Файл: Маркетинг - как часть менеджмента в организации, на примере ООО «Кухня №1».pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История формирования маркетинга персонала в российской практике
1.1 История становления и развития маркетинга
1.2 Современное состояние маркетинга в России
Глава 2. Методы маркетинга на примере ООО «Кухня №1»
2.1 Основные методы, применяемые в маркетинге
2.2 Экспертные методы в маркетинге
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Кухня №1»
4. Критическая атака . Метод также представляет собой вариант метода мозгового штурма; фундаментальное различие заключается в критической направленности обсуждения. Реализация способа включает несколько этапов. На первом этапе каждый член экспертной группы предлагает свое решение задачи (свою интерпретацию анализа ситуации) или свою версию развития событий (в прогнозе). Решение должно быть предложено с подробным обоснованием. Кроме того, каждый эксперт должен ознакомиться с мнением своих коллег и найти и аргументировать в предлагаемых решениях максимально возможное количество недостатков. На следующем этапе эксперты встречаются и по очереди обсуждают все представленные решения. Задача каждого автора - отстаивать свой вариант решения, задача противников - «раздробить его на части». После обсуждения эксперты выбирают решение, которое вызвало наименьшее количество жалоб, и было наиболее оправданным. Экспертная направленность. Метод является одной
5. Экспертная направленность. Метод является одной из форм совместного обсуждения проблемы. Специалисты всесторонне изучают исследуемую ситуацию, «фокусируются» на ней. Основной целью является выявление структуры этой проблемы, определение, по возможности, всех факторов, определяющих данную ситуацию, установление взаимосвязи между ними. Дискуссия более деловая, чем в классической версии мозгового штурма, то есть она проходит без излишнего «бреда».
6. Метод комиссий. Метод также заключается в совместном обсуждении проблемы. Основным отличием от сосредоточенности является стремление выяснить, в чем заключается противоречие между различными вариантами предлагаемых решений, найти максимальное количество «точек согласия» и прийти к консенсусу.
7. Метод интегрирования решений. Метод в основном похож на метод комиссии, но более формализован. Метод заключается в разработке совместного решения проблемы, основанного на выявлении сильных сторон отдельных решений и их комбинации. Способ реализуется в несколько этапов. На первом этапе задача предлагается специалистам, которые рассматривают и решают ее независимо друг от друга. Затем, заранее подготовленным способом, специалисты вводят свои индивидуальные решения, то есть интерпретацию анализируемой ситуации или прогноз развития событий. На следующем этапе эксперты совместно обсуждают задачу и все предлагаемые решения, чтобы определить сильные стороны каждого отдельного решения, которые также изложены в форме. При представлении отдельных решений возможны вариации - либо каждое решение представлено автором и подробно обосновано, либо соблюдается анонимность решений, чтобы избежать давления со стороны властей. После обсуждения всех решений и определения сильных сторон каждого из них разрабатывается синтезированное решение на основе сочетания преимуществ отдельных решений. Деловая игра. Разработка процедуры деловой игры
8. Деловая игра. Разработка процедуры деловой игры - довольно сложная задача, и ей следует уделить серьезное внимание. Следующие элементы игры должны быть четко определены и формально описаны: цели и задачи, роли участников, сюжет и правила. Важным шагом в любой деловой игре является рефлексия - анализ хода игры и подведение итогов. В этом случае рефлексия заключается не только в анализе самого игрового процесса, но и в анализе результатов моделирования исследуемого явления.
9. «Пробный» метод. Метод является одной из разновидностей деловых игр. Обсуждение задачи осуществляется в форме пробной версии: моделируется «пробная задача». «Юрист», «прокурор», «суд», «присяжные» и другие участники «процесса» отбираются. Каждый отстаивает свою точку зрения относительно анализируемого или прогнозируемого явления, отстаивая свои высказывания. Окончательный вердикт по рассматриваемому вопросу определяется в два этапа: голосование присяжных и решение, которое должно быть вынесено судьями более конкретно.
