Файл: Модели принятия управленческих решений и их использование.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы принятия управленческих решений.
1.1. Основные характеристики управленческих решений.
1.2. Технология выработки и принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческих решений
2.1 Содержательное описание и формализации задачи принятия управленческого решения в организации.
Таблица 4
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА» за 2017-2019 гг.
№ п/п |
Наименование услуг |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Изменение показателя |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолютное |
Относительное |
|||||
2018/2017 |
2019/2018 |
2019/2017 |
2019/2018 |
||||||
1 |
Товарооборот |
тыс. руб. |
87957 |
114761 |
140118 |
26 804,00 |
25 357,00 |
30,47 |
22,10 |
2 |
Численность работающих |
чел. |
198 |
150 |
117 |
-48 |
-33 |
-24,24 |
-22,00 |
в том числе производственно-оперативный персонал |
чел. |
142 |
99 |
72 |
-43 |
-27 |
-30,28 |
-27,27 |
|
3 |
Выработка на одного работающего |
тыс. руб. |
444,23 |
765,07 |
1 197,59 |
320,85 |
432,52 |
72,23 |
56,53 |
в т.ч производственно-оперативного персонала |
тыс. руб |
619,42 |
1 159,20 |
1 946,08 |
539,79 |
786,88 |
87,14 |
67,88 |
|
4 |
Фонд оплаты труда работающих |
тыс. руб. |
50 529,60 |
44 055,00 |
39 124,80 |
-6 474,60 |
-4 930,20 |
-12,81 |
-11,19 |
в т.ч производственно-оперативного персонала |
тыс. руб |
29 834,20 |
24 938,10 |
22 255,20 |
-4 896,10 |
-2 682,90 |
-16,41 |
-10,76 |
|
5 |
Среднегодовая заработная плата работающего |
тыс. руб. |
255,20 |
293,70 |
334,40 |
38,50 |
40,70 |
15,09 |
13,86 |
в т.ч. производственно-оперативный персонал |
тыс. руб. |
210,10 |
251,90 |
309,10 |
41,80 |
57,20 |
19,90 |
22,71 |
|
6 |
Издержки обращения |
тыс. руб. |
82832 |
101851 |
117423 |
34,586 |
15572 |
41,8 |
15,3 |
7 |
Затраты на 1 рубль товарооборота |
руб. |
0,94 |
0,89 |
0,84 |
-0,05 |
-0,05 |
-5,76 |
-5,57 |
8 |
Прибыль от товарооборота |
тыс. руб. |
5 125,00 |
12910,00 |
22695,00 |
7 785,00 |
9 785,00 |
151,90 |
75,79 |
9 |
Уровень рентабельности продаж |
% |
0,06 |
11,25 |
16,20 |
11,19 |
4,95 |
- |
- |
На основе данных таблицы 4 сделаем выводы о деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА» за 2017-2019 гг.
По данным таблицы видно, что в 2019-м году товарооборот по сравнению с 2018-м годом увеличился на 22,1%, и в целом за анализируемый период увеличился на 59,3%. Численность работающих за 3 года снизилась на 81 чел. (40,91%). Произошло это в основном за счет снижения численности специалистов. Численность специалистов уменьшилась на 70 чел., что в относительном отношении составило 49,3%. На протяжении всего анализируемого периода численность работающих постоянно снижалась (так, в 2019-м году по сравнению с предыдущим годом численность снизилась на 33 чел.).
Опережение темпа роста товарооборота в 2019-м году (22,1%) над темпами роста численности работающих (минус 22%) свидетельствует о росте производительности труда. Так, среднегодовая выработка на одного работающего составила в 2019-м году 446,4 тыс. руб., в то время как в 2018-м году – 389,8 тыс. руб. Следовательно, производительность труда в 2019-м г. по сравнению с 2018-м г. выросла на 14,5%. То же можно сказать за весь анализируемый период: среднегодовая выработка на 1 работающего выросла на 109,4 тыс. руб., или на 32,5%.
Среднегодовая выработка на одного человека производственно-оперативного персонала в 2019 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 32,5%, в то время как численность Производственно-оперативного персонала течение 3-х лет сократилась на 49,30%. То есть темп прироста выработки на одного рабочего выше прироста их численности за 3 года. В абсолютном же выражении выработка на одного рабочего в 2019 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 109,4 тыс. руб. Основное условие роста выработки рабочих заключается в превышении темпов прироста объема реализации (59,3%) над темпами прироста численности рабочих (минус 49,3 %).
