Файл: Политические партии в политической системе общества..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
К концу 1905 г. оформились "Союз 17 октября" (октябристы), конституционно-демократическая партия (кадеты), Партия мирного обновления, Торгово-промышленная партия, Партия правового порядка и т.д. В политической жизни России в первой четверти XX века в разные периоды функционировало 87 партий.
Процесс формирования политических партий в России отличался некоторыми специфическими особенностями, чем на Западе. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества и институтов парламентаризма и правового государства и многое другое.
В конце XIX - начале XX в. современники отмечали "неутвержденность общественного состава", имея в виду недифференцированность и неопределенность интересов различных групп населения. Не случайно В.О. Ключевский как-то заявил, что не сочувствует "партийно-политическому делению общества при организации народного представительства". Такой подход во многом объяснялся неразвитостью инфраструктуры гражданского общества, что действительно могло способствовать искажению реального представительства общественных интересов партиями в политической сфере.
В процессе возникновения на рубеже XIX –XX вв. в России политических партий выявился весьма примечательный «обратный» порядок складывания политической структуры буржуазного общества: сначала сформировались пролетарские и крестьянские (социал-демократические и народнические) партии, затем буржуазно-либеральные (кадеты и октябристы), наконец, реакционно-помещичьи.[5]
Очевидно, что этот процесс направлялся разрушительным по отношению к старому миропорядку импульсом. Это была первая реакция на новый фактор действительности – гегемонию пролетариата в освободительном движении, отчётливо обнаружившуюся уже во второй половине 90-х гг. XIX в.
Революция завершила формирование партийно-политических лагерей: проправительственного правого, буржуазно-либерального и революционно-демократического. В 1-й революции 1905-1907гг. правительство поддерживали политические партии правого лагеря: 6 помещичьи-монархических, 8 консервативно-буржуазных партий. Наиболее крупной и крайне правой среди них являлась партия „ Союз русского народа “. В основе ее программы лежали незыблемость самодержавия, привилегированное положение православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемитизм. В экономике они выступали за мелкие и средние предприятия и были против монополий. Являясь опорой самодержавия, эта партия в период либеральных колебаний правительства становилась к нему в оппозицию. Ее методы: пропаганда, террор и погромы.
В буржуазно-либеральный лагерь входили партии:„ Союз 17 октября “ и партия конституционных демократов (кадетов). Во время 1-ой российской революции „Союз 17 октября“ поддержал правительственный лагерь. Социальную основу этой партии составляли крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, помещики, ведущие свое хозяйство капиталистическими методами. Своей целью октябристы ставили оказание содействия правительству, идущему по пути реформ. Они отстаивали принцип наследственной и конституционной монархии. Выступали за Единую и неделимую Россию, соглашались только на автономию Финляндии.
Кадеты, как и октябристы, были сторонниками конституционной монархии. За культурную автономию, принудительное отчуждение помещичьих земель на основе выкупа их государством, за разделение исполнительной, законодательной, судебной властей. Численность кадетов в 1905-1907 г. достигала 50 тыс. человек. В руководстве партии преобладали профессура, видные юристы, крупные предприниматели, землевладельцы. Это был своеобразный политический штаб российской буржуазии.
Партия эсеров заявила о своем образовании в 1902г., но организационно оформилась с 1906г. Название партии "социалисты-революционеры" не было случайным. Оно происходило от того, что эсеры ставили своей задачей преобразование общества на социалистических началах. Образование партии происходило на основе слияния ряда российских региональных и эмигрантских народнических организаций, сформировавшихся еще в 90-е годы ХIХ в. Эти партии, союзы, лиги были носителями разных тенденций в народничестве. В составе партии на начало 1907 г. состояло 63 тыс. человек, к ней тянулись соответствующие национальные партии.
Программа эсеров предусматривала свержение самодержавия и установление демократической республики, автономию областей на федеративных началах, право наций на самоопределение, демократические свободы, уничтожение постоянной армии и замена ее народной милицией, отмену всех налогов на трудящихся при установлении прогрессивного налога на предпринимателя. Они выступали за социализацию земли (отмену частной собственности на нее). Изъятие из торгового оборота и уравнительные распределения между членами общины и кооперативами. Методы: пропаганда, организация стачек, вооружённое восстание, политический террор.[6]
В 1906 г. из партии эсеров выделилось самостоятельное образование - "Союз социалистов-революционеров максималистов" которое представляло революцию как процесс дезорганизации власти и всех сторон государственной жизни путем захвата и экспроприации земли, предприятий, орудий производства. По их мнению, любая партия, поскольку она основана на централизме, подавляет инициативу своих членов и тем сковывает революционную энергию.
