Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Достоинства применения метода «стандарт-костинг»:
- возможность получать информацию о планируемых издержках;
- оперативно определять полную себестоимость;
- способность ориентироваться на рынке продаж аналогичной продукции с помощью цен, рассчитанных по нормативной себестоимости;
- простота технологии ведения учета;
- достаточность малого штата бухгалтерии;
- выделение отклонений от нормативной калькуляции позволяет управляющему персоналу обозначить слабые места в организации, выявить их причины и принять меры по приведению в нормальное состояние.
Кроме преимуществ методу «стандарт-костинга» присущи и недостатки в применении: [18, с. 128]
- невозможность установления стандартов на все затраты, в связи с чем контроль за ходом производственного процесса ослабляется;
- процесс отделения постоянных затрат от переменных требует дополнительных расчетов;
- адаптация к переменам в организации планирования и учета затрат происходит затруднительно и долго, рассчитывать нормы в условиях рынка не просто.
Следующий метод калькуляции себестоимости продукции Директ-костинг внедряется на отечественных предприятиях сравнительно недавно.
Директ-костинг - это метод калькуляции себестоимости продукции, основанный на разделении постоянных и переменных затрат с распределением постоянных затрат на проданную продукцию. Сторонники этого метода считают, что постоянные производственные затраты способны производить (стимулировать производство), поэтому они учитываются как текущие расходы и немедленно списываются на объем продажи [8].
В себестоимость продукции включаются только переменные затраты, а постоянные затраты списываются на общий финансовый результат. Постоянные же затраты списываются на результаты деятельности в течение всего отчетного периода, в котором были произведены данные товары.
Директ-костинг система учета затрат используется на предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и где результат работы можно легко определить и количественно измерить. Широко применяется во всех экономически развитых странах [10, с.43].
Ключевые понятия системы:
- маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты;
- маржинальная калькуляция себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.
Фактическое внедрение системы «Директ-костинг» в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой систем [10].
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
- простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты.
- развитой директ-костинг, когда в себестоимость включаются не только прямые, но и косвенные переменные затраты.
Применение метода директ-костинга позволяет определить «истинную» себестоимость производимой продукции, в которую включаются следующие элементы учета расходов:
- в зависимости от вида трат;
- учет по месту формирования расходов;
- носители затрат (учет стоимости каждой отдельной единицы продукции);
- учет затрат за отдельно взятый период.
Затруднения применения этого метода могут возникнуть, когда постоянные расходы могут перейти в категорию переменных. Соответствующие положения, которые бы однозначно устанавливали разделение затрат на постоянные и переменные, в настоящее время отсутствуют.
Расходы относят к постоянным или переменным на основании ряда допущений самими предприятиями, которые иногда могут оказаться ошибочными. Поэтому руководство должно периодически пересматривать принципы разделения затрат на постоянные и переменные, а также вычислять маржинальную прибыль (по отдельным видам производства и в целом по организации).
Применение метода «директ-костинг» позволяет предприятиям повышать эффективность оперативных управленческих решений при решении следующих вопросов:
- определения объема и ассортимента выпускаемой продукции;
- оптимизации ценовой политики;
- установления безубыточности производства;
- адаптации производства к условиям рынка сбыта продукции;
- выявления резервов постоянных материальных и трудовых ресурсов;
- анализа рентабельности производства и сбыта продукции.
Метод полного распределения или поглощения означает распределение всех затрат между проданной продукцией и оставшейся на складе. При использовании этого метода можно скорректировать сумму прибыли, путем изменения графика производства или значения базового объема производства, взятого для расчета коэффициента распределения постоянных общих производственных затрат. При распределении затрат по этому методу на основе выбранной базы всегда присутствует искажение фактической стоимости определенных видов продукции [3, с.105].
Метод полного распределения или поглощения можно рекомендовать: когда на предприятии производится продукция одного или нескольких типов производится, но в небольшом количестве. В случае, если сумма общих расходов значительно варьируется от одного периода к другому, то при наличии долгосрочных контрактов затраты можно отнести на определенный объем продукции (работ, услуг) [1, с.82].
При методе устранения затрат на побочную продукцию, которая делится на основную продукцию и второстепенную, наиболее важным является точная оценка ее понятия.
Приведенные выше положения указывают на то, что предприятия должны тщательно продумать, какие методы учета затрат и их калькуляции следует использовать.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕТА ЗАТРАТ В ООО «ОНИКС»
1.1 Краткая характеристика финансово - хозяйственной деятельности предприятия ООО «Оникс»
Полное наименование исследуемого предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Оникс», далее по тексту - ООО «Оникс»
Основным видом деятельности в ООО «Оникс» является изготовление прочего электрооборудования:
- пешеходных светофоров;
- электрических устройств открывания и закрывания дверей;
- приборов для ультразвуковой очистки.
Форма собственности организации - частная.
В организации существуют три подразделения:
- администрация
- складское хозяйство;
- цех производства электрооборудования.
Административно-управленческий персонал - директор, заместитель директора и главный бухгалтер, бухгалтер.
