием за какой-либо период времени.

Прибыль – это разница между выручкой (т.е. доходом) и всеми возможными расходами.

Доход – это все денежные средства, вырученные вследствие продаж товаров/услуг, в то время как прибыль – это то, что остается от выручки, если из нее вычесть затраты на изготовление (покупку) и реализацию продукции, а также налоги (если речь идет о чистой прибыли).

Схема 1

Пример отличительных особенностей дохода и прибыли

Бизнес

Продажа товара

Расходы:

Поставщики, Доход

аренда,

логистика, транспортировка,

заработная плата,

отчисления в фонды и т.д.

Доход – Расходы –Налоги –проценты по кредитам = Прибыль

Расходы: 100 у.е

Доход 200 у.е.

Налоги 36 у.е.

Проценты по кредитам 10 у.е.

Итого Прибыль: 200 -100-36-10=54м у.е.

Доход: 200 у.е.

Если компания ведет удачный бизнес, компания также может выходить на первичное размещение на фондовых биржах и привлекать инвесторов, увеличивая свою рыночную капитализацию.

Также если компания успешна, она по решение Совета директоров и Акционерного общества может вести дивидендную политику и выплачивать дивиденды своим акционерам. Выше капитализация, выше интерес к компании. Это позитивный сценарий.

Если сценарий негативный и компания убыточна, руководство принимает решения какие первостепенные платы.