Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных технологий в торговле
Сущность инноваций и их функции
Глава 2. Анализ инновационный технологий в сети супермаркетов «Верный»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ использования технологии электронных бейджей платформы VENTRA в магазинах сети «Верный»
Содержание:
Введение
В современный век глобализации, мощных информационных потоков, высокой конкуренции и непрерывных быстротечных изменений, предприятию необходимо подстраиваться под условия, которые диктует время. Бизнес-процесс требует непрерывной модернизации. Необходимо акцентировать внимание, в этом случае, на мобильность и гибкость организаций, которые в первую обусловлены умением организации разрабатывать и внедрять инновации в свою деятельность, способствующие совершенствованию бизнес-процесса. Эта необходимость обусловлена не только стремлением организации выжить на рынке, но и разработать такую стратегию, которая бы обеспечила долгосрочные конкурентные преимущества. Одним из наиболее быстро развивающихся и популярных тенденций рынка являются розничные торговые сети. Данные субъекты рынка лидируют в отношении инновационной деятельности, главным образом за счет высокой конкуренции, которая способствует развитию неординарных подходов к управлению и ведению бизнес-процессов, разработке новых методов привлечения покупателей и продаж. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что инновационные технологии являются неотъемлемой частью бизнес-процессов в торговых организациях и способствуют повышению качества обслуживания покупателей и уровня управления в розничных сетях.
Инновация в бизнесе - это нововведение, новая или усовершенствованная продукция или технология, полученная в результате инновационного процесса, основной задачей которой является корректное предоставление продукции и услуг, что соответственно ведет к росту конкурентоспособности.
Оптимальным решением для торговых розничных сетей является долгосрочное инновационное развитие, как объекта, так и субъекта инновационной деятельности, за счет различных средств и технологий.
Термин «инновация» впервые был введен Шумпетером в 1912 г. в работе «Теория экономического развития». Под инновацией он понимал новшество, которое применено в области технологии производства или управления некоторой хозяйственной единицы. В различной литературе можно встретить множество понятий, раскрывающих сущность термина «инновация». Главным образом отечественные и зарубежные авторы понимают под «инновацией» нововведение или новшество. Однако, данные понятия не тождественны. Некоторые авторы определяют инновации как процесс или результат внедрения новшества, которое в свою очередь можно определить как «новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована в новый продукт, новую технологию, новый метод.
Цель исследования курсовой работы – анализ использования инновационной технологии в розничной сети. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты применения инноваций в розничной торговле;
- оценить эффективность использования инновационной технологии в розничной сети «Верный»
Объект исследования курсовой работы – розничная сеть «Верный»; предмет исследования – практика применения инновационной технологии электронных бейджей платформы VENTRA.
При выполнении работы применялись различные методы исследований: анализ, наблюдение, сравнение и группировка.
Во введении обосновывается актуальность, цель, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты инноваций в розничной торговле. Во второй главе дана характеристика инновационной технологии и анализ ее применения в розничной торговой организации. В заключении обобщаются результаты исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных технологий в торговле
Сущность инноваций и их функции
Согласно определению в экономической литературе, инновация – это превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный. Выражается это в новых продуктах или технологиях производства.
Многие, преимущественно зарубежные, ученые, а именно: Н.Мончев, И.Перлаки, В.Д.Хартман, Э.Мэнсфилд, Р.Фостер, Б.Твисс, Э.Роджерс и многие другие, дают определение инновации в зависимости от того, что они исследуют. Б.Твисс считает инновацией процесс, где идея приобретает экономическое содержание. Для Ф. Никсона же инновация определяется как совокупность мероприятий (коммерческих, экономических, производственных), которые приводят к появлению на рынке новых, более совершенных, процессов и оборудования. Б. Санто говорит, что инновация - общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход
Благодаря исследованиям нескольких точек зрения было сформулировано одно общее определение. А звучит оно так: «Инновация – процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности людей, который способствует удовлетворении потребностей и приносит положительный экономический эффект» [1, с.23]
Сейчас инновации, как способы удовлетворения потребностей потребителя, делятся на две группы:
1. Продукты (Предметные инновации)
2. Процессы (Технологические инновации)
Первая группа включает в себя те инновации, которые позволяют создать новые, или усовершенствовать старые продукты. Этот вид более распространён и важен для конкурентоспособности предприятия.
