Файл: Этические аспекты продаж (Этика: понятие и сущность термина).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты этики в сфере продаж
Этика: понятие и сущность термина
Профессиональная этика и психология торговли
Анализ и характеристика существующих этических кодексов
Глава 2. Анализ этических аспектов продаж на примере компании ООО «Аллергодом»
2.1. Описание компании и профиля её деятельности
2.3. Разработка этических принципов деятельности специалиста по продажам в ООО «Аллергодом»
Следующий принцип профессиональной этики состоит в том, что каждый работник должен наделяться необходимыми денежными, материальными и сырьевыми ресурсами справедливо, соразмерно его обязанностям.
Третий принцип обязывает относиться с уважением к моральным устоям, которые присутствуют в других компаниях и странах. Сюда относятся религиозные устои, которые предписывают своим последователям соблюдать определенные правила. Так, например, если вы решите угостить своих партнеров, являющихся мусульманами, блюдом из свинины, это может не только сорвать встречу, но и стать поводом для прекращения сотрудничества.[13]
Также не забывайте про обычаи и традиции, присущие вашим партнерам другой национальности. В каждой стране существуют свои правила, которые соблюдают все её жители. Одна нация очень пунктуальна и не потерпит опозданий с вашей стороны, а другая – наоборот, сочтет невежливым жестом, если вы прибудете на встречу заранее.[14]
Еще один принцип гласит: действуйте коллективно, но не забывайте прислушиваться к каждому из его членов. При принятии решений всегда учитывайте индивидуальное мнение каждого из работников, однако конечный вывод должен быть сделан на основе мнения большинства и после тщательного обсуждения, где будут проанализированы все возможные последствия.
Среди всех существующих видов профессиональной этики выделяют такие, как врачебная этика и юридическая, которые объединяет полная конфиденциальность. Особенность врачебной этики состоит в специфических моральных устоях, которые могут нарушаться ради жизни пациента.[15]
Выделяют также деловую этику, которая представляет собой свод правил поведения бизнесмена при общении с коллегами и партнерами, на переговорах, а также правил, регулирующих составление документации. Характеризуется этот вид этики спецификой деятельности предпринимателя, а для её развития необходимы политическая и экономическая свобода и законодательство, малопроницаемое для перемен.
Служебные отношения строятся на партнерстве, уважении и понимании, при работе учитываются все запросы и требования. Такая деятельность способствует развитию творческого начала, что прекрасно сказывается на общей работоспособности коллектива. Эти принципы служебного общения распространяются и на другие коллективы, поэтому в условиях конкуренции запрещается использовать манипулирование в своих интересах.[16]
Как мы знаем, психология бизнеса строится на принципах саморазвития и личностного роста, а также изучает качества обеих сторон деловых отношений и способы их взаимодействия. Особенно осторожно следует рассматривать аспекты профессиональной этики и психологии бизнеса из-за нюансов одной сферы, регулируемых второй.
Бизнесмен – это охотник, который изобретает способ для добычи собственным трудом определенных ресурсов для жизнедеятельности. История развития человека рассказывает нам о том, что в тот исторический момент пещерный человек не был знаком с понятием «мораль», а потому действовал по законам природы, то есть убивал, грабил, совершал насильственные действия по отношению к другим таким же пещерным людям. В связи с этим аспектом нельзя рассматривать столь эффективное сравнение предпринимателя с пещерным человеком как прямой посыл к действию. Современному дельцу необходимо понять, что он точно так же охотится, но помнить о том, что своими действиями он не должен причинить вред своим партнерам или коллегам.[17]
Профессиональная этика и психология торговли должны гармонично сочетаться и формировать деловые отношения высокого уровня.
Тот факт, что руководитель компании знаком с профессиональной этикой – это аксиома, не нуждающаяся в доказательстве. Только человек, умеющий общаться с людьми по правилам, способен достичь каких-либо высот. Согласитесь, что человек, который не знаком с такими понятиями, как «понимание» и «уважение», вряд ли вызовет у вас доверие и тем более не побудит воспользоваться его услугами.[18]
Перед руководителем, действующим по правилам этикета, стоит задача обучить этому своих подчиненных. Коллектив – это единый организм, команда, успех общего дела зависит от каждого элемента этого организма, поэтому он должен работать идеально. Грамотная коммуникация — одно из правил слаженной команды. Каждый ваш работник должен знать этикет и действовать сообразно ему. Для того чтобы это начало действовать, недостаточно просто провести беседу — обучение нормам поведения, присущим всей компании, должно быть постепенным и планомерным. Капля камень точит – здесь этот принцип работает на все сто процентов.[19]
Здесь также важно выбрать правильный подход. Обучение с точки зрения социальной психологии позволит разъяснить особенности общения с клиентами и партнерами, рассказывает об истоках такого взаимодействия. Такой метод позволяет работникам выработать свою индивидуальную манеру общения, соответствующую этическим правилам компании, однако он создает лишь внешнюю модель поведения, не формулируя само отношение к клиентам и партнерам.
Некоторые используют прием «чужих туфель». Название это заимствовано из американского выражения «быть в чужих туфлях», что соответствует русскому «находиться не в своей шкуре». Прием этот состоит в том, что работников компании ставят на место клиентов или партнеров посредством игр и специально устроенных мероприятий. Способ этот действительно работает, но не на всех людях, важную роль здесь играет психологическая индивидуальность характера каждого человека.
Чем же отличается профессиональная этика от обычного этикета, который мы используем в повседневной жизни?