Производство разделено на обособленные участки, которые производят только один вид продукции, и находятся в отдельных помещениях единого здания. Это позволяет конкретизировать производственные расходы в ООО «Оникс», по видам продукции, проводить их классификацию на прямые и косвенные, постоянные и переменные расходы. Распределение косвенных расходов по видам продукции производиться пропорционально заработной плате основных рабочих.
Учет затрат на производство продукции ведется по отношению к объему производства и подразделяется на переменные и косвенные затраты.
То есть, на предприятии применяется система «Развитой директ-костинг», при котором в себестоимость включаются прямые переменные и косвенные переменные общепроизводственные расходы. Связано это с тем, что изготовление продукции ведется по индивидуальным заказам юридических и физических лиц. А общехозяйственные расходы имеют неизменный объем в течение последних 1,5 лет.
Калькуляции себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные общехозяйственные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
К прямым затратам относятся затраты сырья и основных материалов, заработной платы.
Основные – это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость прямо и экономично без особых затрат относится на определенное изделие. Величина прямых материальных затрат может быть рассчитана умножением количества материалов, которое может быть отнесено к конкретному изделию, на цену единицы материалов.
Прямые трудовые затраты включают в себя все затраты рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Это заработная плата рабочих, занятых непосредственным изготовлением изделий.
Косвенные затраты состоят из общепроизводственных затрат.
Общепроизводственные затраты представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя отнести на конкретный вид готовых изделий.
В качестве распределения косвенных затрат выступает прямая заработная плата основных работников.
Себестоимость единицы готовой продукции рассчитывается путем подсчета суммы прямых и косвенных затрат на производство изделия.
Коммерческие расходы, связанные с реализацией продукции, и административные расходы, которые связаны с обеспечением функционирования предприятия, не входят в производственную себестоимость и не учитываются при определении себестоимости единицы изделий.
При определении отпускной цены изделия к производственной себестоимости добавляются переменные общехозяйственные, коммерческие расходы и плановые накопления.
Фактическая себестоимость продукции, изготовленной самой организацией, рассчитываются согласно положениям п.5 ПБУ 5/01.
На предприятии используется метод калькуляции затрат себестоимости по статьям затрат на выпуск готовой продукции «развитой директ-костинг». Данный метод калькуляции затрат является одним из передовых, а так же используется на большинстве крупных отечественных предприятий и обладает достаточно содержательной нормативной, практической и научной базой.
В таблице 3 проведем анализ основных показателей деятельности в ООО «Оникс» за 2018 - 2020 годы с использованием данных «Отчета о финансовых результатах» предприятия (Приложение 1).
Таблица 3 - Показатели деятельности в ООО «Оникс» за 2018 - 2020 годы
Показатель |
Значение показателя по годам, тыс. руб. |
Относительный прирост к предыдущему году, (+,-) в % |
Темпы прироста за 2018 -2020 гг.,% |
|||
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2019 г |
2020 г |
||
1. Выручка от продаж |
65457 |
126381 |
125012 |
+93,1 |
-1,1 |
+91,0 |
2. Себестоимость продаж |
50273 |
95815 |
95023 |
+90,6 |
-0,8 |
+89,0 |
3. Валовая прибыль |
15184 |
30566 |
29989 |
+101,3 |
-1,9 |
+97,5 |
4 Управленческие и коммерческие расходы |
11327 |
23300 |
22494 |
+105,7 |
-3,5 |
+98,6 |
5. Прибыль от продаж (стр.3-стр.4). |
3857 |
7266 |
7495 |
+88,4 |
+3,2 |
+94,3 |
6. Результат внереализационной деятельности |
-3012 |
-3152 |
-5341 |
+4,6 |
+69,4 |
+77,3 |
7. Прибыль до налогообложения |
845 |
4114 |
2154 |
+386,9 |
-47,6 |
+154,9 |
8. Чистая прибыль |
675 |
3262 |
1690 |
+383,3 |
-48,2 |
+150,4 |
9. Себестоимость выпуска готовой продукции |
48652 |
75421 |
84647 |
55,0 |
12,2 |
74,0 |
Горизонтальный анализ в таблице 3 показал, что выручка от продажи продукции у предприятия «Оникс» в 2019 году имеет динамику положительного роста, при этом себестоимость продаж растет меньшими темпами, чем выручка от продаж. Данная тенденция благоприятна для финансового благополучия предприятия. В результате этого валовая прибыль увеличилась на 101,3%, в то время как выручка выросла на 93,1%. Прибыль до налогообложения и чистая прибыль выросла более, чем в три раза за счет роста прибыли от продаж на 88,4%.
В 2020 году выручка по отношению к предыдущему 2019 году сокращается чуть быстрее, чем себестоимость. В результате предприятие имеет отрицательный темп роста валовой прибыли. В 2020 году предприятие сдерживает темпы роста коммерческих расходов по сравнению с темпами роста в 2019 году. Такая динамика расходов дает прирост прибыли от продаж на 3,2%. Убытки от внереализационных операций дает сокращение прибыли до налогообложения на 47,6%. Превышение в 2020 году расходов предприятия над полученными доходами снижает чистую прибыль на 48,2% от уровня 2019 года.