Файл: Модели принятия управленческих решений и их использование.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы принятия управленческих решений.
1.1. Основные характеристики управленческих решений.
1.2. Технология выработки и принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческих решений
2.1 Содержательное описание и формализации задачи принятия управленческого решения в организации.
В Приложении 6 приведён анализ факторов внешней среды предприятия. Исходя из данного анализа факторов внешней среды, делаем вывод, что учреждение должно иметь устойчивые конкурентные позиции. На предприятии сложился слаженный коллектив, который работает с высокой отдачей, о чем свидетельствуют высокие и динамично развивающиеся показатели производительности труда.
Проведенный анализ деятельности предприятия позволил выделить ряд сильных и слабых сторон организации управления с использованием политической и административной модели принятия управленческих решений. Он представлен в Таблице 7.
Таблица 7
Сильные и слабые стороны организации деятельности предприятия
Область деятельности |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
ПРОИЗВОДСТВО |
Наличие резервов повышения производственных мощностей; Высокий уровень качества продукции. |
Относительно невысокая емкость складского хозяйства |
ТЕХНОЛОГИЯ |
Опытный коллектив технологической службы предприятия; Широкие возможности |
Нехватка свободных денежных средств |
ПЕРСОНАЛ |
Устоявшийся высококвалифицированный коллектив работников. |
Незначительный удельный вес молодых специалистов; |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Годами отработанный механизм управления кадрами; Эффективное распределение должностных обязанностей между руководителями |
Отсутствие эффективной маркетинговой службы |
МАРКЕТИНГ |
Высокая репутация учреждения в сфере оказания услуг; Низкая цена по сравнению со средней российской ценой |
Отсутствие программы маркетинга; Низкий уровень реализации |
ФИНАНСЫ |
Финансовая зависимость от федерального бюджета |
Критическая нехватка собственных оборотных средств |
Следует заметить, что существуют как сильные, так и слабые стороны в деятельности медучреждения и в области производства, и в области технологий, в области управления персоналом, в области комплексной организации деятельности, в сфере маркетинга и финансов предприятия.
Управленческий контроль за реализацией управленческих решений в организации осуществляется субъектами организации, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами и под их управлением, следующих действий (рис. 14):
Рисунок 14 – Управленческий контроль принятия решений в ООО «ПРЕМЬЕРА»
Контроль сопутствует всем этапам процесса. В принятии управленческого решения осуществляются следующие виды контроля реализации управленческих решений с использованием административной модели принятия управленческих решений (рис. 15):
Рисунок 15 – Контроль принятия управленческих решений
Разработка эффективной системы контроля принятия и реализации управленческих решений подразумевает ряд мероприятий (рис. 16):
Рисунок 16 – Система контроля принятия и реализации управленческих решений
Оценка результатов заключается в сравнении фактических и требуемых результатов решения с учетом масштаба допустимых отклонений. На основании сравнения судят о том, достигнута ли цель принятия решения или нет. Если обнаруживаются существенные отклонения реальных значений показателей от плановых, принимается решение о выполнении корректирующих действий.
Таким образом, успех реформирования деятельности предприятия находится в прямой зависимости от законодательного обеспечения.
В данной работе разработаны некоторые направления в решении проблем предприятия в сфере развития компьютерных и информационных технологий.
Решение вышеуказанных проблем позволит совершенствовать систему управления деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА» на основе внедрения современных информационных технологий.
2.3. Выбор и обоснование альтернативного управленческого решения с использованием моделей.
Отсутствие ситуационного подхода в процессе принятия управленческих решений предприятия происходит в ООО «ПРЕМЬЕРА»:
- во-первых, из-за отсутствия подготовленных менеджеров и понимании сущности менеджмента производственного предприятия,
- во-вторых, неспособности принятия решения, опять же из-за типа организации,
- в-третьих, хоть в данной организации руководитель и умеет делегировать свои полномочия, но у тех людей, на кого они делегируются, достаточно низкий квалификационный уровень или старый образец мышления,
- в-четвертых, недостаточное умение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь новаций и недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента,
- в-шестых, непонимание возрастания роли менеджмента качества или управления качеством и неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента, в последнюю очередь можно сказать также и об отсутствии систематизированной теории российского менеджмента, и о слабости законодательной базы.
