Файл: Конституционный принцип разделения властей в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы работы обусловлена тем, что разделение властей, является одним из основных принципов демократического государства, в последние годы прочно вошло в российскую политическую действительность. Этот принцип стал одним из оснований функционирования российского конституционализмa и складывания новой политической системы. Актуальность выбранной темы определяется большой ролью разделения властей в государственной, политико-правовой жизни Российской Федерации. Разделение властей проистекает из самой природы гражданского общества и правового государства и является их важнейшим функциональным проявлением.

В любом государстве необходимо исполнять три вида деятельности – принимать законы, исполнять их и наказывать нарушителей этих законов.  Эффективно смогут выполнять эти функции государственные органы, основаны только на одной из них, но с точки зрения сохранения демократии целесообразно разделить три этих направления государственной деятельности между тремя различными ветвями власти, чтобы не произошла сильная концентрация, монополизация власти одним человеком или одним органом. Будучи относительно независимыми, эти три вида власти смогут взаимно контролировать и уравновешивать друг друга. Для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти. В мире нет ни одного представления об идеологической, социально-политической важности и практической значимости данной теории.  Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касающихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной власти, а также места и роли судебных органов в этой системе.

Степень разработанности темы работы. Различные степени рассматриваемой проблемы нашли отражение в работах С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, А. М. Барнашова, Г. В. Барабашева, С.В. Васильева, С. Э. Жилинского, Д. Л. Златопольского, Н. Г. Кобеца, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, Г. В. Мальцева, В. С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, С. В. Соловьевой, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Н. В. Черноголовкина, В. Е. Чиркина, Т. М. Шамбы, Л. М. Энтина и др.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе работы органов государственной власти, направленной на достижения в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения властей, а также связанные с этим проблемы.


Предметом работы является принцип разделения власти, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание, конституционно правовое оформление в современном российском праве.

Целью данного принципа, обеспечение законности и устранения злоупотребления властью.

Принцип разделения властей может входить в реализацию по разному, в государствах с разными формами правления. Наиболее полно и последовательно этот принцип реализуется в парламентских республиках, так как здесь законодательные права парламента ничем не ограничены, он занимает определенное место в системе государственной власти, а правительство полностью парламенту, и в унитарных государствах.

Данная работа преподносит принцип разделения властей как неотъемлемый элемент демократического правового государства.

Целью данной работы исследование принципа разделения властей, как важнейшего и основного принципа правового государства, а так же его практическая реализация.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  • рассмотреть сущность трактовки понятия «власть»;
  • изучить историю возникновения и развития теории разделения властей;
  • рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление; выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России.
  • исследовать принципы, методы, функции каждой из ветвей власти.

Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, поделенных на параграфы, заключение, содержащее выводы по работе, список использованных нормативных правовых актов и учебной литературы.

При выполнении данной работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как “Конституционное право” С.А.Авакьяна С.В. Васильевой   под редакцией И.Н.Зубова, А.С.Прудникова, Е.Н.Хазанова  и др.

Глава 1. Разделение властей: общая характеристика

1.1 Возникновение и развитие теории разделения властей

Основой политикой это конечно же власть. Она предоставлена государством, его зданиями и ресурсами. Власть способствует хорошему удовлетворению общезна­чимых, групповых интересов. По этой причине власть выступает действующем объектом взаимопонимания и борьбы партий, групп, государства, индивидов. Однако власть ока­зывается самым тайным, загадочным явлением в политике. Как хорошо заметил французский философ Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом – ее сила».


Понятие «власть рассказывается в основном как «право, сила, и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствование, «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо» и «могущество, господство, сила». В самом скромном виде власть, способность и возможность осуществлять свою роль, оказывать воздействие на деятельность и поведение людей с помощью разных средств. Ресурсы власти – это совокупность средств и методов, использование которых поддерживает, обеспечивает и реализует власть.

