Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История развития идей правового государства
1.2. Понятие и признаки правового государства
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
2.1. Соблюдение принципа правового статуса человека и гражданина в РФ
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества в РФ
2.3. Система разделения властей в РФ как основа правового государства
Однако, если наличие закрепленных за человеком субъективных прав, дают ему определенные возможности, то обязанности, которые также закрепляются за каждым человеком, возлагают на него вне зависимости от его желания бремя исполнения, установленных законом норм. В случае, когда человек уклоняется от исполнения своих обязанностей, государство вправе применить к такому лицу соответствующие меры принуждения.[26]
Институт прав и свобод человека, занимает ключевое место в правовом государстве. Это объясняется и тем, что все права человека, перечисленные в Конституции РФ, следуют сразу же после основ конституционного строя, а сам Основной закон, устанавливает, что права человека являются высшей ценностью и обуславливаются основными принципами, на которых строится все общество.[27]
Таким образом, Конституция, закрепляя институт прав и свобод человека и гражданина, выполняет одну из самых важных функций – обеспечивает правовые гарантии реализации данных прав и свобод.
А также, составной частью института правового статуса личности выступает гражданство РФ, которое выступает основной предпосылкой полного распространения на лицо основных прав и свобод, признаваемых и защищаемых законами государства. Принципы правового статуса человека и гражданина выступают неотъемлемой частью реализации его правового статуса и представляют собой охраняемые со стороны государства права и свободы человека в соответствии с его обязанностями. В качестве основных принципов следует рассматривать:
1) равноправие, которое обуславливается постулатами демократического государства, в котором с социальной точки зрения все граждане равны;
2) не отчуждаемость прав и свобод человека и гражданина РФ;
3) прямое действие прав и свобод, которое заключается в необязательности разъяснения данных прав и свобод, а ссылке только на действующие нормы основного закона государства;
4) гарантия со стороны Конституции признания и реализации основных прав и свобод.[28]
Соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства, что дает по праву назвать правовой статус личности гарантируемым законодательством и государством.
Помимо этого, гарантии обеспечения правового статуса личности заключаются в следующем: права и свободы человека гарантируются и защищаются со стороны правового государства; гражданин имеет права выступать самостоятельным защитником своих прав и свобод всевозможными способами, которые не запрещаются на законодательном уровне;
Таким образом, в РФ правовой статус человека и гражданина в правовом государстве обеспечивается налагаемым запретом на противоправное ограничение основных прав и свобод. Конституция РФ, выступая основным юридическим гарантом правового статуса личности, утверждает в части 2 статьи 55 запрет на издание законов, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина. Помимо Конституции права и свободы человека и гражданина закрепляются и утверждаются международно-правовыми актами.
Конституция допускает ограничения в реализации отдельных прав и свобод человека и гражданина, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.[29]
2.2. Соотношение правового государства и гражданского общества в РФ
Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан, то есть правовое государство.
Что же представляет собой гражданское общество? Мыслители ХХ-XX века - А.С. Алексеев, В.М. Гессен, В. А. Гольцев, Б.А. Кистяковский, Н.М. Коркунов, С. А. Котляревский, Н.И. Лазаревский, С.А. Муромцев, П. И. Новгородцев, Б.Н.Чичерин и многие другие внесли значимую лепту в изучение проблем государственности и самоорганизующегося гражданского общества. Они исследовали проблемы взаимоотношения человека и власти; занимались выяснением сущности институтов государственной власти, политики и нравственности.
Русские ученые были, как правило, представителями естественной школы права и заложили основы русского конституционализма. Идеи конституционного (правового) государства были особенно популярны в университетской среде. Наши соотечественники «во главу угла ставили проблему свободы и прав человека» и занимались такой проблемой - какие философские, правовые законы действительно отвечают насущным нуждам людей (то есть являются общечеловеческими), а какие связаны с перенапряжением репрессивных институтов».[30]
К самому государству они относились с большим уважением, считая его результатом многовековой истории, традиций и нравов. Тем не менее, согласно воззрениям русских мыслителей, внутренний мир человека, его идеи, устремления, привычки, обычаи должны пониматься и признаваться государством как социальные, политические и гражданские права, которые не отчуждаются ни при каких условиях. И этот внутренний мир человека недосягаем для притязаний любого государства, поэтому правовое государство подзаконно и ограничено в своей власти. Строго говоря, мыслителей волновал вопрос - как сделать политику и право нравственными.
В последнее время интерес к гражданскому обществу значительно возрос. Это связано с демократическими изменениями мирового сообщества. Самые распространенные – следующие точки зрения: гражданское общество – это защитная структура индивида от государства. Идеал – максимальная свобода и независимость индивидов и институтов этого общества. Такой точки зрения придерживаются либеральные демократы.
Вторая точка зрения: гражданское общество - сердцевина всей общественной и политической жизни. Общество может быть демократическим, если у него будет возможность формировать структуры власти, которые и определяют контуры гражданского общества. Этой точки зрения придерживаются социал-демократы, которые стремятся к созданию системы общественного равновесия. Они признают определенное вмешательство в жизнь гражданского общества для того, чтобы предотвратить экспансионизм какой-либо части его. Среди современных ученых можно выделить такие имена как Гаджиев К.С., Галкин А. А., Красин Ю.А., Перегудов С., Салмин А.М. и др.