Вторая группа инноваций представляет собой разработку и внедрение новых методов производства и передачи продуктов. Для чего это нужно?
Это нужно для ускорения процесса производства продукта, снижение затрат, или повышение качества продукции.
Инновации так же делятся на группы по типу новизны:
• новые для отрасли в мире;
• новые для отрасли в стране;
• новые для отрасли в предприятии;
Можно классифицировать их и по месту в системе:
• на входе (Перемены в способе выбора сырья и материалов, оборудования и т.д.)
• на выходе (Изделия, услуги)
• инновации в структуре (Новый способ управления, производства, разработок и т.д.)
• радикальные, или базовые;
• улучшающие;
• модифицированные.
И с учетом сфер деятельности предприятия:
• технологические;
• производственные;
• экономические;
• торговые;
• социальные;
• в области управления;
Инновации, являясь принципиально новыми способами удовлетворения общественных потребностей, принимают две главные формы: продукты (предметные инновации) и процессы (технологические инновации) » [2, с.71]
Продуктовые инновации предполагают создание новых или улучшение существующих продуктов. Этот тип инноваций наиболее распространен и важен для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов.
Такие инновации нацелены на повышение производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов.
1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.
2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии и др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической и т.д.);
радикальные (базовые);
улучшающие;
модифицированные (частные).
3. С учетом сфер деятельности предприятия:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Инновации выполняют основные функции:
1) являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса;
2) расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшают их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом;
3) дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
4) помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере. К основным свойствам инноваций следует отнести:
-научно-техническую новизну;
-производственную применимость;
-коммерческую реализуемость;
-социальную значимость;
-лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса или создание нового рыночного спроса;
-высокую рискованность;
-прибыльность или социальную эффективность для хозяйствующего субъекта;
-относительные преимущества по сравнению с традиционными -решениями и др
Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности:
- в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР, а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга;
- на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;
- в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;
- значительная часть инноваций в розничной торговле являются своего рода заимствованием зарубежного опыта. [8]
Внедрение инноваций позволяет развивать услуги розничных торговых сетей посредством повышения эффективности использования ресурсов организации: обновления основных фондов, улучшения организации торговой деятельности (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга), совершенствования использования оборотных фондов и оптимизации издержек обращения, постоянного роста квалификации персонала и т.д. Результатом указанных инноваций является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями.
Так как для торговых организаций инновационная деятельность проявляется преимущественно в формах процессных, маркетинговых и организационных инноваций, то основным свидетельством инновационной активности торговых организаций является наличие бренда. Создание, внедрение, поддержание и улучшение бренда торговой компании является интегративным (комплексным) инновационным процессом, требующим значительных инвестиций.
Новым механизмов привлечения клиентов является использование QR-кодов. Quick Response или «быстрый отклик» - это 2D штрих-код (двухмерный штрих-код), разработанный японцами в 1994 году. В нем заложена закодированная информация, которую легко распознать камерой мобильного телефона. Основное достоинство данного кода является легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах, в том числе и в торговле. Так, уже в Южной Корее британская компания «Tesco» открыла виртуальные магазины в метро и автобусных остановках путем размещения изображений товаров с QR-кодами на стендах, напоминающие огромные рекламные плакаты, стилизованные под полки с товаром в магазинах [3, с.35].
Такие магазины стали популярными в Сеуле, поскольку жители города получили возможность существенно экономить время и силы, заполняя свою потребительскую корзину прямо в метро. Просканировав QR-код при помощи своего мобильного телефона, покупатель кладет выбранный товар в корзину, и делает заказ через интернет.
Сегодня все чаще возникают и применяются новые формы торговли - продажа через интернет, через каталоги, интерактивное телевидение, прямого маркетинга.
1.2 Инновационные технологии
Стремительно развивающиеся инновационные технологии не могли не коснуться такого обширного сектора, как розничная торговля. Еще лет пятнадцать тому назад товары в российских магазинах отпускались в основном по традиционному методу продаж - через прилавок. При этом не применялись какие-либо инновационные или передовые технические решения. Современная действительность уже немыслима без магазинов самообслуживания, где с каждым днем внедряется все больше технических решений, облегчающих жизнь и персоналу, и покупателям.