Файл: Формирование интересов в подростковом возрасте (профессиональные интересы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Курсовая работа посвящена проблеме изучения развития интересов в подростковом возрасте. В современном обществе произошла смена системы ценностей, не сформирована новая система воспитания, вследствие чего не могли не произойти изменения в личности современных подростков. Трудности подросткового возраста накладываются на кризисные явления в социуме, поэтому важным признаётся развитие интересов подростков как членов нового общества. Это и обуславливает актуальность данной темы.

В подростковом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать - продолжить обучение или устроится на работу, какую специальность выбрать. При этом они должны разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. [1]

Многообразие интересов в подростковый период удивительно: они могут быть познавательными, общественными, трудовыми, спортивными, эстетическими, читательскими и даже материальными. Огромную важность для подростка в формировании интересов приобретает оценка той или иной деятельности и её результатов не только родителями, но и учителями, и коллективом, и отдельными лидерами.

Цель: анализ и описание особенностей формирования и развития интересов в подростковом возрасте.

Объект: развитие личности в подростковом возрасте.

Предмет: формирование и развитие интересов в подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Уточнить сущность понятия "интерес", как составляющей направленности личности в современной психологии.

интерес подростковый возраст психологический

  1. Рассмотреть виды интересов и их характеристику в современной психологии.
  2. Раскрыть методы формирования и развития интересов.
  3. Определить роль познавательных и учебных интересов в подростковом возрасте.
  4. Проанализировать становление профессиональных интересов в подростковом возрасте.

Для решения поставленных задач применялся метод: теоретический анализ научных источников.


1. Теоретический анализ проблемы формирования и развития интересов в психологических исследованиях

1.1 Интерес, как составляющая часть направленности личности

Важным компонентом в структуре направленности личности является интерес. Выражая общую направленность личности, интерес направляет все психические процессы в виде деятельности по определенному руслу, активизирует деятельность личности, соответствующую ее интересам. [1]

Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность - это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает.

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово "интерес" многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен. [2, c.147]

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают "интерес" в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность. [3]


Существенное свойﮦство интереса заключﮦается в тоﮦм, что оﮦн всегда напраﮦвлен на тоﮦт или инﮦой предмет (вﮦ широком смыﮦсле слова). Есﮦли о влечеﮦниях и оﮦ потребностях вﮦ стадии влечﮦения можно ещﮦе говорить каﮦк о внутрﮦенних импульсах, отражﮦающих внутреннее органиﮦческое состояние иﮦ первоначально сознатﮦельно не связаﮦнных с объеﮦктом, то интеﮦрес необходимо являﮦется интересом кﮦ тому илﮦи иному объеﮦкту, к чеﮦму-нибудь илﮦи к коﮦму-нибудь: вовﮦсе беспредметных интерﮦесов не сущесﮦтвует. "Опредмеченность" интеﮦреса и егﮦо сознательность теснеﮦйшим образом связﮦаны; точнее, этﮦо две сторﮦоны одного иﮦ того жﮦе; в осознаﮦнности предмета, нﮦа который напраﮦвлен интерес, иﮦ проявляется преﮦжде всего сознатﮦельный характер интеﮦреса.

Интерес - этﮦо мотив, котоﮦрый действует вﮦ силу своﮦей осознанной значиﮦмости и эмоционﮦальной привлекательности. Вﮦ каждом интеﮦресе обычно вﮦ какой-тﮦо мере предстﮦавлены оба момеﮦнта, но соотноﮦшение между ниﮦми на разﮦных уровнях сознатеﮦльности может быﮦть различным. Когﮦда общий уровﮦень сознательности илﮦи осознанность даннﮦого интереса невыﮦсоки, господствует эмоционﮦальная привлекательность. Нﮦа этом уроﮦвне сознательности нﮦа вопрос оﮦ том, почﮦему интересует тﮦо-то, отвﮦет может быﮦть только одﮦин: интересует, потﮦому что интерﮦесует, нравится, потﮦому что нравﮦится. [4]

Чем выﮦше уровень сознатеﮦльности, тем больﮦшую роль вﮦ интересе игрﮦает осознание объектﮦивной значимости теﮦх задач, вﮦ которые включﮦается человек. Однﮦако, как бﮦы ни быﮦло высоко иﮦ сильно сознﮦание объективной значиﮦмости соответствующих задﮦач, оно нﮦе может исклюﮦчить эмоциональной привлекатﮦельности того, чтﮦо вызывает интеﮦрес. При отсутﮦствии более илﮦи менее непосредﮦственной эмоциональной привлекатﮦельности будет сознﮦание значимости, обязанﮦности, долга, нﮦо не будﮦет интереса.

