Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История развития идей правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества в РФ
2.3. Система разделения властей в РФ как основа правового государства
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы подтверждается тем, что проблема существования правового государства волновала ученых во все времена. Еще древние мыслители, ученые, философы создавали основные теории происхождения правового государства, посвящая данному вопросу целые научные труды.
Правовое государство создает важнейшую предпосылку для формирования не только гражданского общества, но и различных политических институтов, которые являются неотъемлемой частью развития такого общества, а также формирует значимые сферы человеческой жизни, в которых каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов.
Невозможно представить гражданское общество, которое бы существовало автономно от правового государства, при этом не только государство стимулирует развитие социальной сферы, общество само дает стимул для прогрессивного развития правового государства, тем самым, обозначая его, как значимы, сложный многогранный политический институт.
Теоретическая значимость данной темы обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации утверждает в статье 1 тот факт, что Российская Федерация признается демократическим правовым государством с республиканской формой правления.[1] Но это положение, по мнению большинства ученых, есть только лишь цель, к которой должно стремиться государство, а не утверждение, поскольку множество институтов, характеризующих Российское государство, как правовое, находятся только лишь на пути своего развития и становления. Прежде всего, это институт реализации личных прав и свобод граждан, которые в правовом государстве являются высшей ценностью.
На сегодняшний день тема создания правового государства является весьма значимой и довольно часто обсуждается среди ученых, политиков, юристов. У каждого на данный счет существует свое мнение, но каждый должен понимать, что для создания правового государства, необходимо в первую очередь создать почву для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Целью данной работы является изучение понятия правового государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач:
1) рассмотреть теоретические основы правового государства;
2) изучить историю развития идей правового государства;
3) проанализировать понятие и признаки правового государства;
4) охарактеризовать формирование правового государства в России;
5) рассмотреть соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ;
6) проанализировать соотношение правового государства и гражданского общества;
7) изучить систему разделения властей в РФ как основу правового государства.
Объектом работы является само правовое государство в совокупности с присущими ему основными характеристиками.
Предметом исследования выступает анализ основных исторических и современных идей создания правового государства.
Методологической основой исследования выступают:
1) исходные принципы познания (историзм, научная объективность);
2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция);
3) различные (общие, частные и специальные) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой, функциональный, формально юридический.
Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых – правоведов, исследовавших основные аспекты, связанные с созданием правового государства.
Теоретическая основа данной работы строится на трудах таких ученых, как М.Н. Марченко, А.Е. Михайловский, О.В. Трошина, И.В. Левакин, Р.Т. Мухаев, М.А. Митюков и др..
Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История развития идей правового государства
Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве.
Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей.[2]
Следует учитывать, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство – это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны.[3]
История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.[4]
Античные ученые и философы также дискутировали на тему «правового государства», предпосылок его возникновения и форм реализации. Впервые идею о существовании «идеального государства» выдвинул древнегреческий философ Платон. Платон в своих научных трудах рассматривал две основных разновидности государственного устройства:
1) для первого было характерно то, что над всеми был и стоял правитель, государь;
2) второй характеризовался тем, что во главе всего стояли законы, которые управляли всем.
Другой философ античного времени Аристотель не рассматривал правовое государство в двух концепциях, так как он считал, что государство в своем правильном построении предполагает власть законов, их верховенство, а не силу управления самих людей. Учения Платона и Аристотеля о государстве разделены разными представлениями о единстве. С позиции Аристотеля, государство представлено, как целостность, состоящая из множества членов, которые обладают разными интересами. Платон же считал о том, что государство единым быть не может.
Идеи Аристотеля нашли свое отражение в идеях другого философа Дж. Локка, который выдвинул теорию разделения властей и считал, что до возникновения государства, каждый индивид, живущий в обществе, находился в состоянии естественности, что делало его абсолютно незащищенным, но с появлением государства каждый индивид отдал свои права для того, чтобы данное государство, утвердив законы, охраняло эти права.
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта.[5]
И. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый индивид, живущий в обществе, наделен безусловной ценностью и не должен быть инструментом для реализации чьих-либо намерений.
Государство же в свою очередь призвано базироваться на праве и координировать с ним все свои действия.
