Файл: Генри Форд и массовое производство (Краткая биография).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Непосредственным следствием этих беспорядков стал отказ администрации принимать на работу иногородних лиц, которые прожили в Детройте менее полугода. Введение пятидолларовой ставки оплаты труда вызвало критику, смысл которой сводился к тому, что рабочие скорее растратят дополнительные доходы впустую, чем используют их в конструктивных целях. Для ответа на эту критику в компании был создан особый социологический отдел, которым руководил Джон Р. Ли. Их основная задача состояла в проведении исследований, консультаций и инструкций. Отдел считал своей целью "совершенствование" персонала. А основой процесса "совершенствования" считалось внушение привычек к бережливости и экономии средств, а также обучение английскому языку. Минимально необходимый уровень знания английского языка рассматривался компанией в качестве одного из основных средств американизации. В ситуации тяжелых условий жизни и специфики населения Детройта работа социологического отдела была далеко не бессмысленной. На заре столетия, когда началась бурная индустриализация, население промышленных городов стало стремительно расти. Перспектива постоянной, хорошо оплачиваемой работы обусловила высокий уровень притока иммигрантов из Европы и миграции в самих Соединенных Штатах.
За период с 1910 по 1920 г. население Детройта практически удвоилось и достигло миллиона жителей, причем многие из вновь прибывших селились "колониями", исходя из этнических или лингвистических признаков. Неграмотные в своей основной массе и практически бездомные иммигранты нещадно эксплуатировались и обкрадывались беспринципными землевладельцами и собственниками множества городских салунов и игорных домов. Задача социологического отдела состояла в проникновении в сообщества иммигрантов, в посещении квартир работников предприятия, составлении отчетов об уровне их благосостояния и, при необходимости, в выработке предложений по его повышению.
Каждому исследователю, которому поручалось заниматься определенным районом города, давались машина с водителем и переводчик. Исследователи проводили опросы рабочих, интересуясь их семейным положением, количеством и возрастом иждивенцев, национальностью, религиозной принадлежностью и экономическими условиями жизни. Вся эта информация вместе с наблюдениями исследователя, касающимися личных особенностей рабочего, его жилищных условий и социальной среды, заносилась в специальную карточку. На основе отчетов исследователей каждый служащий компании причислялся к определенной категории. Лица, не соблюдающие правила личной гигиены, склонные к неумеренному потреблению алкоголя, к азартным играм и нездоровому образу жизни, занимающие грязные, лишенные элементарных удобств комнаты, снимающие излишек жилья или тратящие слишком большие средства на содержание своих родственников за границей, могли быть дисквалифицированы. Дисквалифицированных рабочих штрафовали и предоставляли им определенный испытательный срок, в течение которого они должны были исправиться или изменить условия своей жизни. Если требования компании не выполнялись в течение шести месяцев, рабочего увольняли. Впрочем, большому количеству рабочих, как успешно выполнявшим требования социологического отдела, так и тем, которые даже терпели неудачу в этом, зачастую предоставлялся повторный шанс.
Одним из основных средств американизации рабочих было проведение уроков английского языка. В мае 1914 г. компания создала специальную школу английского языка, где в обязательном порядке должны были обучаться все неанглоязычные рабочие. Занятия проводились до начала смен и после них, курс обучения длился обычно от 6 до 8 месяцев.
К концу 1916 г. в школе числилось около 2700 учащихся, численность же добровольных преподавателей достигла 163 человек. Программа служила ряду целей, в достижении которых была заинтересована компания. Работники компании в обязательном порядке должны были воспринимать все распоряжения руководства именно на английском языке... Помимо прочего, политика повышения благосостояния рабочих предполагала их скорейшую натурализацию, которая была немыслима без владения языком. Федеральные власти принимали бумаги выпускников английской школы без дополнительной проверки их знаний. И наконец, в ходе обучения английскому языку рабочим внушали идеи социологического отдела; лица, научившиеся читать англоязычные газеты и журналы (в том числе, и содержащуюся в них рекламу), делали серьезный шаг навстречу нормальным американским стандартам жизни.
