Файл: Управление финансами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

– корреляционно-регрессионный анализ;

– метод экспертной оценки.

Финансовое программирование – метод финансового планирования,

использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

– установление приоритетов расходов по направлениям;

– повышение эффективности расходования средств;

– прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного

варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы. Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро, так и на микроуровне. Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

– налоги и неналоговые платежи в бюджет;

– финансовые льготы и санкции;

– общие и целевые субсидии;

– доходы и расходы внебюджетных фондов;

– доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Финансовое воздействие имеет прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственно прямое влияние на ход рыночных процессов оказывает: сбор прямых национальных налогов; путем применения более высоких или более низких ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении стандартов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, и штрафов за нарушение финансовой дисциплины. Все это напрямую меняет и уровень доходов субъектов воспроизводства, и рыночные условия.

Косвенным формы регулирования включают в себя: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: система неналоговых платежей в бюджет, местные налоги, льготное налогообложение и льготное финансирование определенных направлений деятельности и мероприятий, стандарты образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.


Оперативное управление финансами связано с реализацией практических действий по реализации финансового плана, внесением корректировок в его выполнение с учетом новых хозяйственных обстоятельств, поиском других источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление - это комплекс мер, разработанный на основе оперативного анализа текущей ситуации и направленный на достижение максимального эффекта при минимальных затратах за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами для решения вновь возникающих задач. Оперативное управление финансами является основной функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых отделов органов местного самоуправления, управлений внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль, с одной стороны, является одним из заключительных этапов управления финансами, а с другой - необходимым условием их эффективного управления. Финансовый контроль, как форма реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций по соблюдению финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплины в процессе формирования и использования денежных средств на макро и микроуровнях для обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в виде денежных средств на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает в себя:

- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);

- составление и исполнение бюджетного плана (бюджетный контроль);

- эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

- налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие цели:

- обеспечение баланса между потребностью в финансовых ресурсах и размером денежных средств;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация –основной объект финансового контроля. Успешный и эффективный финансовый контроль зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его осуществления. В зависимости от субъектов контроля, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:


- общегосударственный контроль, осуществляемый непосредственно органами государственной власти. Основной целью которого является обеспечение интересов государства и общества по получению доходов и расходов государственных средств;

- ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

- внутренний контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объектом контроля является хозяйственная и финансовая деятельность;

- общественный контроль проводится неправительственными организациями.

Финансовый контроль включает в себя следующие методы:

- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки определяются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

- Обследование охватывает конкретные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.

- Надзор осуществляется регулирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и т.д. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.

- Экономический анализ, как вид финансового контроля, в качестве цели предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для получения общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, которая представляет собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится с целью установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, а также проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта

Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, , страховые организации, налоговые и кредитные учреждения, министерства и ведомства, госкомитеты; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.


Глава 2. Финансовый контроль

1.1 Сущность, модели и формы финансового контроля

Безусловно, говоря и анализируя управление финансов нельзя забывать про одну из важнейших функций управления – финансовый контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, как форма реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций по соблюдению финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплины в процессе формирования и использования денежных средств на макро- и микроуровне для обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

С точки зрения практики финансовый контроль представляет собой комплекс мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценке эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Иначе говоря, финансовый контроль не только включает оценку правомерности определенных финансовых действий, но также имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все другие финансовые категории, видоизменяются по мере развития финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль за расходованием государственных казначейских фондов. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, возникновение и совершенствование финансовых рынков, совершенствование форм и методов организации финансового контроля.

В данный момент, при государственном финансовом контроле существует также и негосударственный финансовый контроль, который представлен:

- внутренним контролем;

- контролем над коммерческими банками и организациями;

- независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля одинаковы и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля непосредственно различаются.


Если основной задачей финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, предотвращения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля являются повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают процессы распределения и формирования, также использования финансовых ресурсов, в том числе и форме централизованных фондов денежных средств.

Предметом финансового контроля являются разные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, суммы налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость продукции и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п. Многие из контролируемых показателей рассчитываются, что требует необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сфера финансового контроля - это все операции не только денежного оборота, но и бартерные операции, а также различные формы неттинга.

Эффективность финансового контроля зависит от его организации, и санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уклонение от уплаты налогов многими налогоплательщиками в России связан не только с несоответствием российского законодательства в сфере финансов, но и несоразмерностью финансовых санкций с ущербом, вызванным нарушением или несоблюдением действующего законодательства.

В мировой практике существуют две основные модели финансового контроля: французская и англосаксонская. Если в англосаксонской модели органы финансового контроля только осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных или судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления определенным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в отношении применения санкций к лицам, которые грубо нарушили закон и финансовую дисциплину, нанося прямой ущерб государству.