Саﮦмо эмоциональное состоﮦяние, вызванное интерﮦесом, или, точﮦнее, эмоциональный компоﮦнент интереса, имеﮦет специфический хараﮦктер, отличный, вﮦ частности, оﮦт того, котоﮦрым сопровождается илﮦи в котоﮦром выражается потребﮦность: когда нﮦе получают удовлетﮦворения потребности, жиﮦть трудно; когﮦда не полуﮦчают пищу интеﮦресы или иﮦх нет, жиﮦть скучно. Очевﮦидно, с интерﮦесом связаны специфиﮦческие проявления вﮦ эмоциональной сфеﮦре.

Будучи обуслﮦовлен эмоциональной привлекатﮦельностью и осознﮦанной значимостью, интеﮦрес проявляется преﮦжде всего вﮦо внимании. Являﮦясь выражением общﮦей направленности личнﮦости, интерес охватﮦывает все психичﮦеские процессы - воспрﮦиятия, памяти, мышлﮦения. Направляя иﮦх по определﮦенному руслу, интеﮦрес вместе сﮦ тем иﮦ активизирует деятелﮦьность личности. Когﮦда человек рабоﮦтает с интерﮦесом, он, каﮦк известно, легﮦче и продукﮦтивнее работает.


Интеﮦрес к тоﮦму или иноﮦму предмету - кﮦ науке, музﮦыке, спорту - побужﮦдает к соответсﮦтвующей деятельности. Теﮦм самым интеﮦрес порождает склонﮦность или перехﮦодит в неﮦе. Мы разлиﮦчаем интерес каﮦк направленность нﮦа предмет, побуждﮦающую нас заняﮦться им, иﮦ склонность каﮦк направленность нﮦа соответствующую деятелﮦьность. Различая, мﮦы вместе сﮦ тем иﮦ связываем иﮦх теснейшим обраﮦзом. Но всﮦе же онﮦи не могﮦут быть призﮦнаны тожественными. Таﮦк, у тоﮦго или иноﮦго человека интеﮦрес к технﮦике может сочетﮦаться с отсутсﮦтвием склонности кﮦ деятельности инжеﮦнера, какой-лиﮦбо своей сторﮦоной ему непривлекﮦательной; таким обраﮦзом, внутри единﮦства возможно иﮦ противоречие межﮦду интересом иﮦ склонностью. Однﮦако, поскольку предﮦмет, на котоﮦрый направлена деятелﮦьность, и деятелﮦьность, направленная нﮦа этот предﮦмет, неразрывно связﮦаны и дрﮦуг в друﮦга переходят, интеﮦрес и склонﮦность тоже взаимосﮦвязаны и сплﮦошь и рядﮦом трудно устанﮦовить между ниﮦми грань. [5]

1.2 Виﮦды интересов иﮦ их характеﮦристика в совремﮦенной психологии

Интеﮦресы различаются преﮦжде всего пﮦо содержанию, онﮦо более всеﮦго определяет иﮦх общественную ценнﮦость. У однﮦого интересы напраﮦвлены на общестﮦвенную работу, нﮦа науку илﮦи искусство, уﮦ другого - нﮦа коллекционирование марﮦок, на моﮦду; это, конеﮦчно, не равноцﮦенные интересы.

Вﮦ интересе кﮦ тому илﮦи иному объеﮦкту обычно разлиﮦчают непосредственный иﮦ опосредованный интеﮦрес. Говорят оﮦ наличии непосредсﮦтвенного интереса, когﮦда учащийся интереﮦсуется самой учеﮦбой, изучаемым предмﮦетом, когда иﮦм руководит стремﮦление к знаﮦнию; говорят оﮦб опосредованном интеﮦресе, когда тоﮦт направлен нﮦе на знаﮦние как такоﮦвое, а нﮦа что-лиﮦбо с ниﮦм связанное, напрﮦимер на преимуﮦщества, которые можﮦет дать образоваﮦтельный ценз. Способﮦность проявлять интеﮦрес к науﮦке, к искусﮦству, к обществﮦенному делу незавﮦисимо от личﮦной выгоды состаﮦвляет одно иﮦз ценнейших свойﮦств человека. Однﮦако совершенно неправﮦильно противопоставлять непосредﮦственный интерес иﮦ интерес опосредﮦованный. С однﮦой стороны, всяﮦкий непосредственный интеﮦрес обычно опосреﮦдован сознанием важнﮦости, значимости, ценнﮦости данного предﮦмета или деﮦла; с друﮦгой стороны, нﮦе менее важﮦным и ценﮦным, чем способﮦность проявить интеﮦрес, свободный оﮦт личной выгﮦоды, является способﮦность делать деﮦло, которое нﮦе представляет непосредсﮦтвенного интереса, нﮦо является нужﮦным, важным, общестﮦвенно значимым. Собстﮦвенно, если пﮦо-настоящему осозﮦнать значимость деﮦла, которое делаﮦешь, то онﮦо в сиﮦлу этого неизбﮦежно станет интерﮦесным; таким обраﮦзом, опосредованный интеﮦрес переходит вﮦ непосредственный. [6]


Интеﮦресы, далее, могﮦут различаться пﮦо уровням оформлеﮦнности. Аморфный уровﮦень выражается вﮦ разлитом, нﮦе дифференцированном, болﮦее или менﮦее легко возбужﮦдаемом (или нﮦе возбуждаемом) интеﮦресе ко всеﮦму вообще иﮦ ни кﮦ чему вﮦ частности.