Менеджмент качества в данной организации начали внедрять только недавно. В настоящее время все по должности ответственные сотрудники только начинают посещать курсы по менеджменту качества. Это говорит о неумении или незнании руководителей учиться новому для себя делу. Кое-кто только услышал об управлении качеством.
До сих пор речь шла об оперативных решениях, именно их принятие может быть в значительной степени автоматизировано. Однако обширная информация, которой обеспечивает автоматизированная система интеллектуальной поддержки управления, рекомендуемая к внедрению в ООО «ПРЕМЬЕРА», может быть (а в ряде случаев обязательно должна быть) использована и для обоснования решений стратегических. Определение перспективных направлений в развитии ООО «ПРЕМЬЕРА», поиск новых способов улучшения оказания услуг населению, коррективы штатного расписания и кадровые проблемы (продвижение сотрудника по службе, создание “резерва на выдвижение”, поведение в отношении негодных работников), рациональное использование появившихся дополнительных финансовых средств, совершенствование способов взаимодействия с другими предприятиями, - всё это требует не только творческого подхода, но и серьезного обоснования, опоры на надежные факты и серьезные расчёты. Автоматизированные информационные базы и есть такая опора. Например, направляя сотрудника на аттестацию, можно не только разносторонне характеризовать его, но и выдвигать обоснованные предложения.
С целью совершенствования управления ООО «ПРЕМЬЕРА» на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий предлагается реализация следующих мероприятий:
- создание пунктов общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям, в т.ч. развитие программных возможностей собственного Интернет-сайта организации, на котором клиенты могли бы получить квалифицированную поддержку и информационную помощь по вопросам деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА». Данные мероприятия повышают доверие населения к деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА», увеличивают информационную открытость;
- разработка и внедрение программы по обеспечению национальной безопасности информации, содержащейся в архивах ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- внедрение систем защищенного документооборота для пересылки конфиденциальных документов в электронном виде;
- совершенствование материально-технического, финансового и иного обеспечения управления ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- разработка и внедрение эффективных программ обучения сотрудников ООО «ПРЕМЬЕРА» в сфере использования современных информационных технологий в работе предприятия;
- создание общедоступных территориальных информационных ресурсов ООО «ПРЕМЬЕРА» и их эффективное представление в Интернете;
- разработка и внедрение мероприятий по эффективному использованию информационных технологий управления на базе передового мирового опыта;
- создание в сети Интернет и на сайте учреждения дискуссионного клуба по вопросам деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- создание Интернет-конференций по взаимодействию с другими предприятиями других городов России с целью обмена опытом и решением профессиональных вопросов, действующих по принципу «одного окна»;
- создание электронных библиотек, содержащих все источники нормативно-правового регулирования в сфере автосервиса и административные регламенты деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- создание службы on-line консультирования клиентов по вопросам деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- создание системы коллективной обработки документов и данных участниками корпоративной сети ООО «ПРЕМЬЕРА» и создание информационных аналитических систем;
- разработка мероприятий по использованию возможностей рекламирования по корпоративной сети ресурсов и платных услуг, привлечения в библиотеку новых пользователей информационных ресурсов ООО «ПРЕМЬЕРА» и т.п.;
- внедрение и развитие эффективного информационно-аналитического статистического учета материалов ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- ведение и оформление электронной базы историй обслуживания с возможностью получения клиентами информации и выписок из нее;
- создание единого телефонного справочно-консультационного центра поддержки клиентов по вопросам деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА»;
- создание и развитие эффективной системы интеллектуальной поддержки управления деятельности ООО «ПРЕМЬЕРА».
Стоит лишний раз подчеркнуть, что каждое стратегическое решение в процессе реализации автоматизированной системы интеллектуальной поддержки управления в ООО «ПРЕМЬЕРА» отталкивается от имеющихся результатов и потому может сопровождаться прогнозом, расчётом предполагаемого эффекта.
