Файл: Анализ развития инновационных проектов в России (Сущность и основные виды инновационной деятельности).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из основных факторов успешной предпринимательской деятельности выступает инновационная политика. Появление новых видов товаров и услуг делает предприятие более конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Для того, чтобы быть замеченным в условиях рынка, предприятию необходимо разнообразие и нестандартность своих продуктов, внедрение инноваций во всех сферах деятельности.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью перехода экономики России на инновационный путь развития – путь перехода к постиндустриальному обществу. Пока РФ остается главным сырьевым поставщиком для других стран, ее экономика деградирует. Сырье никогда не бывает вечным, нужно выводить на мировой рынок новые продукты и технологии. К сожалению, на данный момент нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет.
Развитие инновационного бизнеса в России фактически стоит на месте, несмотря на то, что и Президент, и члены Правительства РФ, и руководители партий, и депутаты выражают свое положительное отношение к развитию инноваций. Однако внедрения радикально новых технологий не происходит. Возможно, проблема состоит в том, что процесс внедрения таких технологий сложен.
Цель курсовой работы является выявление проблем инновационного развития России на современном этапе, а также путей их решения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущность понятия «инновации»;
- изучить классификацию инноваций;
- рассмотреть влияние инновационного бизнеса на экономику страны в целом;
- рассмотреть основные модели инновационного развития стран мира;
- проанализировать существующий опыт развития инновационной деятельности в России;
- выделить основные проблемы развития инноваций в России;
- обозначить возможные решения имеющихся проблем;
- определить оптимальную модель дальнейшего развития инноваций в России;
- сделать выводы об основных проблемах развития инноваций в России и дальнейших перспективах развития данного бизнеса.
В качестве объекта исследования была взята инновационная деятельность российского бизнеса на предмет выявления проблем и перспектив развития современных продуктов.
Сущность и основные виды инновационной деятельности.
Эффективность работы различных предприятий и их конкурентоспособность на рынке во многом зависят от внедрения на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или от качественного повышения эффективности производственных систем. Такие способы повышения конкурентоспособности предприятия называют нововведениями либо инновациями.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Т.е. это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью, которое является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывается в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.
Этимологически термин «инновация» означает «обновление» или «улучшение», а специфическое содержание и главную функцию инновации составляют изменения. Австрийским ученым XX века Й.Шумпетером выделено пять типичных изменений:
- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
- появление новых рынков сбыта.
Среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики:
- научно-техническая новизна;
- удовлетворение рыночного спроса (производственная применимость);
- коммерческая реализуемость.
Следует остановиться подробнее на том, что относят к каждой из вышеперечисленных характеристик. Под новым продуктом или услугой в бизнесе понимают любой продукт, самостоятельно разработанный предприятием для удовлетворения потребностей потребителя и не имевший ранее аналогов на рынке. Также это может быть продукт или услуга, оказываемая на другом рынке и введенная в данную сферу как нечто новое.
Любая инновация должна удовлетворять рыночный спрос, иными словами, потребитель должен иметь возможность приобрести данный товар или услугу в удобное для него время и в удобном для него месте. Если у потребителей не будет такой возможности, то предприятие не получит прибыли от внедрения инновационного продукта, т.е. затраты на его разработку и внедрение будут неоправданы и производитель останется в убытке.
Коммерческая реализуемость выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. При рассмотрении коммерческого аспекта следует обратить внимание на два момента: материализацию инновации и ее коммерциализацию. Под материализацией инноваций, изобретений и разработок понимают их превращение в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства, а под коммерциализацией - их превращение в источник дохода.
В современном мире существует множество различных классификаций инноваций. Их различают по типу новизны для рынка, по месту в производственном цикле, по распространенности, по охвату, а также рассматривают как систему.
В данной курсовой работе рассмотрена расширенная классификация инноваций, разработанная российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ), с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
- технологические инновации - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим;
- социальные инновации — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса);
- продуктовые инновации - включают в себя разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов;
- организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организационными инновациями не являются изменения в ведении бизнеса, организации рабочих мест или внешних связях, которые основаны на организационных методах, уже применяемых в организации;
- маркетинговые инновации - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
Влияние инноваций на экономику страны.