10. «Совет». Эксперты исследуют проблему так же, как врачи осматривают пациента: определяются «симптомы» проявления проблемы, выявляются причины проблемы, проводится анализ, ставится «диагноз» и прогноз.
11. «Коллективная тетрадь». Этот метод по сути аналогичен «индивидуальной записной книжке», но в этом случае несколько экспертов получают записные книжки, каждая из которых знает, что является членом экспертной группы. Возможно, что в начале работы все эксперты встречаются, чтобы выяснить суть проблемы и сформулировать задачу. Более того, каждый эксперт некоторое время работает со своей записной книжкой (также возможно, что разные эксперты сосредоточены на разных сторонах проблемы). Второй этап исследования включает сбор тетрадей, систематизацию информации (исследовательской группой или руководителем группы экспертов), а затем в личной совместной дискуссии по собранному и структурированному материалу эксперты приходят к решению проблемы.
12. Метод Дельфи. Метод представляет собой анонимное расследование группой экспертов в несколько этапов с согласованием мнений экспертов. Экспертам предлагаются анкеты по рассматриваемому вопросу. Степень стандартизации вопросов может быть различной (они могут быть как закрытыми, так и открытыми, что подразумевает как количественный, так и качественный ответ). Вариации возможны с точки зрения аргументации и обоснования экспертных оценок (которые могут быть или не быть обязательными). Как правило, метод Дельфи реализуется в 2-3 смены, и при многократных интервью экспертам предлагается ознакомиться с мнениями и аргументами каждого эксперта или со средней оценкой. В повторяющихся циклах эксперты могут изменять свою оценку, принимая во внимание аргументы коллег, или они могут придерживаться того же мнения и выражать разумную критику в отношении других оценок. Существуют различные методы координации экспертных оценок. Во-первых, переписка и анонимность позволяют избежать любого конформизма или ориентации, которые возникнут, если эксперты будут собраны вместе и должны будут обнародовать свое мнение. Во-вторых, у экспертов есть возможность изменить свое мнение без риска «потерять лицо».
Маркетинговый анализ и прогнозирование с помощью экспертов имеет как несомненные преимущества, так и довольно заметные недостатки. Среди преимуществ особенно важно иметь возможность получать уникальную информацию, которую нельзя получить из других источников. Проблемы экспертных опросов заключаются в следующем:
- сложность организации экспертизы: подбор специалистов в достаточном количестве;
- сложность формирования итоговой экспертизы: согласование полученных данных, их анализ и интерпретация;
- потенциальное влияние на результат выбранной формы проведения экспертного опроса (открытый опрос представляет высокий риск соответствия);
- высокая стоимость опроса, потому что зарплаты экспертов высоки, как и затраты на организацию и проведение экзамена.
Из-за высокой стоимости и сложности проведения экспертного опроса выбор этого метода должен быть строго обоснован. Имеет смысл привлекать экспертов только для решения нетривиальных, масштабных задач, требующих независимой, объективной оценки ситуации, а также для разработки решений, которые не могут быть достигнуты никаким другим способом.
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ООО «Кухня №1»
Организация, которая будет рассмотрена в данной работе, называется ООО «Кухня №1». В 2000 году, когда организация только создавалась она несколько раз меняла форму собственности. Сначала числилась как ИП, и только позже как общество с ограниченной ответственностью. На данный момент осуществляет производство и доставку продукции.
Основной вид деятельности организации – производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы и производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения.
Для анализирования работы организации необходимо изучить внутренние и внешние факторы, влияющие на деятельность фирмы. Организация не может функционировать изолировано, она зависима от внешней и внутренней среды. Для этого проведем SWOT и STEP-анализ.
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.
STEP - анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Факторы окружающей среды имеют важное значение для управления организацией. В рыночной экономике необходимо учитывать изменения во внешней среде, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, персонала и также потребителей. Поскольку выживание организации зависит от управления, оно определяет важные факторы окружающей среды и предлагает соответствующие способы реагирования на внешние воздействия.
