Файл: Понятие государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

         Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, как и само государство. К нему постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникно­вения и развития государства — с Древнего Рима и Греции вплоть до наших дней.

         Не смотря на то, что в истории только один правовой акт, который содержал единственное международно-правовое определение государ­ства, а точнее больше признаки. В Межамериканской конвенции о правах и обя­занностях государств («Конвенции Монтевидео») 1933г, в ней сформулированы четыре признака государства:1) постоян­ное население; 2) определенная территория; 3) собственное пра­вительство, т. е. власть; 4) способность к вступлению в отношения с другими государствами. До сих пор нет точного, общепризнанного определения понятия "государство", поэтому одной из целью в курсовой работы будет дать более точное определение.

         Также одной из актуальности в написании курсовой работы на данную тему, является то, что она является единственным проектом в таком роде и довольно полно раскрывает и обобщает всю информацию по теме "понятие государство", тем самым, читатель не только пополнит свои знания, но и сам сможет прийти к собственному выводу о таком сложном понятии "государство".

Название государства

         История терминологии каждой науки тесно связана с историей самой науки. Существует непрерывающееся взаимодействие между словом и его значением. Слово нередко указывало путь всей науки народа или эпохи.

         У греков государство называлось πόλις и было, таким образом, тождественно с городом — одно из главных оснований того, что греческая наука о государстве, оставаясь на почве государства-города, никогда не умела охватить государства-земли. Когда говорят о государствах с обширной территорией, их обозначают как сово­купность обитателей, но название, которое выражало бы отношение жителей к территории, никогда не приоб­ретало более широкого значения. Но и о "πόλις" нередко выражаются таким же образом; афиняне, фивяне, коринфяне совершенно ото­ждествляются с их государствами. Объективно, как обозначение признака, общего какому-либо народу, государство называют τό κοινον. Во всех этих представлениях вещный элемент далеко отсту­пает перед личным. Гражданская община тождественна с государст­вом. Публично-правовое положение индивида никогда не обуслов­ливается поэтому принадлежностью к стране, а всегда только принадлежностью к членам гражданской общины или зависимостью от нее.


         Римская политическая терминология принадлежит к тому же типу. Государство есть civitas, община полноправных граждан, или res publica, общее всему народу, соответственно греческому τό κοινον. Италия и провинции первоначально суть только союзники города и зависимые от него области. Из города Рима вырастает, однако, величайшее государство древности. Это превращение римская терминология сумела отразить лишь несо­вершенно, отождествив власть правительства с римским государст­вом и превратив, таким образом, res publica в imperium.

         Эволюция государственных отношений в германском мире точ­но отражается в языке. Немецкое "Reich", соответствующее латин­скому "regnum", и производным "regne", "regno", "reign", означает первоначально господство, и именно княжеское. То же относится к происшедшим от латинского "imperium" выражениям "imperio", "empire". Общего термина, который обнимал бы как монархии, так и республики, не существует, тем более что государственно-научная литература на местных языках появляется лишь в XVI в. Кроме того, упомянутые названия применяются лишь к более значительным го­сударствам. В латинской литературе употребляются и древнерим­ские термины, причем, однако, civitas по общему правилу означает городское государство.

         Резкую противоположность античному воззрению составляет обычное в средневековой терминологии для обозначения государст­ва название земля, terre, terra. Перемещая центр тяжести государства в его территориальный элемент, оно находится в соответствии с ис­торическим фактом значительного преобладания в ту эпоху него­родских государств и с тем значением, которое прибрела земля как основа политической силы. Хотя этот термин применим и к круп­ным, и к мелким государствам, ему недостает, однако, полной опре­деленности, так как, с одной стороны, он не обнимает городских го­сударств, а с другой — им обозначаются также негосударственные образования, местности и провинции. Этот термин не потерял до сих пор своего значения. В Германии официально употребляют термин «земские законы» (Landesgesetze), а в науке для обозначения права членов союзного государства получило право гражданства выраже­ние "Landesstaatsrecht". Термин «ландтаг» для обозначения палат еще напоминает о старом территориальном государственном праве. В Венгрии немецкое издание венгерских законов также официально называется Landesgesetzsammlung.