Деловой этикет отличается тем, что сторонники рабочих отношений не вмешивают в них аспекты личного общения, руководствуясь лишь необходимостью решить общие деловые вопросы. С точки зрения лингвистики профессиональная этика регулирует внешнюю форму отношений между людьми – языковую. Речь сторонников деловых отношений выдерживается в официально-деловом стиле, который в обычной жизни носителями языка не используется.[20]
В быту мы можем выстраивать модели деловых отношений с членами семьи, друзьями, однако они всегда будут смешанными, то есть смешением деловых и личных отношений. Например, в обязанности младшего брата входит мытье посуды, о котором ему вежливо напоминают после каждого ужина. В таких отношениях не будет официального тона и личной отстраненности.
Недаром народная мудрость «Не бери друга к себе на работу» всегда подтверждается реальностью: взаимодействуя в деловых вопросах, сотрудники неизменно примешивают к общению личную нотку.[21]
Анализ и характеристика существующих этических кодексов
Востребованность этического регулирования PR деятельности связана с тем, что специалисты по связям с общественностью довольно часто сталкиваются с этическими конфликтами. Ведь цели, которые преследует компания в продвижении своего бизнеса не всегда соответствуют нормам, принятым этикой. Однако, если организации будут пренебрегать этическими принципами, с ними не захочет работать ни один клиент. Поэтому для любого бизнеса очень важно сыскать доверие со стороны потребителей и общественности в целом.
Впервые концепция о создании Международной ассоциации по PR появилась в Лондоне в 1949 году. Тогда несколько работников связям с общественностью собрались, чтобы обсудить свою работу. В ходе обсуждения они пришли к общему мнению что, для повышения эффективности деятельности специалистов в области PR, необходимо создать международную организацию. В результате в 1955 году была основана.[22]
Международная организация Public Relations (IPRA). Раз в три года члены IPRA проводят встречи в разных городах мира.
За более чем полвека своего существования организация создала не один этический кодекс. Первый кодекс профессионального поведения и этики был принят ассоциацией IPRA в 1961 году в Венеции.[23]
В его составе провозглашались ключевые для PR специалистов принципы:
- Главным для самого работника должна быть личная и профессиональная честность. Он должен соблюдать конституцию, правила и кодекс, принятый IPRA.
- В отношениях с клиентами и служащими работник должен установить честные и открытые отношения. Он никогда не должен раскрывать конфиденциальную информацию о своих клиентах или сослуживцах. Также работник не должен пользоваться методами, унижающими достоинство клиентов или нанимателей.
- Отношения с общественностью и СМИ работник должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общества и с полным уважением к достоинству личности. Он не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ (например, намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию).
- Отношения с коллегами работник не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе других сотрудников. Если другой работник виновен в неэтичном поведении или в незаконной, или нечестной деятельности необходимо сообщить об этом Совету IPRA.[24]
Вторым, изданным ассоциацией IPRA является Афинский кодекс. Он был принят в 1965 году. В данном кодексе на первый план вышло соблюдение нравственных норм.
В нем говорится о том, что каждый специалист по PR должен стремиться создавать все условия для того, чтобы права людей предоставленный им Всеобщей декларацией прав человека соблюдались. Также важно помнить о своем поведении, даже вне работы, т.к. все что делает специалист по связям с общественностью будет влиять на то, как эта его профессия воспринимается в целом.[25]
Любой работник сферы PR берет на себя обязательства вести себя всегда и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем он выступает в контакт. При любых условиях специалист должен действовать не нарушая интересов всех заинтересованных сторон и интересов организации, в которой он работает, а также общественных интересов.
Ограничениями, упомянутыми в Афинском кодексе служат:
- нераспространение непроверенных фактов;
- неучастие в неэтичных мероприятиях, способных нанести ущерб чести и достоинству работника;
- неиспользование всевозможных нечестных методов с целью манипулирования другими людьми.[26]
Вслед за Международной ассоциацией IPRA стали образовываться новые объединения специалистов по связям с общественностью, которые каждые создавали свои этические кодексы.
В 1978 году Европейской конфедерацией по PR (CERP) был разработан Лиссабонский кодекс.
Помимо уже упомянутых выше принципов поведения он подчеркивал, вся деятельность в области PR должна вестись открыто. А все специалисты по PR должны способствовать тому, чтобы этический кодекс был более широко известен и понятен всем.
В России также существует своя ассоциация PR специалистов. Она была создана в 1991 году и носит название Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). В 2001 был принят Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области СО, в котором отражены общие принципы, взаимоотношения с клиентами, с коллегами, со СМИ и представителями других профессий.
Как и в предыдущих кодексах, РАСО рассматривала общие принципы деятельности PR специалиста, а также принципы взаимоотношений с клиентами, служащими, общественностью и СМИ. Большинство этических принципов IPRA российский кодекс продублировал. Были найдены лишь некоторые дополнения, например, в том как следует взаимодействовать с клиентами. Работник ни в коем случае не должен использовать информацию о клиенте с целью получения финансовой или иной выгоды, а также гарантировать клиенту конкретный результат, если его достижение полностью не контролируется самим работником или агентством. В дополнение кодекс РАСО повествует о необходимости постоянного контроля за соблюдением всех принципов работниками сферы PR со стороны органов управления и национальных профессиональных ассоциаций.
Все кодексы, созданные профессиональными ассоциациями по связям с общественностью помогают компаниям организовать свою деятельность опираясь, в том числе на этические принципы. Данный аспект очень важен в завоевании доверия клиентов, общественности и СМИ. Ведь PR деятельность может принести намного больше пользы обществу, если она осуществляется честным путем.[27]