В 2019 г. фонд оплаты труда работающих составил 104159 тыс. руб., что на 17160 тыс. руб., или на 19,7%, больше показателя 2018 года, но на 35442 тыс. руб., т.е. на 51,6%, выше показателя 2017 года. Среднегодовая заработная плата одного работающего в 2019 г. составила 334,4 тыс. руб., что на 13,8% выше показателя 2018 г. и на 31,0% выше показателя 2017 г., в то время как численность работающих уменьшается на протяжении всего анализируемого периода.
Фонд заработной платы специалистов за 3 года увеличился на 51,6%, одновременно численность специалистов за весь трёхлетний период снижалась. Среднегодовая заработная плата специалистов при этом увеличилась в период 2017-2019 гг. на 47,1%.
За 3 года темп прироста среднегодовой заработной платы одного работающего снизился по отношению к приросту заработной платы одного производственно-оперативного персонала на -16,1% (31,0% – 47,1%). При этом темп прироста среднегодовой выработки одного производственно-оперативного персонала (32,5%) ниже прироста его среднегодовой заработной платы (47,1%).
Издержки обращения в 2019-м году составила 117423 тыс. руб., что выше на 101851 тыс. руб. (15,3%), чем в 2018-м году. Однако за весь анализируемый период с 2017-2019 гг. издержки обращения увеличилась на 41,8%, что в абсолютном выражении составило 34,586 тыс. руб.
Показатель затрат на 1 руб. реализации в течение трех лет имеет тенденцию к уменьшению. За 3 года данный показатель снизился на 7,4% и составил 0,85 руб. Это объясняется, прежде всего, превышением темпа прироста товарооборота (59,3%) над темпом прироста издержек обращения (41,8%) за соответствующий период.
Прибыль от реализации за 3 года значительно возросла. После убытков предприятия в 2017-м году прибыль от реализации в 2019-м г. составила 20677 тыс. руб., что на 69,21 тыс. руб., или 50,3% выше, чем в 2018-м году.
Изменение прибыли произошло под влиянием двух факторов: товарооборота и издержек обращения. Превышение темпов прироста товарооборота за 3 года над темпами прироста издержек обращения обеспечило соответствующее увеличение прибыли.
Итого общее влияние факторов товарооборота и издержек обращения на прибыль
51005 - 34591 = 16414 тыс. руб.
Уровень продаж ООО «ПРЕМЬЕРА» в 2019 г. достиг максимального значения за анализируемый период и составил 12,6% (то есть на каждый рубль, вложенный в дело, была получена прибыль 12,6 руб.), увеличившись по сравнению с 2018 г. на 7,6 %.
Таким образом, исходя из проведенного анализа технико-экономических показателей деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА», делаем вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало нестабильно. Наиболее неблагоприятным для предприятия оказался 2018-й год, так как наблюдается заметное снижение абсолютно всех технико-экономических показателей его деятельности. Тем не менее, предприятие получило прибыль от реализации товаров услуг по сравнению с 2017-м годом, когда оно понесло убытки. Такая ситуация, сложившаяся в 2018-м году, вызвана, прежде всего, ухудшением общей ситуации на рынке в связи с глобальным финансово-экономическим кризисом, в условиях которого работало предприятие. В 2019-м году, однако, деятельность ООО «ПРЕМЬЕРА» нормализовалась и стала приносить прибыль. При этом наблюдается снижение затрат на один рубль реализации услуг, а также увеличение уровня продаж. Все это говорит о достаточно рациональном использовании имеющихся ресурсов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Далее проведем более подробный анализ эффективности функционирования предприятия по видам используемых ресурсов.
В Таблице 5 проведем анализ критериального пространства задачи принятия решения с использованием административной модели принятия управленческих решений на основе выбора мероприятий по развитию информационных технологий.
