Файл: Конституционный принцип разделения властей в России.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
3) Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия;
Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции Р.Ф никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела именно в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел - также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей «статья 123 Конституции Р.Ф». Обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47 Конституции Р.Ф). При назначении исключительной меры наказания - смертной казни, обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (статья 20 Конституции Р.Ф).
2.4. Место Президента Российской Федерации в системе государственной власти
Главными задачами любого государственного органа, учреждённого Конституцией Российской Федерации, являются:
1. Дефиниция, установленная в ней, которая определяет его общее функциональное значение.
2. Место, отводимое ему в системе органов государственной власти.
- Данный признак несёт особое правовое значение, несмотря на то, что является производным. Он выражает заложенную в Конституции РФ концепцию построения государственной власти. Следовательно, отправными правовыми установлениями, применяемыми к анализу положения Президента Российской Федерации в Конституции РФ, являются статья 80 и место главы, посвящённой президенту Р.Ф, в тексте Конституции Р.Ф.
Исходя из законов Конституции, Президент Р.Ф имеет самую главную роль в государственной системе, он является главой государства.
объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет Конституционно-правовой статус Президент РФ. В обязанности президента входит обеспечение такого положения, при котором все органы государственной власти выполняют свои обязанности в соответствии с Конституцией и своей компетенцией.
Ни один из органов государственной власти не может обеспечить полное действие Конституции. Задача главы государства заключается в охране суверенитета, государственной целостности и государственных устоев в целом. Только при условии соблюдения всех этих условий иные органы и должностные лица имеют права осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституционным режимом.
Каждый из органов государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Перед президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
Положение президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, он вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных конституционных полномочиях президента как главы государства.
Предпосылки этой конституционной ситуации связаны с особенностями формирования правительства в России. Конституция не связывает процесс формирования правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства либо без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.
Им даны большие полномочиями и постоянно взаимодействующие президент и правительство — 2 самостоятельных носителя государственной власти, в значимой степени соприкасающиеся при выполнении данные на них функций. При оценивание взаимоотношений президента и правительства необходимо иметь ввиду, что существенные полномочия в этой области даны президенту не только Конституцией Р.Ф, но и законами. Согласно статье 30 Федерального конституционного закона от 3 ноября 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и пункту 2 статьи 80 Конституции Р.Ф. президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие правительства, а так же других органов власти. Осуществляя такие полномочие, он принимает конкретные меры к обеспечению взаимодействия правительства прежде всего с палатами Федерального Собрания. Конечно, добиться согласованного функционирования этих органов весьма непросто, учитывая затяжной экономический кризис, а также разные политические ориентиры парламентского большинства в Государственной Думе и членов правительства.
Для преодоления такой ситуации законодатель установил ряд прерогатив президента, пользуясь которыми он в текущем режиме может влиять на деятельность правительства: утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей председателя правительства и министров, право председательствовать на заседаниях правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность президенту в силовых ведомств. Президент имеет такое право как отправить правительство в отставку или принять отставку премьера, которая сразу влечет за собой отставку правительства в целом.
Таким образом, во взаимоотношениях президента с правительством императивность действий главы государства в проведении внутренней и внешней политики проявляется наиболее часто. Правительство и органы исполнительной власти в целом значительно более тесно, нежели другие ветви власти, связаны с президентом, непосредственно которые подконтрольны ему.
В судебной сфере Президент Р.Ф. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Р.Ф. В свою очередь, при решении вопроса отрешения президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение и после соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Осуществление полномочий, возложенных Конституцией Р.Ф на президента, требует достаточно высшего уровня защищенности его статуса. Это нужно для того, чтобы мотивация воли президента основывалась на высших долгосрочных интересах России, а не на учете колебаний и раскладе противоборствующих политических сил в парламенте.
Объединительная функция Президента Р.Ф проявляется в том, что он согласно Конституции Р.Ф. обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Р.Ф. и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов. В основе регулирования отношений между президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение президента к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание законов).
С одной стороны, Конституция Р.Ф. предусматривает систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения президента от должности и роспуска президентом Государственной Думы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть его вето. Велика роль внеправовых норм во взаимодействии президента и Федерального Собрания, так называемых «правил игры». Не менее важно внедрение в практику таких форм, как участие президента или его представителей в парламентских слушаниях, его выступление в палатах парламента, на заседаниях комиссий и депутатских групп, консультации с политическими фракциями.
При президенте действуют консультативные органы: Совет безопасности и Государственный совет, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. Администрация обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации им функций гаранта Конституции. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители президента в федеральных округах.