Правовое государство согласно концепции И. Канта представляет собой:
- фундаментальной основой моральных и правовых законов является воля каждого индивида;
- индивид может стать высоко духовной личностью в тот момент, когда понимает и осознает свое предназначение перед обществом, в котором он живет;
- категорический императив должен присутствовать в поведении каждого индивида;
- право, которое базируется на законе нравственности, должны быть установлены границы, благодаря которым воля одного индивида не должна противоречить воле другого индивида;
- право создано для того, чтобы в обществе царили высокоразвитые, цивилизованные отношения между индивидами;
- государство представляет собой неразрывную связь общества, которое подчиняется законам права.[6]
Широкое распространение политико-правовых взглядов о правовом государстве произошло в 18-20 веках во Франции. Эпоха Просвещения, приходящаяся на конец 17 начало 18 веков стала логическим продолжением борьбы европейских народов против феодализма. Идеи прогресса общества, а также вера в способность разума изменять к лучшему, как человека, так и все общество в целом легли в основу мировоззрений Просвещения.
Практически все ученые данной эпохи выступали за отделение государства от церкви и стремились придать форме государства светский характер. Кроме того, в данную эпоху, выдающиеся мыслители Франции, разрабатывали концепции правового государства, теории разделения властей и народного суверенитета.
Итак, рассмотрим взгляды о том, каким должно быть государство, основных ученых эпохи Просвещения во Франции:
1) выдающимся юристом и французским политическим мыслителем данного времени был Шарль Луи Монтескье. Он продолжил доктрину о разделении властей, разработанную Дж. Локком.[7]
Впервые идея разграничения трёх ветвей власти обрела юридическую форму в ходе Американской революции и войны за независимость. В конституции США была последовательно отражена классическая модель разделения полномочий в сфере государственного управления, разработанная Монтескье. Американские политические лидеры дополнили её некоторыми усовершенствованиями, одним из которых является система сдержек и противовесов. Это механизм, обеспечивающий взаимный контроль трёх ветвей власти. Значительный вклад в его создание внёс четвёртый президент США Джеймс Мэдисон. Система сдержек и противовесов - это частичное совпадение полномочий разделённых властей;[8]
2) Жан-Жак Руссо, критикуя теорию разделения властей и представительную демократию, был уверен, что народ обладает правом расторжения общественного договора и смены формы правления. Формы правления, Руссо различал от того, кому принадлежит исполнительная власть:
- демократия (прямая или представительная);
- аристократия;
- монархия;[9]
3) Вольтер. Его основное политическое произведение: «Философские письма», носившее первоначальное название «Письма об англичанах». В своих учениях, Вольтер отдавал предпочтение республике, как форме государства. Но при этом, считал, что на практике данная форма мало применима.
Идеальным образцом всей государственной организации, по мнению ученого, были парламентские учреждения Англии. Политический идеал приближался в идее о разделении властей;
5) в Англии, наибольшую популярность приобрело учение о правовом государстве, разработанное У. Годвиным. У. Годвин, который стал одним из первых теоретиков современного анархизма. В 1793 году им была создана книга «Исследование о политической справедливости», которая считается и до настоящего времени одной из самых выдающихся, так как в ней сосредоточены все основные идеи анархизма.
Анархизм, по мнению Годвина, является одной из наиболее приемлемых форм государственности. Он считал, что власть омерзительна, государство нелепо и деспотично, а закон угрожающе опасен.[10]
Взгляды Годвина были схожи со взглядами другого анархиста Макса Штирнера, так как оба анархиста ставили основной своей целью в своих работах это уничтожение государства, власти и возведение на пьедестал общество. В своих работах они пропагандировали идею о том, что общество противостоит во всем государству, а их интересы ни в чем не имеют точек соприкосновения.
В своих исследованиях У. Годвин приходит к выводу о том, что система государственной власти является полностью несовместимой с жизнью человеческого общества, так как любая власть основана на жестокости и несправедливости. Кроме того, Годвин считал, что власть создает ограничения для любой личности, что может привести к потере ее индивидуальности.
Стоит так же сказать о том, что Годвин, анализировал не только государственную власть и выступал ее жестким противником. Им была также проанализирована и система имущественного неравенства. Анархическая теория, которой придерживался У. Годвин, послужила началом трудов многих других приверженцев анархической мысли, что дает возможность исторической и философской мысли о государстве быть более разнообразной и многогранной в своих исследованиях;[11]