Процессы глобализации привели к дальнейшему обострению технологического соперничества между государствами и коалициями в интересах сохранения своего лидерства, прорыва или интеграции в новый миропорядок. Из этого можно сделать вывод, что сырьевая экономика России с точки зрения геополитической конкурентоспособности остро нуждается в структурной перестройке. Основой такой перестройки должно стать развитие наукоемких технологий и инноваций.
Значительное влияние инноваций на экономическое развитие страны отразил в своих исследованиях Джон Мейнард Кейнс, теория которого нашла отражение в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.). Его идея состоит в том, что активизация и стимулирование совокупного спроса способны воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Важное значение в этом принадлежит инновациям. От их размера, прибыльности и дохода зависят масштабы и темпы производства.
Большая заслуга в кейнсианской теории принадлежит концепции мультипликатора (в переводе – «множитель»). Основным в теории мультипликатора является определение роли инвестиций в росте национального дохода и занятости.
Рассмотрим зависимость величины ВВП на душу населения от степени развития инновационного бизнеса в экономике страны. По данным фонда информационных технологий и инноваций (Information Technology and Innovation Foundation – ITIF) на 2019 г. из 40 стран и регионов мира с наиболее конкурентоспособным инновационным бизнесом Россия заняла 35-е место.
Таблица 1.2.1
Позиция |
Страна |
Балл |
---|---|---|
1 |
Швейцария |
67,2 |
2 |
Швеция |
63,7 |
3 |
США |
61,7 |
4 |
Нидерланды |
61,4 |
5 |
Великобритания |
61,3 |
6 |
Финляндия |
59,8 |
7 |
Дания |
58,4 |
8 |
Сингапур |
58,4 |
Рейтинг инновационности стран за 2019 г.
Продолжение таблицы 1.2.1
Позиция |
Страна |
Балл |
9 |
Германия |
58,2 |
46 |
Россия |
37,6 |
47 |
Украина |
37,4 |
48 |
Грузия |
37,0 |
49 |
Турция |
36,9 |
50 |
Румыния |
36,8 |
51 |
Чили |
36,6 |
Источник: [10]
Из таблицы можно сделать вывод, что инновационный бизнес в России развит достаточно слабо по сравнению с государствами, входящими в лидирующую тройку. Россия (балл 37,6) отстает от лидера таблицы Швейцарии (балл 67,2) на 44,3 %. Однако радует, что наша страна вообще входит в 50 самых инновационно конкурентоспособных стран.
Теперь посмотрим на мировые уровни ВВП тех стран мира, которые занимают лидирующие и отстающие позиции в инновационном развитии.
Таблица 1.2.2
ВВП на душу населения в 2019 г.
№ |
Наименование страны |
ВВП на душу населения по ППС в долларах США |
---|---|---|
1 |
Люксембург |
121 293 |
2 |
Сингапур |
101 376 |
5 |
Швейцария |
70 989 |
8 |
США |
65 281 |
12 |
Дания |
59 830 |
13 |
Нидерланды |
59 687 |
16 |
Швеция |
55 815 |
21 |
Финляндия |
51 324 |
24 |
Великобритания |
48 710 |
30 |
Корея |
43 029 |
Продолжение таблицы 1.2.2
№ |
Наименование страны |
ВВП на душу населения по ППС в долларах США |
35 |
Словения |
40 657 |
40 |
Польша |
34 218 |
45 |
Латвия |
32 204 |
50 |
Россия |
29 181 |
52 |
Турция |
27 875 |
77 |
Весь Мир в среднем |
17 680 |
100 |
ЮАР |
12 999 |
150 |
Маршалловы Острова |
4 048 |
187 |
Бурунди |
783 |
Источник: [5]
Из приведенной выше таблицы можно сделать следующий вывод - наша страна превышает средний уровень ВВП на $11 500, а это, несомненно, радует. Однако, что немаловажно, Россия находится всего лишь на 50 месте по уровню ВВП на душу населения с размером ППС $29 181, отставая от лидера таблицы на $ 92 112. Конечно, можно сослаться в этом на соотношения размеров стран и величину населения, но вряд ли это послужит достаточным оправданием экономической отсталости России. Но для нашего анализа уровень ВВП Люксембург не представляет особого значения, т.к. выдающейся инновационной деятельности Люксембург не ведет.