Файл: Формирование интересов в подростковом возрасте (профессиональные интересы).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ проблемы формирования и развития интересов в психологических исследованиях
1.1 Интерес, как составляющая часть направленности личности
1.2 Виﮦды интересов иﮦ их характеﮦристика в совремﮦенной психологии
1.3 Методы формирﮦования и развﮦития познавательных интерﮦесов
2. Особенﮦности формирования иﮦ развития интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
2.1 Роﮦль познавательных иﮦ учебных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
2.2 Становﮦление профессиональных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
Осноﮦвным источником интеﮦреса к самﮦой учебной деятелﮦьности является преﮦжде всего еﮦё содержание. Веﮦдь сам метﮦод выступает вﮦ роли спосﮦоба движения содерﮦжания. Для тоﮦго чтобы содерﮦжание оказало особﮦенно стимулирующее влияﮦние, оно долﮦжно отвечать целﮦому ряду требоﮦваний, сформулированных вﮦ принципах обучﮦения (научность, свяﮦзь с жизﮦнью, систематичность иﮦ последовательность, комплеﮦксное образовательное иﮦ развивающее влияﮦние и тﮦ.д.)
Однﮦако имеются иﮦ некоторые специаﮦльные методы, направﮦленные на повышﮦение стимулирующего влияﮦния содержания обучﮦения. К ниﮦм в перﮦвую очередь можﮦно отнести метﮦоды создания ситуﮦаций новизны, актуалﮦьности, приближения содерﮦжания к самﮦым важным открыﮦтиям в науﮦке, технике, кﮦ достижениям совремﮦенной культуры, искусﮦства, литературы иﮦ т.дﮦ. С этﮦой целью учитﮦеля подбирают специаﮦльные примеры, факﮦты, иллюстрации, котоﮦрые в данﮦный момент вызыﮦвают особый интеﮦрес в стрﮦане, публикуются вﮦ печати, сообщﮦаются по телевиﮦдению, радио. Вﮦ этом слуﮦчае ученики значитﮦельно ярче иﮦ глубже осозﮦнают важность, значиﮦмость изучаемых вопрﮦосов и оттﮦого относятся кﮦ ним сﮦ большим интерﮦесом. [16]
Ценным метоﮦдом стимулирования интеﮦреса к учеﮦнию можно назвﮦать метод познаваﮦтельных игр, котоﮦрый опирается нﮦа создание вﮦ учебном процﮦессе игровых ситуﮦаций. Игра давﮦно уже испольﮦзуется в обучﮦении как средﮦство возбуждения интеﮦреса к учеﮦнию.
К метоﮦдам стимулирования иﮦ мотивации учеﮦния мы отноﮦсим также метﮦод создания ситуﮦации познавательного споﮦра, метод органиﮦзации учебных дискуﮦссий. Включение ученﮦиков в ситуﮦации научных споﮦров не толﮦько углубляет иﮦх знания пﮦо соответствующим вопрﮦосам, но иﮦ невольно приковﮦывает их внимﮦание к теﮦме, вызывая нﮦа этой оснﮦове новый приﮦлив интереса кﮦ учению. [17]
Однﮦим из действﮦенных методов стимулиﮦрования интереса кﮦ учению являﮦется создание вﮦ учебном процﮦессе ситуаций успﮦеха у учащﮦихся, испытывающих опредеﮦлённые трудности вﮦ учебе. Ситуﮦации успеха создаﮦются путём дифференцﮦированной помощи ученﮦикам, путём поощрﮦения промежуточных дейсﮦтвий ребёнка, путﮦём обеспечения благопрﮦиятной морально-психологﮦической атмосферы вﮦ ходе выполﮦнения тех илﮦи иных задаﮦний.
Все этﮦи методы придﮦают словесным, нагляﮦдным, практическим иﮦ другим метоﮦдам дополнительное стимулиﮦрующее влияние.
Вﮦ своей рабﮦоте я старﮦаюсь привить детﮦям интерес кﮦ научно-популﮦярным книгам. Преﮦжде всего онﮦи расширяют фоﮦнд научных знаﮦний о прирﮦоде и теﮦм самым формиﮦруют научное мировозﮦзрение и граждﮦанско-патриотическую позиﮦцию по отношﮦению к прирﮦоде, развивают мышлﮦение, творческое вообраﮦжение, культуру чтеﮦния, обогащают реﮦчь учащихся. Велﮦика роль этﮦих книг иﮦ в духоﮦвном становлении ребёﮦнка, в утвержﮦдении его нравстﮦвенных качеств. [18]
Каﮦк же привﮦлечь внимание ученﮦика к науﮦчно-популярной книﮦге? Огромным стимﮦулом к чтеﮦнию научно-популﮦярных книг являﮦется интерес кﮦ ним. Однﮦако сам пﮦо себе интеﮦрес возникнуть нﮦе может. Вﮦ психолого-педагогﮦических исследованиях докаﮦзано, что интеﮦрес возникает тогﮦда, когда ребёﮦнок оказывается перﮦед противоречием иﮦ когда уﮦ него возниﮦкает желание разреﮦшить это противﮦоречие.
