Файл: Генри Форд и массовое производство (Краткая биография).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
В наше время организация производственных процессов на предприятии, выбор наиболее рациональных методов подготовки, планирования и контроля за производством во многом определяется типом производства.
Тип производства - совокупность организационно-технических и экономических характеристик и особенностей сочетания факторов и элементов организации производства, обусловленных номенклатурой, масштабом и регулярностью выпуска продукции.
Актуальность изучения массового типа производства определяется получением большого размера прибыли за счет производства однородного товара, позволяющего создавать масштабный объем продукции в течение длительного времени.
Исторической личность в сфере менеджмента являлся Генри Форд (1863-1947) - основатель компании «Форд Мотор» и основоположник современной сборочной линии, применяемой в массовом производстве.
Основная цель курсовой работы: определить и обосновать организационные типы производства, факторы, влияющие на типы производства. Вывести из теории массового производства, процессы, в которых нуждается современные компании.
Наибольшую ценность работа представляет для современных предпринимателей, бизнесменов и менеджеров, перед которыми встают следующие проблемы: повышение заинтересованности рабочего коллектива в общем деле, повышение эффективности работы, формирование отношения начальства к подчиненному, обхождение острых социальных противоречий.
1.Генри Форд как реформатор промышленного производства
1.1. Краткая биография
Генри Форд появился на свет в поселке Спрингфилд, в штате Мичиган 30 июля 1863 года. Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. Детство Генри прошло на родительской ферме, где он помогал семье и посещал обычную сельскую школу. Огромный интерес к технике, который Генри Ф. проявил еще в очень юном возрасте, и позволил ему стать одним из самых знаменитых промышленников в мире.
В 12 лет Генри Ф. оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил все свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель. В 1879 году Генри Форд перебрался в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года он переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и вскоре занял должность управляющего на лесопильном заводе. В 1891 году Генри Форд стал инженером компании Edison Illuminating, а через два года был назначен главным инженером компании. Приличный оклад и достаточное количество свободного времени позволили ему больше времени уделять разработке двигателей внутреннего сгорания.
Первый двигатель внутреннего сгорания Генри Ф. собрал на кухне своего дома. Вскоре он решил поставить двигатель на раму с четырьмя велосипедными колесами. Так в 1896 году появился квадроцикл – транспортное средство, которое стало первым автомобилем Форд.
Уволившись в 1899 году из компании Edison Illuminating, Генри Форд основал собственную фирму Detroit Automobile. Несмотря на то, что через год предприятие обанкротилось, он успел собрать несколько гоночных автомобилей. Он сам принимал участие в автогонках и в октябре 1901 года сумел победить чемпиона Америки Александра Уинтона.
Компания "Ford Motor" появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25.5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании. В 1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели Форд «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта.
Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам. Для того чтобы держаться впереди спроса, Г. Форд ввел на своей фабрике массовое производство. В результате, в 1913г. был введен метод поточной (конвейерной) технологии сборки автомобилей, что позволило улучшить процесс производства и добиться высоких результатов. Он справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся. В чём он не ошибся.
Во время первой мировой войны, Генри Форда понял, что необходимо контролировать источники сырья. Компания начинает скупку и эксплуатацию месторождений, лесных угодий, покупает железные дороги и пр. К 1927г. компания « Форд Мотор» контролирует уже весь процесс производства всех деталей автомобилей. Такой фантастический успех, как это частенько бывает, не пошёл Генри Форду на пользу. Он, стал считать, что иной машины, нежели Форд «T», потребителю никогда не понадобится. Между тем эпоха, когда модель T не знала конкуренции, подошла к концу.
В мае 1927 года заводы Форда были закрыты на шесть месяцев, с целью выпуска новой модели, но на самом деле её ещё не существовало в природе. Форд отправил рабочих по домам, а инженеров усадил за разработку новой модели. Она пошла в производство лишь под конец года и называлась: Ford A — в знак того, что всё начинается сначала. Новая модель с 40-сильным двигателем, несмотря на спешку с её созданием, получилась очень удачной и стала достойной преемницей модели T. о которой стоит рассказать.