Место Президента Р.Ф. в системе органов государственной власти сложилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 года первого Президента Р.С.Ф.С.Р была заложена основа конституционного
кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990—1991 годов, когда в Конституцию Р.С.Ф.С.Р 1978 года были искусственно вмонтированы элементы механизма разделения властей и введена должность Президента Р.С.Ф.С.Р при сохранении неопределенного статуса Съезда народных депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Р.С.Ф.С.Р. Очень скоро обнаружились противоречия
конституционных норм, не разграничивших четко на тот момент полномочия исполнительной, судебной и законодательной власти. Как известно, формировавшаяся под конституционно закрепленную идею руководящей роли КПСС и сложившаяся за 70 лет советского строительства система организации государственной власти в СССР. не имела к началу 90-х годов никаких зазоров и ниш в конституционно-правовом механизме и инфраструктуре государственного управления для принятия совершенно инородного для себя звена. Тем более что речь шла о должности главы государства — президенте, избираемом гражданами на основе их прямого волеизъявления. Таким образом, вмонтированное в структуру Конституции Р.С.Ф.С.Р чужеродное звено «по идеологии этой Конституции» в виде института президентства еще больше нарушило и так шаткий баланс отношений представительной и исполнительной власти: с одной стороны — Президент Р.С.Ф.С.Р, являющийся в соответствии со статьей 121 Конституции Р.С.Ф.С.Р высшим должностным лицом во властной иерархии страны и одновременно главой исполнительной власти, с другой стороны — Съезд народных депутатов, определенный статьей 104 Конституции Р.С.Ф.С.Р в качестве высшего органа государственной власти, имеющего право принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, относящийся к ведению Федерации. Именно эта коллизия конституционных норм, спровоцировавшая противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом Р.С.Ф.С.Р и законодательных органов в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета Р.С.Ф.С.Р, осложнившая их взаимодействие, а также невозможность разрешения этой коллизии правовыми методами в рамках старого Основного закона, и заложила политико-правовую основу кризиса 1993 года. Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив президента представлялась многим в 1993 году кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти.
Возникла идея сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была бы построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства. В рамках работы Конституционного совещания уже к лету 1993 года вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Р.Ф.
Полномочия парламента как законодательного органа в проекте новой.
Конституции Р.Ф существенно расширили. Также исполнительная власть получила нужную суверенитетность, избавляясь от управляющее - распорядительного пресса со стороны законодательной власти.
Таким образом, парламент становился законодательным органом и выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем необходимый конституционно-правовой баланс. И из-за этого была необходима новая Конституция самостоятельной , независимой России, которая бы поставила точку в этом процессе, четко сформулировала и закрепила полномочия по осуществлению функций государственной власти. Всеми составляющими её субъектов, в том числе президентом как главой государства и гарантом Конституции и Федеральным Собранием в качестве законодательного органа — парламента
Заключение
Власть – это социальное явление, т.к. создаётся в обществе граждан. Общество не сможет долгое время находиться без власти, потому что начнется анархия. Потребность во власти обусловленная, прежде всего в необходимости придать взаимодействиям между людьми, создав для всех общие правила поведения.
Принцип разделение властей существует в форме взаимодействия между властями исполнительной, судебной, законодательной. Взаимодействие разных ветвей власти это одна из важнейших предпосылок их собственного развития и существования, а так же обеспечения единства государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Отсутствие такого разделения властей, ведут к сосредоточению власти в руках одного лица, гост органов и группы людей, а также к злоупотреблению государственной властью.
Без раздельной власти государство не сможет быть правовым. Препятствие для возникновения какой-либо неограниченной власти, не связанной конституционными принципами и правовым, состоит в распределении власти между органами государства. Так что ни одному из них не принадлежит вся государственная власть полностью.
При этом ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в другой ветви власти, а тем более, сливаться. Это обеспечивается: а) различными сроками полномочий; б) различными источниками формирования ветвей власти; в) степенью защиты одной власти от другой.
Особенностью Российской Конституции является то, что Президент не входит ни в одну из ветвей государственной власти (ст. 80 Конституции Р.Ф), он как бы стоит над ними, выполняя роль гаранта обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов – одна из важных задач России.
Список литературы
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Р.Ф от 30.12.2008 N6/ФКЗ. от 30.12 2008 N7/ФКЗ, от 05.02.2014 N2/ФКЗ, от 21.07.2014 11-ФКЗ)//Собрание законодательства Р.Ф, 04.08.2014,N31,cт.4398.
2. Федеральный закон Р.Ф от 06.10. 2003 года N131/ФЗ (ред.от.15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства Р.Ф.-2003.- N40.-Ст.3822.
3.Федеральный конституционный закон от 31.12. 1996 г. N1/ФК3. (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» //Собрание законодательства Р.Ф.-1997.-N1.-Ст.7334.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N184/ФЗ (ред. от 09.03.2016 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //Собрание законодательства Р.Ф.-1999-N.42.- Ст. 5005.