Таблица 1. STEP-анализ ООО «Кухня №1»
Группа факторов |
Фактор |
Проявление фактора |
Возможная реакция организации |
Социальные |
Рост безработицы |
Удешевление рабочей силы. Сокращение персонала. |
Формирование рациональной кадровой структуры. |
Миграция |
Миграция квалифицированных кадров из регионов. |
1. Улучшить имидж компании. 2. Улучшить условия труда. |
|
Мнение и отношение потребителей |
Организации, пользующиеся предоставляемыми услугами в Москве, Московской области. |
1. Повысить рейтинг компании на рынке услуг 2. Оценка и анализ конкурентов. 3. Публикации о «Кухня №1 в СМИ. 5. Создание более выгодных условий для потребителя, чем для конкурентов. 6. Высокое качество и быстрое выполнение заказов. |
Продолжение таблицы 1
Технологические |
Новые технологии в области экологии. |
Разработка новых технологий, рассчитанных на учет экологических факторов. |
Перейти на более экологические материалы для продукции. |
Разработка конкурентоспособных технологий. |
Система быстрой обработки информации, отлаженная система связи. |
1. Четкое выполнение заказов. 2. Разработка специальных программ доставки для мониторинга товаров. |
|
Новые спецификации |
Появление новых технологий для хранения продукции, а также для его доставки |
1. Стимулирование использование, возможность сделать его более доступным. 2. Оснащать автомобили холодильными установками для перевозки замороженных продуктов. 3. Складское оборудование. |
|
Экономические |
Инфляция |
2.6% |
Повышение цен на продукцию. |
Экономическая ситуация |
Неблагоприятная экономическая среда для организаций. Перевешивание расходов над доходами. |
1. Оптимизация расходов. 2. Установление контактов с постоянными клиентами для сохранения своего места на рынке . 3. Создание гибкой системы платежей и скидок. |
|
Политические |
Налоговые обязательства |
Нормы налогообложения. |
Переход от упрощенной системы налогообложения к НДС. |
Требования в области экологии |
Учет экологических факторов. |
Ограничение вредных выбросов в атмосферу. |
Анализ внутренних организационных факторов позволяет нам оценивать и прогнозировать развитие компонентов внутренней организационной среды. SWOT-анализ помогает определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке; это краткий анализ маркетинговой информации, на основе которого делается вывод, в каком направлении организация должна развивать свою деятельность и, в конечном итоге, определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотеза для дальнейшего развития.
Таблица 2. SWOT-анализ ООО «Кухня №1».
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Гибкая система ценообразования. 2. Возможность оперативно оформить заказ и обеспечить доставку. 3. Высококвалифицированный персонал. 4. Наличие склада. 5. Большой выбор продукции. |
1. Недостатки общего управления. 2. Небольшая клиентская база. 3. Недостаточное количество средств для качественной рекламы. 4. Низкий рейтинг на рынке услуг. |
Возможности |
Угрозы |
1. Открытие филиалов в других городах Российской Федерации. 2. Создание авторской продукции. 3. Услуги доставки. |
1. Неблагоприятная финансово-экономическая ситуация. Снижение доходов. 2. Высокая конкуренция со стороны развитых компаний. |
В этих таблицах показано, с какими угрозами сталкивается компания ООО «Кухня №1», сильные и слабые стороны организации, а также возможности, которые глава компании может использовать и воплотить все идеи в жизнь. Естественно, для любого воплощения идеи необходимы средства и уверенность в том, что компания не потерпит поражения, выйдя на рынок с новым типом продукта.
Глава 3. Предложения по эффективности улучшения маркетинга
Таким образом, ООО «Кухня №1» имеет ряд преимуществ и недостатков. Недостатки препятствуют развитию компании и серьезно ограничивают возможности компании, главным образом из-за притеснения компании конкурентами.
Внешние и внутренние факторы, которые влияют на деятельность организации, показаны в таблицах анализа STEP и SWOT. Руководство компании должно индивидуально подходить к каждой проблеме и уметь логически выходить из сложных ситуаций.