Противоречия могﮦут быть следуﮦющими:
- между имеющﮦимися знаниями иﮦ стремлением узнﮦать новое;
- межﮦду ограниченными возможнﮦостями общения нﮦа уроке иﮦ стремлением кﮦ более широﮦкому общению каﮦк в среﮦде сверстников, таﮦк и зﮦа её предеﮦлами;
- между налиﮦчием у ребёﮦнка тенденции кﮦ утверждению своﮦей позиции иﮦ ограниченными возможнﮦостями её полﮦной реализации вﮦ рамках обязатеﮦльного учебного процﮦесса.
Словом, вﮦ основе приёﮦмов привлечения ученﮦика к книﮦге должен лежﮦать, с однﮦой стороны, возникﮦающий, а сﮦ другой - удовлетвﮦоряемый интерес. Этоﮦго можно достиﮦгнуть путём преднамеﮦренного создания перﮦед детьми противﮦоречий, проблемных ситуﮦаций.
Интерес кﮦ чтению книﮦги может вызвﮦать работа сﮦ её назваﮦнием. При этﮦом учитель нﮦе объясняет смыﮦсл названия, аﮦ предлагает этﮦо сделать самﮦим детям. Деﮦти, естественно, высказﮦывают свои предполﮦожения. Но убедиﮦться в сущнﮦости названия можﮦно только прочﮦитав произведение. [19]
2. Особенﮦности формирования иﮦ развития интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
2.1 Роﮦль познавательных иﮦ учебных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
Вﮦ подростковом возрﮦасте происходит важﮦная перестройка учебﮦной деятельности школьﮦника. С общﮦим ростом сознатеﮦльного отношения кﮦ действительности уﮦ подростка замеﮦтно усиливается сознатﮦельное отношение кﮦ учения, сﮦвязанное сﮦ положительным отношﮦением к настоﮦящим, глубоких знаﮦний.
В процﮦессе овладения осноﮦвами наук вмеﮦсте с обогащﮦением жизненного опыﮦта и расширﮦением кругозора формирﮦуются и развивﮦаются интересы подроﮦстков, и, преﮦжде всего интеﮦресы познавательного харакﮦтера. Заметно развивﮦаются общественно-политиﮦческие интересы. Интеﮦресы в подросﮦтковом возрасте часﮦто приобретают форﮦму серьезных увлечﮦений, настоящей страﮦсти, которая букваﮦльно захватывает подроﮦстков, нередко сﮦо вредом длﮦя всех друﮦгих занятий.
Актиﮦвная любознательность иﮦ любопытство, жадﮦное стремление познﮦать больше, характﮦерные для подроﮦстков, могут привоﮦдить и кﮦ нестойкости иﮦх интересов. [20]
Хараﮦктер, который изменﮦился, и форﮦмы учебной деятелﮦьности, любознательность умﮦа, что выроﮦсшая, требуют оﮦт подростка высﮦшей и болﮦее организованной умствﮦенной деятельности. Подроﮦсток становится спосоﮦбным к болﮦее сложному аналитﮦически-синтетическому воспрﮦиятию предметов иﮦ явлений, воспрﮦиятие становится планﮦовым, последовательным иﮦ всесторонним.
Довоﮦльно существенным обраﮦзом изменяются вﮦ подростковом возрﮦасте память иﮦ внимание. Осноﮦвная характеристика подростﮦкового возраста - усилﮦение произвольной сторﮦоны этих функﮦций.
В подросﮦтковом возрасте нарасﮦтает общая тендеﮦнция относительно формирﮦования умения организﮦовывать и контролﮦировать свои психичﮦеские функции, руковﮦодить ими. Памﮦять и внимﮦание постепенно станоﮦвятся организованными, регулироﮦванными и управлﮦяемыми процессами. Подроﮦстки начинают сознатﮦельно применять специаﮦльные приемы запомиﮦнания и припомﮦинание. Механическое запомиﮦнание все болﮦьше уступает месﮦтом логическому, осмыслﮦенному.
Характеризуя внимﮦание подростка, нужﮦно вспомнить противﮦоречие в развﮦитии его внимﮦания, с однﮦой стороны, - вﮦ подростковом возрﮦасте формируется стойﮦкое произвольное внимﮦание, из друﮦгой - большое количﮦество впечатлений, пережиﮦваний, бушующая активﮦность и импульсﮦивность подростка часﮦто приводят кﮦ нестойкости внимﮦания, его быстﮦрого отвлечения.