Таким образом, мы приходим к выводу, что Генри Форд был великим пионером современного массового производства. Беспримерный успех при сочетании тщательности, непрерывности и скорости обеспечил необходимую эффективность производства и позволил ему снизить стоимость своей продукции, одновременно повысив доходы. Массовое производство предполагает массовое потребление и наличие продукта, удовлетворяющего потребностям массового рынка. Фордовская "модель Т" удовлетворяла в момент своего появления всем требованиям рынка, н это обеспечило ей феноменальный успех. В 1913-1914 IT. Форд становится активным сторонником внедрения одного из наиболее передовых подходов в области трудовых отношений за всю историю американского крупномасштабного производства. Невинз вполне обоснованно сравнивает эту деятельность Форда с попытками Роберта Оуэна улучшить жизнь своих работников в Нью-Ленарке столетием ранее, хотя с современных позиций деятельность социологического отдела представляется страдающей излишним патернализмом. Тем не менее, даже Мейер, строгий критик Генри Форда н его попыток введения социального контроля на предприятии, вынужден был отметить следующее. Ford Motor Company возникла в момент становления современного менеджмента. Она представляет собой переходную стадию от традиционных грубых форм организации труда к ее современным развитым формам. В ней объединены традиции научного менеджмента, меры, направленные на повышение благосостояния работников и управление персоналом... она предваряет собой социологический подход, свойственный экспериментам Хоториа 20-х гг. Так писал Мейер.
Хотя Ford Motor Company сохраняла свое лидирующее положение менее десяти лет, методы производства, разработанные Фордом, имели большое значение не только для автомобилестроения, но и для множества других отраслей. Неадекватными оказались не методы производства, а, скорее, стиль руководства, присущий Генри Форду. Если принимавшиеся им решения предопределили успех фирмы на первых этапах ее существования, то для управления огромным международным предприятием подобный подход был уже решительно неприемлем. Как замечает Невинз, "наибольшую опасность для Ford Motor Company представляло то обстоятельство, что ей руководил один-единственный человек"
Несмотря на то, что Ford проиграл своим конкурентам, достижения Генри Форда не могут не впечатлять. Каждый в нем, что-то найдет.
2.Генри Форд и его вклад в развитие менеджмента
2.1 Научная школа менеджмента
Школа «научного менеджмента» явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как «классическая» или «традиционная» школа. Важной заслугой школы научного управления было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперименты, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф. У. Тейлором, которого можно считать основоположником научного управления производством.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлоpa, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.
Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них.
Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта. По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.
Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
Представителями школы научного управления являются:
Фредерик Тейлор (1856-1915гг.): разделение труда между рабочими и менеджерами, измерение труда – разработка научными методами каждого элемента работы, программы стимулирования и мотивации измерения труда, подбор, обучение и развитие рабочих.
Генри Гантт (1861-1919): методика премиальной системы оплаты труда, методы оперативного планирования производства, а также разработка теории лидерства.
Супруги Френк Гилберт (1868-1924) и Лили Гилберт (1878-1972): работы в области изучения физического труда в производственных процессах, с целью увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затрачиваемых на их производство.
Гаррингтон Эмерсон (1853-1931): впервые высказал идею о необходимости целесообразности комплексного подхода к решению сложных задач организации производства и управления, а также рационализации с позиции эффективности.
Генри Форд (1863-1947): точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей.
Фредерик Тейлор прошел все ступени служебной лестницы - от младшего служащего до управляющего крупного металлургического завода в США. Он первый сознательно применил научный подход к организации отдельных процессов производства и всего предприятия в целом. Тейлор обосновал необходимость специализированного функционального управления трудовыми процессами, пытался разложить на составные элементы не только физический труд, но и организацию производства.
Тейлорская система функционального управления не нашла применение в современной промышленности, хотя сама идея о функциональном разделении процесса управления повсеместно используется в комбинации с линейной системой управления.
Другим крупным теоретиком области управления экономикой был Гарринтон Эмерсон. Он написал книгу «Двенадцать принципов производительности», в которой впервые изложил систему взглядов на рационализацию всей деятельности человека.
Известный вклад в развитие научного управления внесли Г. Гантт, разработавший графические методы учета и планирования, Ф. Гильберт, предложивший наилучшие методы выполнения отдельных работ с применением стандартных движений или рационализации труда, а также А. Файоль, который функции управления сводил к рационализации - предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль.
Генри Форд разработал организационно-технические принципы управления производством. Исследования Г. Форда являются новым этапом не только в развитии техники, организации и управления, но и в повышении производительности труда. Он ставил ту же задачу, что и Тейлор, - высокая производительность труда при минимальных затратах, но решил ее по-другому. Тейлор обработал особое внимание на организацию человеческого труда, а Г. Форд - на рационализацию техники, технологии, производства.