Файл: Системный подход к менеджменту (Описание деятельности предприятия АО «Павлодарэнергосервис»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Использование компьютерной техники на основе системного подхода позволяет совершенствовать методы и структуру управления производством.

Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений.

Организация как система управления. Направленности связей между элементами делятся на:

  • Централизованные
  • Децентрализованные

Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи характеристики имеют название целостных. Системы могут быть изменяющимися (динамичными) и неизменными (статичными). К первым относятся живые организмы, ко вторым – большинство технических устройств. Системы делятся на:

  • Механистические
  • Органические.

В механистической системе связи между элементами носят внешний характер, не затрагивают внутренней сути каждого из них.

Органические системы характеризуются противоположными качествами. В них увеличивается зависимость части от целого, а целого от части, наоборот, уменьшается. Чем глубже связь элементов органической системы , тем больше роль целого по отношению к ним. Органической системе присущи свойства, которых нет у механистических систем. Специфической формой органической системы является социальная (общество, фирма, коллектив.) [15]

Термин “система” наиболее часто употребляется в значении интегральной системы. Меньшие системы в рамках такой организации называются подсистемами, а их составляющие – элементами или компонентами.

Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.

2. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.

3. “Человеко-машинная» (“Человека - компьютерная”), поскольку в контур включена автоматизация информационная система. Системы, характеризующиеся преобладанием внутренних связей по сравнению с внешними, где центростремительность больше центробежности, а отдельным элементам присущи характеристики имеют название целостных.

4. Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации – только внутренней или связанной с окружающей средой.

5. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.


Организация представляет собой систему, предназначенную для достижения поставленных целей, которые реализуются с помощью решения проблем и осуществления операций. [16]

1.5. Его значение для повышения конкурентоспособности организаций.

Теоретические исследования и практический опыт дают основание утверждать, что в качестве исходной идеи разработки и реализации концепции формирования организационно-экономического механизма системы управления конкурентоспособностью предприятия необходимо использовать методологию системно-целевого подхода к решению управленческих проблем.

В научной литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих определенными общими свойствами и объединенных ради осуществления определенной цели. Системным называется подход, при котором все связи и опосредствования, элементы, функции и проблемы управления рассматриваются в виде взаимосвязанного целого. Выделение систем осуществляется на основе пяти основополагающих принципов, согласно которым система:

1) Обладает общей целью;

2) Состоит из взаимосвязанных элементов, образующих ее внутреннюю структуру;

3) Существует в окружении и в силу этого наряду с внутренними элементами имеет внешнее окружение, образующее ограничения системы;

4) Обладает определенными ресурсами, которые обеспечивают ее функционирование;

5) Возглавляется управляющим центром, который обеспечивает ее движение к намеченной цели.

С учетом изложенных выше требований применение системно-целевого подхода к управлению конкурентоспособностью на микроэкономическом уровне вполне оправдано, а разработанная на этой основе и внедренная модель такой системы показала свою эффективность. Предваряя рассмотрение ее сущности, в первую очередь подчеркнем, что она представляет собой специфическую многофункциональную и многокомпонентную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных блоков (элементов системы), подверженных влиянию внешних и внутренних факторов, но образующих определенную целостность. Данная модель относится к типу целенаправленных систем, то есть стремящихся в своем функционировании к достижению конкретных целей. конкурентоспособностью формируют следующие восемь программно-целевых комплексных блоков, отражающих необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технико-технологические мероприятия в их взаимосвязи и взаимозависимости, реализация которых будет способствовать результативному осуществлению управленческих решений в данной сфере деятельности:


  • выбор конкурентных стратегий развития;
  • достижение управленческой синергии в системе внутрифирменного менеджмента;
  • реформирование системы управления персоналом и трудовой мотивацией;
  • комплексный подход к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  • системный подход к диверсификации и планированию производства;
  • реорганизация системы внутрифирменного учета и анализа;
  • совершенствование внутрифирменного финансового менеджмента;
  • информационное обеспечение системы внутрифирменного управления.

Каждый из названных блоков, в свою очередь, рассматривается как система, включающая многообразные системообразующие компоненты. Все блоки системы, находясь во взаимосвязи друг с другом и тем самым образуя определенную целостность, объединены единым принципом - каждый из них обеспечивает решение проблемы повышения конкурентных возможностей предприятия, укрепления его позиций на мировом и внутреннем рынках, обеспечения устойчивого развития за счет создания и поддержания конкурентных преимуществ.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГОСЕРВИС»

2.1. Описание деятельности предприятия АО «Павлодарэнергосервис»

АО «Павлодарэнергосервис» – акционерное общество открытого типа. Форма собственности – государственная.

АО «Павлодарэнергосервис» зарегистрировано Управлением юстиции Павлодарской области 25 января 1998 года, свидетельство о регистрации № 4653-1978-АО.

