Файл: Понятие государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

         Государство как естественный организм.

         Данное представлении о государстве нам говорит органическая теория государства. И данная теория рассматривает государство как органическое образование в физическом смысле, имеющее свое самодовлеющее, независимое от индивидов и управляемое естественными законами.

         Сюда должны быть отнесены и те учения, которые хотя и оттеняют духовно-нравственную сторону государства, но, однако, придают ему и внешний образ по аналогии с естественным организмом. В частности, сюда относятся антропо­морфические теории, рассматривающие, по примеру Платона, госу­дарство как человека в увеличенном размере. Все эксцессы, в ко­торых упрекали органическое учение о государстве, проистекают из этого грубочувственного представления об организме. Критически оно должно быть рассмотрено не отдельно, а в связи со всем орга­ническим учением о государстве.

         Государство как коллективное или союзное единство.

         Что государство представляет длящийся, единый союз людей и есть поэтому общность, (Gemeinwesen), — утверждалось уже из­давна. Категории, через посредство которых выработалось это пред­ставление, — Koivcovia, societas, respublica, coetus — являются вес продуктом античного мышления. В древности исследуются, однако, существенно лишь цели союза; вопрос о структуре союза — если не говорить об органологических аналогиях — отступает совершенно на задний план. В общем, однако, естественное право мыслит людей в государстве как "unio", т. е. объединение многих в одно единое целое.

         Идея коллективного единства, более или менее ясно выражен­ная, положена в основу воззрений большинства новейших государствоведов о социальной природе государства.

         Но наиболее подробно разработал теорию коллективного един­ства Gierke. По его теории государство является союзом, объединенным прочной организацией и длящейся целью, отличным от отдельных индивидов единством, которое не­смотря на то существует только во множестве индивидов и через посредство этого множества. Затем различие между общностью и юридическим лицом ясно проведено у Bernatzik'а, признающего общность возможным субстратом юридического лица . Далее, Нае-nelотличает государство как корпоративный союз от государства как юридического лица. Единство корпоративного союза имеет, по НаепеГю, особый характер. «Оно состоит только в том, что множе­ство человеческих индивидов духовно связаны общей целью и эта духовная связь, которая сама по себе служит лишь выражением то­ждественного содержания воли участников, приобретает реальность через посредство воли руководящих органов и подчиняющихся чле­нов».


         Государство как правовой феномен.

         Государство может рассматриваться исключительно с "чисто юри­дических позиций". Оно может представляться как юридическое лицо, "правовой феномен", как своеобразная корпорация. От дру­гих корпораций государство отличается при этом "лишь установ­ленным в масштабе нации или страны правовым порядком,". В силу этого с юридической точки зрения проблемы государства в значи­тельной мере проявляются как проблемы национального правового порядка. Государство при этом выглядит не иначе, как "такой об­раз действий и порядок поведения людей, которые мы обычно на­зываем правовым порядком".

         При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что "отношения между ними и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и ин­дивидуумом". Это означает, по мнению Г. Кельзена, что государст­во, несмотря на то, что оно издает или санкционирует право, долж­но быть как и индивид "в своем поведении и действиях связано правом".

         Государство как социологическая общность.

         В данном аспекте государство должно рас­сматриваться как некая "социологическая общность", "социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности".

Для государства, рассматриваемого в социологическом смыс­ле, характерной чертой является исходное (с момента его возник­новения и функционирования) рассредоточение власти по различ­ным органам. Фактически, замечает автор, "не существует таких государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от име­ни государства) исходили бы первоначально от одного правитель­ства. В обществе всегда существовало и существует несколько ко­мандных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а так­же бесчисленное количество всякого рода актов управления и под­чинения, совокупность которых отражала то, что называется со­циологическим государством".

         Рассмотрев государство в разных аспектах, мы все же не можем дать идеальное определение, т.к. есть и положительные и отрицательные качества. Так например, если рассматривать государство как властитель, то со смертью каждого данного властителя перестает существовать и государство. Рассматривая государство как народ, можно сказать, что зачастую воля народа не совпадает с волей государства. Следовательно, государство это не есть народ. Также можно найти и в отношении других аспектах.