Таблица 5
Анализ критериального пространства задачи принятия решения в организации на основе административной модели принятия управленческих решений
№ п/п |
Формулировка цели (подцели) |
Показатель |
Тип показателя (инструментальный / экспертный) |
Количественный или качественный показатель |
Тип шкалы |
Источник информации |
Критерий в терминах показателя |
Тип критерия (допустимости / оптимальности) |
Способ измерения |
1 |
Формирование и учет собственности |
Эффективный количественный учет объектов собственности |
Экспертный |
Количественный |
Шкала отношений |
Ведомость учёта, акты учета, методика расчета платежей |
Минимальные расхождения в учете собственности |
Оптимальности |
кв.м. |
2 |
Эффективное стратегическое управление |
Разработанные концепции управления |
Экспертный |
Качественный |
Шкала отношений |
Концепция кадровой политики, Комплексная политика управления финансами и экономикой учреждения |
Качественная процедура подбора персонала, минимальная текучесть кадров, учет финансовых показателей деятельности |
Оптимальности |
- |
3 |
Повышение эффективности персонала |
Рост эффективности показателей труда |
Экспертный |
Качественный |
Шкала отношений |
Системы повышения эффективности работы коллектива |
Система факторов, влияющих на групповое поведение и эффективность труда персонала |
Оптимальности |
- |
4 |
Эффективная система управления качеством |
Качественная система организационных и технических мероприятий в сфере оказания услуг населению |
Экспертный |
Качественный |
Шкала отношений |
Стандарты и требования к системе управления качеством, разработанный документ СМК для организации |
Система анализа отклонений и программа мер по их устранению |
Оптимальности |
шт. |
5 |
Коммуникации с внешней средой |
Силами информационного отдела разработка и внедрение информационно-коммуникационной системы для повышения эффективности информационного взаимодействия с клиентами |
Экспертный, инструментальный |
Качественный |
Шкала отношений |
Положения об ИКТ в деятельности организации |
ИКТ |
Оптимальности |
- |
2.2. Анализ структурирования проблемной ситуации и моделей принятия управленческих решений в ООО «Премьера»
Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз позволяет устанавливать приоритеты и на их основе распределять ресурсы между целями организации. В процессе подготовки управленческого решения в ООО «ПРЕМЬЕРА» руководство соблюдает следующие правила (рис. 12):
Рисунок 12 – Процесс принятия управленческого решения в ООО «ПРЕМЬЕРА»
Матрица первичного стратегического анализа составляется по следующему алгоритму: сначала определяется внешняя и внутренняя среда, затем события в каждой из них — благоприятные и неблагоприятные: внешняя — внутренняя; сила — слабость; возможности — угрозы.
На рис. 13 представлен общий вид матрицы первичного SWOT-анализа, предшествующего разработке и принятию управленческого решения на основе политической модели.
ВОЗМОЖНОСТИ
(благоприятные факторы внешней среды)
СИЛА
(преимущество объекта)
УГРОЗЫ
(противодействие внешней среды)
СЛАБОСТЬ
(недостатки объекта)
КОНЦЕПЦИЯ
СТРАТЕГИИ
Внешняя
Внутренняя
Положительное воздействие
Отрицательное воздействие
Рисунок 13 - Матрица первичного SWOT-анализа организации
В приложении 4 и 5 приведены формы разработки и реализации управленческих решений.
Анализ внешней среды предприятия с использованием политической модели включает следующие стадии: анализ и оценка факторов внешней среды; анализ перспектив развития предприятия; сравнение перспектив развития.
В процессе стратегического анализа выбираются те факторы внешней среды, которые способны повлиять на развитие организации (табл. 6).
Таблица 6
Оценка содержания факторов внешней среды ООО «ПРЕМЬЕРА»
Содержание
Фактор |
|
Политические тенденции развития общества |
Государственная политика, отношение к отраслям и регионам. Политическая идеология, стабильность правительства, общественные движения |
Правовое регулирование |
Перспективы изменения законодательной базы. Государственные концепции и программы развития страны |
Экология и охрана окружающей среды |
Нормативные и законодательные акты по охране окружающей среды. Деятельность общественных организаций, политика федеральных и региональных властей. Уровень экологической опасности различных видов деятельности. Экологическая обстановка |
Уровень развития экономики |
Темпы роста ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы роста производительности труда, структура населения, уровень развития рыночных отношений, инвестиционный климат |
Социально-культурные факторы |
Уровень жизни населения, развитие сфер автосервиса, культуры и образования. Культурные, национальные и социальные традиции и запросы |