Другая часть эсcеровской партии основали партию народных социалистов (энесов), отрицавшую насильственные методы борьбы.
Анархисты не имели единой политической партии. Каждая организация была свободна и независима от других. Идеал будущего устройства они видели в анархии, те союзе вольных коммун без центральной государственной власти. Методы борьбы: политический террор и экспроприация. В 1905-1907 гг. они насчитывали 410 тыс. человек, их социальную базу составляли крестьянство и деклассированные элементы города.[7]
В тот же период на авансцену вышла и та политическая партия, которая, совершив в 1917 г. государственный переворот и, разогнав в начале 1918 г. Учредительное собрание, стала могильщицей всех остальных партий и организаций, самого нарождавшегося парламентаризма и демократических институтов. Речь, разумеется, идет о Российской социал-демократической рабочей партии.
Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 года. На съезде присутствовало 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского "Союза борьбы", группы "Рабочей газеты" и "Общеевропейского рабочего союза в России и Польше".
РСДРП организационно оформилась на 2 съезде в 1903г. Тогда же произошёл её раскол на большевиков (Ленин) и меньшевиков (Мартов). Численность их в 1907 г. составляла соответственно 58 тыс. и 45 тыс. человек.
По данным на 1905-1907 гг. организации РСДРП имелись в 494 населённых пунктах, из них в сельской местности – 144; эсеров соответственно в 508 и 277; кадетов – в 360 и 72; черносотенцев – в 487 и 222.
Из этого следует, что поляризация общества углублялась; политическая жизнь страны определял город; между ним и деревней существовал разрыв в типе политической культуры. В апреле 1917 г. Ленин классифицировал партии классовому представительству и особенностям оценки стоящих перед страной задач: партии и группы правее кадетов: кадеты и близкие к ним группы; меньшевики и эсеры; большевики. В настоящее время процесс возникновения новых партий продолжается.
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ИХ ФУНКЦИИ
2.1. Понятие политических партий
Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков. Этимологически “партия” означает “часть”, “отдельность”, элемент политической системы.
Существует множество подходов к определению сущности политических партий:
1) понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины.
2) трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов.
3) институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства.[8]
В отличие от других организаций и движений (профсоюзов, молодежных, женских, экологических, антивоенных и др.), которые отстаивают интересы определенных социальных и профсоюзных слоев населения посредством воздействия на соответствующие органы, партии в центр своей деятельности ставят борьбу за власть парламентским либо внепарламентским путем, связанным с насильственным свержением прежней власти.
От других политических институтов партию отличает свойственные ей функции в отношениях власти и наиболее характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действия той или иной идеологической системы ориентации, а также ряд других менее значимых признаков.
Термин «партия» в переводе с латинского означает «доля, часть». Т.е. в буквальном смысле слова партия – это часть населения.
В современной политологии существует более 200 определений политической партии.
Политическая партия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.
Партии являются своеобразным участником общественной жизни. Это своеобразие заключается в двойственной природе партий, а именно, социальной и институциональной одновременно.
Когда речь идет о социальной природе партий, имеют в виду, что партии объединяют наиболее активных представителей тех или иных социальных групп, то есть партии берут свое начало в обществе.
Когда говорят об институциональной природе партий, имеют в виду, что партии являются важнейшим элементом в механизме государственной власти.
В силу своей двойственной природы партии выступают в качестве посредника между гражданским обществом и государством, трансформируя интересы гражданского общества в реальную политику государства. В этом состоит уникальное значение партий как общественного института.
В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:
1) Долговременность организации, то есть партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
- это позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
2) Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
- отличает партию от простой парламентской группы, которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.
3) Нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;
- позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий – овладение властью или участие в ее осуществлении.
4) Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов;
- отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение.[9]
По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления6». Так же законом определено, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года - сорока пяти, с 2012 года - сорока) тысяч членов участников (или кого-нибудь еще), ее руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.
В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.