Потребность в установление властных отношений появляется в силу необходимости регулирования поведения граждан. При  первобытно общинном строе общиной управляли старейшины и вожди. Их власть основывалась на авторитете, мудрости, опыте, храбрости. С появлением государством,  организация и осуществление власти сосредоточились в руках отдельных лиц (царь, король, император и т.п.),  или специальных органов, власти постоянно занимающихся управлением и общественными делами).

Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих городов, государств. На территории полисов

возникла необходимость взаимо­отношений граждан, а так же реализации их общих интересов в данном Государстве .  Искусство управления гражданами «полетами», регулирование их поведения с помощью насилия, права, авторите­та, общественного мнения стало обозначаться понятием «полити­ка». Исторически и логически между понятиями «власть» и «поли­тика» возникла смысловая связь, закрепляющейся в формуле «политическая власть».

Теория и практика разделения самостоятельных и контролирующих друг от друга властей пришла результатом долгого исторического развития и напряженной политической борьбы в процессе перехода от суверенитета монарха к суверенитету парламента, а затем и к суверенитету народа

Идея разграничения органов государственной власти в общем виде высказывалась еще древними мыслителями Платоном, Аристотелем, Эпикуром др.  Традиционно основоположниками «классического варианта» разделения властей  считают    Джона Локка и  Шарля  Монтескье.   Обоснование необходимости разделения властей приведено в главном  труде Д. Локка «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) и сочинении Ш. Монтескье «О духе законов» (1748 Власть признана служить обществу, обеспечивать его целостность, надлежащее функционирование обеспечивать и охранять права и свободы граждан)

Государственная власть имеет свое хорошее влияние на сознание и поведение граждан с помощью разных средств, в том числе права, авторитета, принуждения и убеждения.


Теория разделение властей в государстве основана на самостоятельном функционировании исполнительной, судебной и законодательной власти. Теория разделения властей, по мнению создателей, имеет взаимный контроль структур и хорошим управлением делами государства без насилия. Эта теория нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.

В Конституции Р.Ф. 1993 г. в ст. 10 эта формулировка несколько изменена: «Государственная власть в  Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»

­­­

1.2 Система «сдержек и противовесов» — краеугольный камень принципа разделения властей

Разделение властей в России

Разделение властей - одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Закреплено оно 10 статьей Основного закона.

Государственная власть в Р.Ф осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительную и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции Р.Ф.

Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

Законодательная власть в Р.Ф. - Это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты - Государственной Думы, и верхней палаты - Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть - по партийным спискам, часть - по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью..

Исполнительная власть в Р.Ф. - Это правительство «министерства, федеральные службы» и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

В субъектах федерации исполнительная власть - это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов «губернаторы».

Судебная власть в Р.Ф. - Это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.


В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

Президентская власть в России

Президент имеет самое высокое место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент Р.Ф не является одной из ветвей власти. Он осуществляет роль главой государства, а так же гарантом Конституции Р.Ф. и высшем главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные пути внутренней и внешней политики.

Но говорить о «четвертой власти» - президентской - невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы так же считаются подзаконными актами - как и распоряжения правительства. Именно он предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

Тем не менее, в Конституции Р.Ф. нет такого раздела «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является - президент или премьер-министр.

Глава 2. Разделение властей в Российской Федерации

2.1 Законодательная власть в системе государственной власти


Законодательную власть в Р.Ф. осуществляет Федеральное собрание. Федеральное собрание - это законодательный орган, который состоит из Совета Федерации и Государственной думы «в субъектах Р.Ф. их законодательную власть осуществляют законодательные органы субъектов Р.Ф.». Государственная дума избирается людьми, Совет Федерации состоит из членов, избранных представительными органами субъектов Р.Ф. «половина членов Совета Федерации» и назначенных главами администрации субъектов Федерации (вторая половина). Палаты заседают раздельно, но они могут собираться вместе, на пример для заслушивания Посланий Президента Р.Ф, Конституционного суда Р.Ф, выступлений руководителей иностранных государств и т.д.
Совет Федерации и Госдума выбирают из своего состава председателей и их заместителей, так они создают комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания. Каждая из них принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Госдума образуют Счётную палату Р.Ф, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом «О Счётной палате Р.Ф» (1995).