         Потребность в общем, обнимающем все государственные обра­зования, современном термине впервые получила удовлетворение в Италии. К разнообразным итальянским государствам не подходили названия regno, imperio, terra, как и слово citta не передавало госу­дарственного характера Венеции, Флоренции, Генуи, Пизы. Из имевшего многочисленные значения слова stato, первоначально при­соединяемого к названию города (stato di Firenze и т. д.), образуется затем совершенно отвлеченный термин, применимый ко всякому государству, будь то монархия или республика, крупное или мелкое, городское или сельское государство. Якоб Буркхардт полагает, что первоначально lo stato назывались правители вместе с их прибли­женными, и затем это название узурпировало значение всей терри­тории как целого.


         В течение XVI и XVII столетий, этот термин проникает затем во французский, английский и немецкий язык. Во Франции еще Боден (1576) употребляет для обозначения государства слово republique, estat же означает у него определенную форму государства, почему он и говорит об estat aristocratique и populaire, но несколько десяти­летий спустя Loyseau употребляет уже слово estat в том же широ­ком значении, как Макиавелли соответственное итальянское слово. В Германии значение status долгое время остается неопределенным. В начале XVII столетия впервые начинают говорить о status reipubli-сае, в смысле «весь status», т. е. «общее состояние всех дел страны» в противоположность «штату» придворному, военному и т. д. (Hof-staat, Kriegsstaat и т. д.). Впоследствии говорят также о status pub-licus. Терминология еще долго, однако, остается весьма неопреде­ленной, и тем же словом означается двор, или палата князя. Лишь в течение XVIII в. термин, под влиянием государственно-научной ли­тературы, консолидируется таким образом, что без дальнейших оп­ределений означает все политическое целое. Процесс завершается лишь в последние десятилетия XVIII в. в соответствии с проникаю­щим в общее сознание превращением территорий в государства. Слово «государство» имеет еще, однако, двойственное значение, следы которого можно проследить вплоть до настоящего времени.

Staat'ом называется также провинция или область с особым устрой­ством. В этом смысле официально говорят о королевско-прусских штатах как землях одного князя, являющегося в то же время коро­лем Пруссии. Еще теперь прусские законы обнародуются в «Собра­нии узаконений королевско-прусских государств» (Gesetz-Sammlung fur die Koniglichen Preussischen Staaten).

         Точно так же в Австрии, в патенте 11 августа 1804 г., которым Франц II принял титул наследственного австрийского императора, говорится о «нераздельном владении нашими независимыми коро­левствами и государствами» и о «наших королевствах и других го­сударствах», что на современном официальном языке означает не что иное, как «королевства и земли», как это ясно видно из даль­нейшего обозначения германских наследственных земель (Erblande), входивших еще тогда в состав Германской империи, «наследствен­ными государствами»: «государство» употреблено здесь в том же значении, в каком оно употребляется в Пруссии. То место патента, где говорится о «союзном австрийском корпусе государств» (Staatenkorper), отнюдь не представляет поэтому признания австрий­ских земель государствами.

         В акте отречения Франца II от 6 августа 1806 г. император объ­являет, что он впредь будет управлять своими германскими «про­винциями и имперскими землями» «в их соединении со всем авст­рийским государственным корпусом» как император Австрии. Какие бы то ни были государственно-правовые выводы из всех этих обозначений следует признать совершенно недопустимыми. Но ха­рактерно, что даже обе германские великие державы вплоть до рас­падения империи не знали в своей официальной терминологии стро­го отграниченного понятия государства . Рядом с «государством» и теперь еще для обозначения полити­ческого общения употребляются и другие названия. Во внешних от­ношениях государство называется державой. Macht, puissance, po-tenza, power — выражения, обычные в дипломатическом языке. Под влиянием античного словоупотребления — именно через посредство jus gentium — для обозначения государства употребляется также слово «народ» (Volk, nation, nazione).


         Немецкое Volkerrecht и изобретенный Бентамом термин «интер­национальное (международное) право» означают право, нормирую­щее отношения между государствами. Последний термин особенно неточен и может вводить в заблуждение. Вернее было бы-вместо jus inter gentes или nationes говорить о межгосударственном праве. Но терминология не всегда следует логике. В научном же отношении ни один термин не представляет таких удобств, как термин «госу­дарство», настолько уже отвлеченный, что с ним не связываются более какие-либо побочные представления, которые делали бы его двусмысленным и потому неудобным.