В сентябре 1945 года Генри Форд передал полномочия своему старшему внуку – Генри Форду II. В мае 1946 года Генри Форд старший был удостоен почетной премией за заслуги перед автопромышленностью, а в конце этого же года Американский институт нефти (American Petroleum Institute) вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. Генри Форд умер в возрасте 83-х лет у себя дома в Дирборне 7 апреля 1947 года.
Таким образом, завершилась целая эпоха в истории компании Ford Motor, которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжала активно развиваться.
Производство, практичных и недорогих автомобилей, которое организовал Генри Форд, позволило улучшить жизнь множества людей во всем мире. Внедрив конвейерную сборку, Форд не только наладил массовый выпуск автомобилей, но и направил развитие промышленности по новому пути.
1.2. Массовое производство
Самые главные книги Генри Форда: «Моя жизнь, мои достижения» и ее продолжение «Сегодня и Завтра» - труд, который является классикой в сфере бизнеса и менеджмента. Не смотря на то, что книга написана почти 100 лет назад, идеи, изложенные в ней, сохранили свою силу и актуальность. Если есть желание изучить те основы, на которых строится любое производство - эти книги, то, что нужно. В них можно найти все теоретические основы бизнеса, проверенные на практике самим Генри Фордом. Когда Форд работал в компании Westinghouse Company, занимавшейся производством и обслуживанием паровых двигателей, он хорошо стал понимать их недостатки, Они использовались в транспортных средствах, приводах молотилок и лесопильных рам. Максимальная скорость машин с такими двигателями составляла всего 12 миль в час, при этом сами двигатели были громоздкими и весили около двух тонн. Помимо прочего, были весьма дороги, как в производстве, так и в обслуживании, что делало их недоступными для мелких фермеров. Именно это и натолкнуло Форда на мысль о создании легкого парового трактора и парового автомобиля. Однако в скором времени он понял, что паровой привод невозможно сделать достаточно легким, и полностью переключил внимание на двигатели внутреннего сгорания. В годы своего ученичества Форд прочел заметку о "бесшумном бензиновом двигателе" в английском журнале, носившем название "Мир науки". В 1885 г. Генри представилась возможность познакомиться с этим изобретением - Форду (а в ту пору он работал на детройтском заводе Eagle Iron Works) поручили отремонтировать такой двигатель.
В 1887 г. Форд сконструировал собственный четырехтактный двигатель, в основе которого лежала конструкция Отто. Отец Генри все еще надеялся на то, что его сын займется фермерским хозяйством, и предложил ему участок лесистой земли площадью 40 акров, если он оставит свое ремесло механика. Форд согласился на это предложение, не испытывая, впрочем, в связи с этим особого энтузиазма. Участок позволил ему несколько разбогатеть,- он женился и построил дом, занимаясь главным образом заготовкой леса. Рядом с домом Форд построил мастерские, в которых в свободное от работы время продолжал эксперименты с двигателем внутреннего сгорания. В 1890 г. он сконструировал двухцилиндровый двигатель. Распродав весь лес, Форд стал испытывать определенные материальные затруднения и поступил инженером в компанию Detroit Electric Company, решительно отказавшись от занятий сельским хозяйством. Работая в дневную смену, все вечера и выходные уходили на доработку нового двигателя. Он уволился из Detroit Electric и поступает в Edison Illuminating Company, где быстро дослуживается до должности главного инженера. Между 1893 и 1895 г. он собирает свой первый автомобиль, который, имел две скорости: 10 и 20 миль в час. Разумеется, Форд осознавал, что его работа неоригинальна, однако работа в одиночку предоставляла ему возможность учиться на собственных ошибках. Движимый природной пытливостью и обладая практической сметкой, он, по мере совершенствования конструкции автомобиля, продолжал также совершенствовать и технологию его изготовления и сборки.