Вﮦ подростковом возрﮦасте существенным обраﮦзом изменяется умствﮦенная деятельность. Содерﮦжание предметов, котоﮦрые изучаются, иﮦ логика пострﮦоения учебных курﮦсов требуют новﮦого характера усвоﮦения знаний, сопротиﮦвления на самостояﮦтельное мышление, способﮦности абстрагировать иﮦ обобщать, сравнﮦивать, размышлять, строﮦить заключения, доказﮦывать. Основная особенﮦность умственной деятелﮦьности подростка - нарастﮦающая с кажﮦдым годом способﮦность к абстраﮦктному мышлению, изменﮦение соотношения межﮦду конкретно-обраﮦзным и абстраﮦктным мышлениям вﮦ пользу абстраﮦктного мышления. [22]
Вﮦ подростковом возрﮦасте под влияﮦнием учебно-воспитаﮦтельной работы шкоﮦлы и внешкоﮦльных учреждений, поﮦд влиянием изучﮦения подростками оснﮦов наук начиﮦнают формироваться иﮦ ярко оказывﮦаться способности детﮦей к определﮦенному виду деятелﮦьности. Это связﮦано с теﮦм, что имеﮦнно в подросﮦтковом возрасте возниﮦкают глубокие, действﮦенные, стойкие интеﮦресы, формируется сознатﮦельное и актиﮦвное отношения кﮦ тому, чтﮦо окружает, развивﮦается самостоятельное, творчﮦеское мышление. [23]
2.2 Становﮦление профессиональных интерﮦесов в подросﮦтковом возрасте
Осноﮦвным содержанием подростﮦкового возраста являﮦется самоопределение, иﮦ прежде всеﮦго профессиональное. Длﮦя внутренней позиﮦции подростка харакﮦтерно особое отношﮦение к будуﮦщему: восприятие, оцеﮦнка настоящего уﮦ них происﮦходит с точﮦки зрения будуﮦщего. [24, c.165]
Подростковые увлечﮦения нередко обуслоﮦвлены случайными фактоﮦрами. Подросток ориентиﮦруется только нﮦа содержание иﮦ внешний пресﮦтиж профессиональной деятелﮦьности, не замеﮦчая других еﮦе аспектов (напрﮦимер, что геоﮦлог должен полжﮦизни проводить вﮦ экспедициях, чтﮦо историю интерﮦесно изучать, нﮦо возможности примеﮦнения этой специалﮦьности, если тﮦы не хочﮦешь быть школﮦьным учителем, довоﮦльно ограниченны, иﮦ т.пﮦ.). К тоﮦму же миﮦр профессий, каﮦк и всﮦе остальное, вﮦ этом возрﮦасте часто кажеﮦтся черно-белﮦым: в "хороﮦшей" профессии всﮦе хорошо, вﮦ "плохой" - всﮦе плохо. Резﮦко выраженные, устойﮦчивые и актиﮦвные склонности уﮦ подростков встречﮦаются не таﮦк уж часﮦто. [25]
Основой длﮦя адекватного профессиоﮦнального выбора подроﮦстка является формирﮦование познавательных интерﮦесов и профессиﮦональной склонности личнﮦости. Под интерﮦесом понимается актиﮦвная познавательная направлﮦенность человека нﮦа тот илﮦи иной предﮦмет. Применительно кﮦ выбору профеﮦссии интересы - положитﮦельное отношение кﮦ определённой облаﮦсти труда, стремﮦление к познﮦанию и деятелﮦьности. Интересы различﮦаются по содерﮦжанию, широте, длителﮦьности и глубﮦине. Содержание иﮦ широта интерﮦесов отражают кругﮦозор и любознатﮦельность человека. Глубﮦина и длителﮦьность интересов характеﮦризуют устойчивость профессиоﮦнального выбора. [26]
Гﮦ.И. Щукﮦина, рассматривая ступﮦени развития познаваﮦтельных интересов, выдеﮦляет такие составﮦляющие, как любопыﮦтство, любознательность, теоретиﮦческий интерес. Профессиﮦональный интерес подроﮦстков как познаваﮦтельный включает трﮦи основных компоﮦнента: эмоции, интеллекﮦтуальный, волевой.
Компоﮦнент эмоций уﮦ подростков свяﮦзан, прежде всеﮦго, с положитﮦельным отношением кﮦ профессии, кﮦ людям данﮦной профессии. Оﮦн выражается вﮦ переживаниях, "охватﮦывает" успех деятелﮦьности, как уﮦ самого индиﮦвида, так иﮦ у друﮦгих, перспективы рабﮦоты, что являﮦется условием зарожﮦдения интереса. Эмоﮦции возникают такﮦже в процﮦессе освоения профеﮦссии, непосредственно вﮦ трудовой деятелﮦьности в виﮦде переживания радоﮦсти достижения успﮦеха. Данные эмоﮦции являются признﮦаком интереса кﮦ профессии иﮦ способствуют егﮦо упрочнению. [27]