         И все же, изучая государство в разных аспектах, мы можем найти ту самую сущность государства, которая обществу будет ближе всего.

         Понятие государства, на различных этапах его развития.

         Определения государства мы встречаем уже у мыслителей древ­нейших времен. Так, например, Цицерон определял государство как союз людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан (государство — это средство, обеспечивающее по­литическую жизнь народа), также он определял государство как "самодовлеющее общение гра­ждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих."

         Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, Кант считал, что государство — это объединение людей, подчиненных пра­вовым законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». Со временем характеристики государства углублялись, стано­вились более широкими и точными.

         Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиа­велли определял государство через "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов".

         Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Боден рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".

         Известный английский философ XVI века Томас Гоббс — сто­ронник абсолютной власти государства как гаранта мира и реали­зации естественных прав определял его как "единое лицо, верхов­ного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".

         Создатель идейно-политической доктрины либерализма, анг­лийский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представ­лял государство как "общую волю, являющуюся выражением пре­обладающей силы", то есть большинства граждан, "входящих в го­сударство". Он рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.


         По-разному определялось государство и другими авторами — юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В немецкой литературе оно определялось, например, в одних случаях как "организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью" (Р. Моль). В других — как "союз свободных лю­дей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоя­нием" (Н. Аретин). В третьих же случаях государство рассматрива­лось как "естественно возникшая организация властвования, пред­назначенная для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумп­лович).

         В российской литературе разных периодов можно найти так­же различные определения, в соответствии с которыми государст­во как "объективный факт нашей планеты" представляется, на­пример, в виде "социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни..." (А. Паршин). Го­сударство определяется и как "организованное общение людей, свя­занных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою пат­риотической любви, жертвенною волею, достойными и мужествен­ными поступками" (И. Ильин). Оно рассматривается также как "союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчи­няющихся принудительной и самостоятельной верховной власти" (И. Хвостов); как объединение людей, "властвующих самостоятель­но и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и т. д.

         Известный русский юрист Н.М. Коркунов считал, что государ­ство — это общественный союз, представляющий собой самостоятель­ное принудительное властвование над свободными людьми. В этом определении видится развитие понятия государства, высказанного еще Цицероном. Близко к этому и определение государства, данное рус­ским юристом В.М. Хвостовым: государство — одна из форм челове­ческого общения, один из видов общественных союзов; государство — это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной власти.

         Весьма оригинальным и непохожим на многие определения госу­дарства в российской дореволюционной литературе было определение, предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая органи­зация народа, обладающая во всей полноте своею собственной, само­стоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой властью.


         И конечно же, наш Владимир Владимирович Путин, говорил: «Государство — это не нянька. Государство — это, прежде всего, аппарат принуждения, который создается для того, чтобы обеспечить равные условия для всех граждан страны, равные условия развития и достижения успехов»

        

Современное понятие государства.

         В настоящее время существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена. Так ли это на самом деле? Кто считает, что государство, а что нет? ООН? ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. Тогда как же быть? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны рассмотреть полное определение государства в современной науке.

         И так, В.Н. Хропанюк: "государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны издает юридически обязательные веления, обладает специальным аппара­том управления и принуждения и обладает суверенитетом."

         С. С. Алексеев: "государство - это политико-территориальная суверенная организация пуб­личной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществ­ления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способ­ная делать свои веления обязательными для населения всей страны."

         А.Б. Венгеров: "государство - это властно-политически организованное общество, как ассо­циация множества людей, подчиненных правовым законам, целостность ко­торой создается публично-властными структурами, олицетворенными в со­ответствующих государственно-правовых институтах и отношениях."

         Но для представления государства достаточно лишь говорить об обязательных элементах государства: 1) народонаселении, в наши дни, как правило, составляю­щем нацию, 2) обособленной территории, 3) публичной власти, которой подчиняется это население, которая распространяется на эту территорию, -собственно, государственной власти.

         Также, под государством понимают аппарат государствен­ной власти, государственный аппарат—политическое руководство (верховную, высшую власть), чиновничество, армию, полицию, суды и пр. Это, если угодно, государство в узком смысле. В конце концов, история любого государства есть в первую очередь ис­тория государственной власти.