         А само слово "Государство" в русском языке происходит от русского слова "государь", являющегося сокращением славянского слова “господарь”. В этих словах содержатся два смысла: хозяина и верховной власти. Например, в современных чешском и словацком языках, “господарство” значит "экономика" , “хозяйство”.

Понимание государства в разных аспектах.

         Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущ­ности государства практически невозможно дать грамотное, квалифи­цированное определение.

         Так, например, термин "Государство" иногда используется в самом широком смыс­ле, а именно: "для обозначения общества как такового или же ка­кой-либо особой формы общества". Нередко же он применяется и в очень узком смысле, для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например, органов управления, или же субъ­ектов, а также — нации или территории, на которой проживает население той или иной страны". Поэтому предлагаю рассмотреть понимание государства в разных аспектах:

- Государство как факт

- Государство как состояние

- Государство как народ

- Государство как властитель или власть

- Государство как естественный организм

- Государство как коллективное или союзное единство

- Государство как правовой феномен

- Государство как социологическая общность

         Государство как факт.

         Государство есть нечто фактически данное, т. е. не абстракция, не простой продукт мышления. Учение о реальности государства еще ничего не говорит нам о том, каковы те факты, ко­торые называются государствами, физического они характера, или психологического, или того и другого, и следует ли представлять себе государство как субстанцию или явление. Одним из подвидов этого учения является теория естественного бытия государства, которая представляется уже несколько более определенной, по­скольку она противополагает юридическую сторону государства его естественному бытию. Это естественное бытие по общему правилу представляют себе, однако, как объективное, развивающееся лишь в мире внешних объектов, но не во внутреннем мире человеческих индивидов; эта теория страдает поэтому той же неясностью и по­верхностностью, как и теории, рассматривающие государство как факт.


         Государство как состояние.

         Здесь рассмотрим государство как состояние, а именно состояние властвования . Более подробно этот феномен рассматривает теория, конструирующая государство как отношение властвования.

         В рассматриваемой теории, состояние в действительности представляется бесконечным множеством воле­вых отношений, которые никогда не суть что-либо только объектив­ное, что оно не есть нечто конкретное, а является абстракций из бес­численных индивидуализированных волевых отношений. Однако, по отношению к государству имеется определённое необозри­мое множество стоящих рядом друг с другом и следующих друг за другом отношений властвования: сколько людей, подчиненных вла­сти, столько состояний властвования, и даже отношение одного вла­ствующего к одному подвластному индивидууму собственно состо­ит из целого ряда отдельных проявлений власти. В связи с этим можно говорить об одном целом, то есть можно сказать, что при объединении множество волевых властных отношений, нам и представляется государство.

         Государство как народ.

         Государство тождественно с составляющими его людьми, — кажется с первого взгляда едва ли не само собою понятным, поэтому отождествление государства и народа относится к древнейшим тео­риям государства. Оно положено в основу воззрений, популярных у народов древности; оно играет значительную роль в средневековом учении о государстве, причем народ нередко рассматривается как источник всякой государственной организации. На нем основано затем новейшее учение о народном суверенитете. Влияние такого отождествления сказывается еще в новейшее время в учении о рои-voir constituant, согласно которому полномочия государственной власти могут исходить только от народа, в котором все функции этой власти уже заключаются в потенциальном состоянии.

         Государство и народ объединяет, то что воля народа это и есть воля государства. Следовательно государство и народ тождественны.

         Государство как властитель или власть.

         Наиболее резко это ото­ждествление государства с властителем выражено у Гоббса, по ко­торому договор об основании государства подчиняет объединенный в силу этого договора народ князю или властвующей коллегии, вследствие чего общая воля переносится на властителя. Гоббс хотя и признает государство коллективным лицом, но последнее является лишь внешним объектом, на котором осуществляется власть прави­теля. Вся государственная сила и все публичное право сосредоточи­ваются в руках власти. Французская теория абсолютизма, как ее формулировал Bossuet, высказывает прямо, что все государство за­ключено в лице властителя, растворяя таким образом народ в князе и тем превращая последнего в неземное существо. В XIX столетии L. v. Hatterпервый выставил эту теорию в обновленное виде, ут­верждая, что князь даже во времени предшествует государству и что народ есть создание князя. В новейшее же время старая теория го­сударства как властителя вновь была выдвинута, чтобы обосновать реалистическое воззрение о государстве.