Основными видами деятельности АО «Павлодарэнергосервис» согласно Устава являются:

- передача электрической энергии;

- централизованное технологическое (оперативно - диспетчерское) управление передачей электрической энергии;

- планирование и поддержание надежности системы электроснабжения;

- ремонт и реконструкция электрических сетей;


- проектирование, монтаж, наладка , испытание электрооборудования;

- внешнеэкономическая деятельность.

АО «Павлодарэнергосервис» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе Устава. Финансовая и производственная деятельность осуществляется на основе хозяйственной самостоятельности.

АО «Павлодарэнергосервис» (далее по тексту АО «ПЭС») имеет самостоятельный баланс, расчетный и депозитные счета в банке, печать с указанием наименования на казахском и русском языках.

Зарегистрировано в Налоговом комитете по г.Павлодару РНН 4518000064034

Основной деятельностью автоуправления является оперативное и плановое транспортное обслуживание подразделений АО «Павлодарэнергосервис» в соответствии с заявками и возникающими аварийными потребностями на автотранспорт.

АО «Павлодарэнергосерис» представляет месячную, квартальную и годовую финансовую статистическую отчетность в сроки и в объеме, установленные законодательством, в части их касающейся, следующим адресатам:

а) Комитету Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции в объеме, предусмотренном «Правилами формирования и ведения государственного регистра субъектов естественной монополии РК», утвержденными №03-5 ОД от 19.08.98г. и «Инструкцией о порядке предоставления, рассмотрения, утверждения, ведения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий» № 03-4 от 19.08.98 г.

б) Налоговой инспекции по месту регистрации, в установленном объеме и в установленные сроки;

в) Областному статистическому управлению в установленном объеме и в установленные сроки.

Представление финансовой, бухгалтерской и другой отчетности и информации другим пользователям, а также открытая публикация предусматривается только по письменному согласию управления или в случаях предусмотренных законодательством.

Обязательно ежегодное проведение внешнего аудита.

В области бухгалтерского, финансового и налогового учета, внутреннего контроля АО «Павлодарэнергосервис» руководствуется:

  • Законом РК « О бухгалтерском учете » от 26.12.1995 г.;
  • Налоговым Кодексом РК;
  • Государственной программой развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998-2000 годы, утвержденной Указом Президента РК от 28.01.1998 г. № 3838;
  • Законом РК «О естественных монополиях»;
  • «Инструкцией об особом порядке формирования затрат, учитываемых при расчете цен (тарифов) на производстве услуг (товаров, работ) субъектами естественной монополии», утвержденной Комитетом РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции» 2/5 от 14.08.1998 г.;
  • «Инструкцией о порядке представления, рассмотрения и ведения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии», утвержденной Комитетом РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции № 03-4 от 19.08.1998 г.;
  • и другими законодательными и нормативными актами Республики Казахстан.

2.2. Организационная структура предприятия

В структуру АО «Павлодарэнергосервис» входят следующие подразделения:

  • Правобережное предприятия электросетей (далее ППЭС);
  • Левобережное предприятие электросетей (далее ЛПЭС);
  • Городское предприятие электросетей(далее ГПЭС);
  • Районные предприятия электросетей

За ними закреплены линии электропередач и подстанции. Основными их функциями являются:

- эксплуатация, ремонт и реконструкция электрических сетей;

- ремонт и наладка электротехнического оборудования.

- автоуправление.

Кроме вышеперечисленных подразделений в структуре предприятия имеются экономическая служба, бухгалтерия, отдел кадров, производственно-технический отдел, отдел техники безопасности и охраны труда, центральная служба релейной защиты и автоматики, отдел материально-технического снабжения, административно-хозяйственный отдел, отдел капитального строительства, отдел маркетинга, социальный отдел.

Изменения структуры предприятия производится по решению уполномоченных органов, согласованному с Комитетом Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.

2.3. Бухгалтерская служба предприятия

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, в АО «Павлодарэнергосервис» непосредственным руководителем является президент.

Бухгалтерский учет в АО «Павлодарэнергосервис» осуществляется бухгалтерией, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

На отдел бухгалтерии возлагается организация своевременного и достоверного бухгалтерского учета, формирование полной и достоверной информации о его деятельности и имущественном положении, необходимой также для контроля за соблюдением действующего законодательства, за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов (в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами), предотвращение негативных явлений в деятельности организации, осуществление строжайшего режима экономии.

Учетный аппарат тесно связан со всеми структурными подразделениями АО «Павлодарэнергосервис», службами и отделами аппарата управления и отдельными исполнителями. Предоставляемые в бухгалтерию всеми подразделениями и службами необходимые для учета и контроля документы, отчетные сведения, а также плановые, сметные и нормативные данные обрабатываются и группируются по определенным признакам, и на их основе готовится информация о деятельности отдельных подразделений и организации в целом.