Оценим общий экономический эффект от внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе управления ООО «ПРЕМЬЕРА». В частности, рассмотрим затраты и оценим экономическую эффективность внедрения системы интеллектуальной поддержки управления в деятельность ООО «ПРЕМЬЕРА».
Социальная эффективность от внедрения системы интеллектуальной поддержки управления в деятельность учреждения выражается:
- в повышении производительности труда руководящих работников и персонала организации;
- в расширении базы клиентов, пользующихся платными услугами в ООО «ПРЕМЬЕРА» за счет предоставления клиентам возможности получения любой интересующей информации касательно услуг ООО «ПРЕМЬЕРА», оказываемых на платной основе;
- в повышении уровня качества оказания услуг;
- в улучшении имиджа ООО «ПРЕМЬЕРА» в сфере оказания автосервисных услуг городского округа и региона;
- в повышении надежности хранения данных, снижении вероятности появления ошибочных данных в БД, утечки строго конфиденциальной информации;
- в систематизации учета расхода материалов и иных видов учета.
Показатели экономической эффективности реализации мероприятий по совершенствованию системы информационного обеспечения управления ООО «ПРЕМЬЕРА» характеризуют целесообразность произведенных на его создание и функционирование затрат. Эти показатели должны сопоставлять затраты и результаты: затраты на разработку, создание и внедрение информационной системы интеллектуальной поддержки управления, а также текущие затраты на ее эксплуатацию, с одной стороны, и, с другой стороны, результат – прибыль, получаемую в результате использования системы.
Расчет затрат обычно не составляет большого труда, прибыль часто определяется путем экспертной оценки и по аналогии с другими подобными системами.
Итак, экономическая эффективность характеризует отношение результатов величины прибыли к величине суммарных затрат на создание и эксплуатацию системы. Но часто в качестве показателя экономической целесообразности создания системы выступает и показатель экономического эффекта, количественно равный прибыли за вычетом нормы прибыли с произведенных единовременных (капитальных) затрат.
Поэтому в качестве показателей экономической эффективности обычно используются:
- годовой экономический эффект:
Э = Эгод - Ен*К (1)
где Эгод — годовая экономия (прибыль), получаемая при использовании ИС, руб.;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — единовременные (капитальные) затраты (вложения) на создание ИС.
- коэффициент экономической эффективности капитальных вложений:
Е = Эгод/К (2)
- срок окупаемости (в годах) капитальных вложений:
Т = К/Эгод (3)
Коэффициент Ен должен характеризовать средний уровень эффективности капитальных вложений в хозяйство страны, и при рыночной экономике он должен быть не меньше ставки банковского кредита.
Если использовать названные показатели в качестве критерия для принятия решения о целесообразности создания ИС, то они должны быть следующими:
, , (4)
Итак, для оценки экономической эффективности определим и измерим предполагаемые капитальные затраты разработку и внедрение автоматизированной системы интеллектуальной поддержки управления в ООО «ПРЕМЬЕРА».
Расходы на аппаратное и программное обеспечение не учитываются, т.к. при разработке системы использовались ресурсы, имеющиеся в наличии на предприятии (персональный компьютер с выходом в Интернет), а также бесплатно распространяемое ПО. Ниже представлена таблица с указанием единовременных капитальных вложений (см. таблицу 8).
Таблица 8
Затраты на создание и внедрение автоматизированной системы интеллектуальной поддержки управления в ООО «ПРЕМЬЕРА»
Наименование статьи затрат |
Сумма, руб. |
Хостинг |
Бесплатно |
Зарплата программиста |
84000 |
Зарплата клиент-менеджера |
48000 |
Прочие расходы связанные с организацией АРМ |
125700 |
Итого: |
257 700 |
Рассчитаем экономическую эффективность от внедрения системы интеллектуальной поддержки управления в ООО «ПРЕМЬЕРА».
Единовременные затраты (К) на создание и внедрение системы интеллектуальной поддержки управления, как видно из табл. 5, составляют 157700 руб., предполагаемая годовая выручка (Эгод) от оказания платных услуг, получаемая при использовании системы за первый год эксплуатации, равна 370 000 руб. Данный показатель носит вероятностную оценку автора, исходя из данных бухгалтерии предприятия.