Однако Генри Форд был не единственным американским конструктором, работавшим в девяностые годы над созданием автомобиля. Армитидж пишет: Созданный Чарльзом Дьюрья в 1892 г. моторный кабриолет вызвал немалый интерес. Рэнсом Олдс из Лэнсинга, штат Мичиган, создал до этого несколько паровых автомобилей. Успех его "Oldsmobile", созданного в 1897 г., вдохновил его на строительство завода в Детройте, за ним последовали другие. Наибольшую известность получили "Haynes", "Winton", "Stanley", "White", "Locomobile", "Packard" и "Cadillac". К 1904 г. существовал уже 121 производитель, занимающийся сборкой автомобилей, они были объединены в ассоциацию лицензированных производителей автомобилей. "Лицензия" в данном случае означала выплату ройялти William С. Whitney's Electric Vehicle Company of Hartford. Эта компания была держателем преимущественного патента (заявка на него была подана в 1897 г.) на самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее, когда Генри Форд стал производить автомобили на коммерческой основе, он отказался от выплаты ройялти, следствием чего стал весьма продолжительный судебный процесс (выигранный Фордом).
В 1899 г. Форд оставляет компанию Edison и начинает заниматься автомобильным делом в качестве главного инженера (и одного из акционеров) заводов Detroit Automobile Company. Предприятие это не имело особого успеха (хотя впоследствии оно и превратилось в компанию Cadillac), и Форд покинул его, решив (вынужденно) заняться производством гоночных автомобилей. В начальный период развития автомобилестроения автомобильные гонки являлись рекламным мероприятием, имевшим немалый призовой фонд. Форд, который был прекрасным гонщиком, успешно выступал в паре с бывшим велогонщиком Томом Купером. Их совместными трудами были созданы модели "The Arrow" и "999". "999" участвовала в гонках на 5 миль на трассе Гросс-Пуант возле Детройта в октябре 1902 г. Ею управлял Барри Олдфилд, впервые севший за руль, но зато, обладавший, крепкими нервами и желанием подзаработать. Он говорил: «Остаться без денег, все равно, что умереть» Олдфилд выиграл гонки, показав рекордное время. С этого началась его карьера гонщика. Хотя "999" с Олдфилдом за рулем с 1902 но 1903 г. раз за разом ставила рекорды Америки, Форд потерял интерес к этому предприятию и продал свою долю акций Куперу. Для Форда гонки были не самоцелью, а лишь средством для продвижения вперед.
Он пишет в своих книгах: «Тогда я полагал, что первоклассный автомобиль должен быть гоночным. На самом деле, сами гонки меня никогда особенно не интересовали, но производители считали, что выигрыш в гонках свидетельствует о достоинствах их автомобилей. Сам я считал этот критерий крайне неудачным, но коль скоро так считали все, мне пришлось заняться тем же. Хотите скорость - будет вам скорость».
Форд никогда не стремился к созданию гоночных или роскошных автомобилей. Его целью было создание модели, удовлетворяющей требованиям крупносерийного производства. И "модель Т" подходила для этой цели как нельзя лучше.
Таким образом, изучение многих компаний, в которых Форд успел поработать, стало для него толчком идеи массового производтва.
1.3."Модель Т" и методы массового производства
Задумать дешевую машину было куда легче, чем сделать ее. Легкость конструкции и использование низкокачественных материалов могли привести к тому, что машина через некоторое время просто-напросто развалилась бы на части. Предполагалось создать достаточно легкую машину, недорогую в изготовлении, но достаточно прочную для того, чтобы она могла нормально эксплуатироваться в обычных условиях с учетом тогдашнего скверного состояния дорог. Помимо прочего, она должна была быть простой в управлении и недорогой в эксплуатации и обслуживании.