Свидетельством наличия совместных научных поисков дальнейшего пути человеческого развития и места гражданского общества в этом процессе можно назвать доклад американского политолога И. Шапиро на конференции в Москве в 1992 году. Основная мысль этого доклада сводится к тому, что демократия не является единственным или высшим благом государства. Она наиболее эффективна тогда, когда «структурирует человеческую деятельность, не определяя этим ее протекания».[31]
Четкой определенности в определении гражданского общества пока не существует, бесспорным является включение в его содержание всей совокупности общественных отношений вне рамок политической структуры государства, на которую гражданское общество оказывает серьезное влияние.
Итак, можно отметить возросший интерес отечественных и зарубежных политологов к проблеме гражданского общества, которое сосуществует с государством, не являясь таковым, и обладает рядом характеристик, по поводу которых существуют различные мнения, но несомненным является одно - существуют «государство» и «общество», и это «общество» больше соответствует идеалам населения страны.[32]
Процесс формирования правового государства и гражданского общества в России начался с принятия Конституции РФ в 1993 году. В ней закреплены общепризнанные нормы, а также принципы из сферы международного права, составляющие определенную часть системы права нашего государства. Они объявлены высшей ценностью, принадлежащей индивидам с момента рождения. Здесь прописан порядок лишения человека свободы, запрещено принятие мер, относимых к произволу, по отношению к конкретному человеку.
Сегодня, попытка заявить, что Россия — правовое государство или, по крайней мере, пытается им стать, была предпринята во время революции 1905 года. Государственная Дума под давлением масс вроде бы даже согласилась на принятие Конституции, но скоро сказка сказывается, а дела в России делаются очень медленно. Первая мировая война и последующая революция поставили на этой попытке крест. Конституцию приняли уже большевики в 1918 году, но в ней законодательно была закреплена диктатура пролетариата, а права гражданина с ее постулатами расходятся. Закон продолжал оставаться просто декларативным понятием. Конституции менялись еще несколько раз, но положение прав человека и отношение законодательства к ним не менялось.[33]
При этом, не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.
Права и свободы человека и гражданина в РФ признаются высшей ценностью.[34] Взаимодействие с государством через законы, нормативные акты определяет юридический статус, отражая также и ответственность, обязанности. Однако на первое место выдвигаются права граждан. Цель реформирования государственной системы РФ - закрепление основных прав и свобод граждан в правовом Российском государстве и обеспечение их реализации. Важнейшим шагом на пути становления правового государства, РФ сделала посредством принятия некоторых нормативных актов, регламентирующих основные права и свободы граждан:
1) в 1995 году был принят ФЗ «Об общественных объединениях», статья 5 которого закрепляет положение о том, что общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[35] Гражданам также предоставлены следующие права в создании общественных объединений:
- учреждать их без получения предварительных разрешений местных и государственных органов;
- вступать в них при соблюдении принятого устава.[36]
Отношения между государством и общественными объединениями, а значит между государством и личностью, характеризируется двусторонним сотрудничеством. С одной стороны, государством устанавливаются права, предоставленные общественным объединениям, рамки их деятельности и полномочий. В свою очередь объединения принимают участие в жизни государства, определяя его политику и контролируя работу различных органов.[37]
2) Конституция является тем документом, который гарантирует и суверенитет вероисповедания, и независимость совести. Благодаря данному документу можно вольно популяризировать, выбирать, иметь религиозные и иные убеждения, функционировать в соответствии с ними. В 1997 году был принят ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», нормы которого дают возможность на добровольное объединение граждан РФ в целях совместного исповедания и распространения веры.[38]
На данный момент власть старается доказать гражданам страны и мировому сообществу, что Россия — правовое государство не просто de jure, но и de facto. По большому счету, если задаться такой целью и доказать, насколько правовым государством является Россия, то это можно выяснить опытным путем. Проанализировав ситуацию на данный момент, можно точно сказать одно. Сегодня страна находится на таком этапе развития, при котором чаша весов может склониться в ту или иную сторону. Есть власть, которая пытается доказать себе и окружающим, что ее воля и есть закон. Есть граждане, которые уже доказали властным структурам, что существует закон, который один для всех - Конституция РФ.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что, не смотря на реформирование, происходящее в РФ, о полноценном становлении правового государства пока еще нельзя говорить, поскольку нет единого и четко отлаженного механизма взаимодействия всех его основных характеристик. Большое значение в РФ придается правам и свободам граждан, немалое количество нормативных актов, регламентирующих отношения в данной сфере, свидетельствуют об этом. Так же, как и правовое государство, гражданское общество в РФ также только формируется.
2.3. Система разделения властей в РФ как основа правового государства
Принцип разделения властей лежит в основе создания и существования правового государства. Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в Российской Федерации имеют свое конституционно-правовое закрепление в ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. и входят в систему принципов, составляющих основы конституционного строя.
В отечественной научной среде довольно дискуссионным был сам вопрос о необходимости построения в России государственной власти на основе разделения властей. В период существования советской власти многие советские теоретики и политические деятели критиковали концепцию разделения властей, считая ее чуждой для советского государства и общества. Конституция Российской Федерации 1993 г., установив его в качестве конституционного принципа и основы конституционного строя, положила конец многолетним дискуссиям о необходимости законодательного закрепления и реального воплощения теории разделения властей в России.[39]