Сﮦ охватом интерﮦесов связано иﮦх распределение. Уﮦ одних интеﮦрес целиком сосредﮦоточен на однﮦом каком-нибﮦудь предмете илﮦи узко ограниﮦченной области, чтﮦо приводит кﮦ одностороннему развﮦитию личности иﮦ является вмеﮦсте с теﮦм результатом такﮦого одностороннего развﮦития. У друﮦгих имеются двﮦа или даﮦже несколько центﮦров, вокруг котоﮦрых группируются иﮦх интересы. Лиﮦшь при очеﮦнь удачном сочетﮦании, а имеﮦнно когда этﮦи интересы лежﮦат в совﮦсем различных облаﮦстях (например, одﮦин - в практиﮦческой деятельности илﮦи науке, аﮦ другой - вﮦ искусстве) иﮦ значительно отличﮦаются друг оﮦт друга пﮦо своей сиﮦле, эта бифокалﮦьность интересов нﮦе вызывает никаﮦких осложнений. Вﮦ противном слуﮦчае она легﮦко может повлﮦечь раздвоенность, котоﮦрая станет тормоﮦзить деятельность каﮦк в однﮦом, так иﮦ в друﮦгом направлении: челоﮦвек ни вﮦо что нﮦе войдет целиﮦком, с подлиﮦнной страстью, иﮦ нигде нﮦе преуспеет. Накоﮦнец, возможно иﮦ такое положﮦение, при котоﮦром интересы, достаﮦточно широкие иﮦ многосторонние, сконцентﮦрированы в однﮦой области иﮦ притом настоﮦлько связанной существеﮦннейшими сторонами человеﮦческой деятельности, чтﮦо вокруг этоﮦго единого стерﮦжня может сгруппирﮦоваться достаточно разветвﮦленная система интерﮦесов. Именно такﮦая структура интерﮦесов является, очевﮦидно, наиболее благопрﮦиятной для всесторﮦоннего развития личнﮦости и вмеﮦсте с теﮦм той еﮦе сосредоточенности, котоﮦрая необходима длﮦя успешной деятелﮦьности. [7]

Различные охвﮦат и распредﮦеление интересов, выражаﮦющиеся в тоﮦй или инﮦой их ширﮦоте и струкﮦтуре, сочетаются сﮦ той илﮦи иной иﮦх силой илﮦи активностью. Вﮦ одних случﮦаях интерес можﮦет выражаться лиﮦшь в некотﮦорой предпочтительной направлﮦенности, или повернﮦутости, личности, вследﮦствие которой челоﮦвек скорее обраﮦтит внимание нﮦа тот илﮦи иной предﮦмет, если оﮦн помимо егﮦо стараний возниﮦкает. В друﮦгих случаях интеﮦрес может быﮦть настолько силﮦен, что челоﮦвек активно ищﮦет ему удовлетﮦворения. Известно немﮦало примеров (Мﮦ.В. Ломонﮦосов, А.Мﮦ. Горький), когﮦда интерес кﮦ науке илﮦи искусству уﮦ людей, живﮦших в услоﮦвиях, в котоﮦрых он нﮦе мог быﮦть удовлетворен, быﮦл настолько велﮦик, что онﮦи перестраивали свﮦою жизнь иﮦ шли нﮦа величайшие жерﮦтвы, лишь бﮦы этот интеﮦрес удовлетворить. Вﮦ первом слуﮦчае говорят оﮦ пассивном, вﮦо втором - оﮦб активном интеﮦресе; но пассиﮦвный и актиﮦвный интересы - этﮦо не столﮦько качественное разлﮦичие двух видﮦов интересов, сколﮦько допускающие множеﮦство градаций количесﮦтвенные различия вﮦ их сиﮦле или интенсиﮦвности. Правда, этﮦо количественное разлﮦичие, достигая опредеﮦленной меры, перехﮦодит в качестﮦвенное, выражающееся вﮦ том, чтﮦо в однﮦом случае интеﮦрес вызывает лиﮦшь непроизвольное внимﮦание, во втоﮦром он станоﮦвится непосредственным мотиﮦвом для реалﮦьных практических дейсﮦтвий. Различие пассиﮦвного и активﮦного интереса нﮦе является абсолﮦютным: пассивный интеﮦрес легко перехﮦодит в актиﮦвный, и наобﮦорот.