Файл: Право древнего Китая Имущественое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право древнего Китая

Имущественое право

В древнекитайском праве земля формально считалась государственной собственностью, но фактически ею владела община. Власть получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о купле – продаже земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей было основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел так называемую систему колодезных полей. Каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел ванну. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была для крестьян меньше чем десятина. Позднее положение крестьян ухудшилось, т. К. крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальные условия аренды.

Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли. Затем его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (VI – IIIвв. До н.э. ). Основы общинного землевладения были подорваны. Положение крестьян ухудшелось. Появление денег, ростовщичества, продажа земли – все это означало вступление китайского общества на новый этап развития.

Правовой режим земельных участков в отдельные эпохи различался:

В период ИНЬ – земля – собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар владениями.

В эпоху ЧЖОУ – землевладения превращаются в индивидуальную собственность;

В период ЦИНЬ – с середины I в. До н.э. – активно совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается землевладение.

Древнекитайское обязательственное право регламентировало различные виды договоров граждан, в том числе:

Договор мены;

Договор купли – продажи;

Договор дарения;

Договор займа;

Договор аренды земли;

Договор личного найма.

Договор мены появился одним из первых.

Договор купли – продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины.


Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия, другого имущества.

Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали возможность отсрочки платежа, внесения залога, выдачи письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство.

В V – III вв. до н.э. получил распространение договор аренды земли.

Брак и семья. Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.

Брак и семья.

Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.Были установлены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста (для мужчин – с 16 до 30, для женщин – с 14 до 20 лет)

Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой определенные материальные потери и наказание в уголовном порядке старших в семье. Ритуал сватовства включался в себя дары от семьи жениха семье невесты и молебен в храме предков.

Уголовное право

В уголовном праве Китая есть ряд видов преступлений:

Ряд незаконных деяний против страны (мятежи и заговоры);

Преступления религиозного характера;

Преступления против личности (убийства, нанесение телесных повреждений);

Преступления военного характера;

Ряд преступлений против собственности (кражи, грабежи, убой чужого скота).

Включение тех или иных противоправных действий в список преступлений, определение тяжести наказаний за них зависели от ряда причин: от субъективной воли императора, от доминирующего влияния тех или иных правовых концепций: конфуцианских или легистских. Этот список носил крайне дробный и неопределенный характер. Уголовному преследованию, например, подвергались невыплатившие долг должники.



Ряд пособий для чиновников в IV-III вв до н.э. содержали ряд примеров рассмотрения ряда уголовных дел. Речь идет о краже из храма, краже ряда предметов культа, нанесении ранений, клевете, дезертирстве из армии. Кроме этого, на основании канонов конфуцианской морали обозначили ряд таких преступлений, как непочтение отцу, семье и старшим. Уже в древние времена ввели актуальную и сегодня ответственность вышестоящих и нижестоящих сослуживцев чиновников, которые совершили ошибки или проступки по службе, ответственность чиновника, который знал о вине своих коллег и не сообщил об этом.

Специфика наказаний, которые применялись к преступникам в Древнем Китае

Основная цель наказания была устрашение. Применяли телесные наказания и даже смертная казнь. Во время государства Чжоу выделяли пять ключевых наказаний:

Мосин – это когда лицо преступника клеймили тушью;

Исин – преступнику отрезали нос;

Фессии – преступнику отрезали ноги;

Чужии – мужчину-преступника кастрировали, женщину-преступника превращали в рабыню-затворницу;

Данисин – преступнику отрубали голову.

Помимо этого, преступнику в качестве наказания могли отрезать уши, выколоть глаза, нанести удары палками и плетьми, обратить в рабство или оштрафовать.

Особая жестокость в наказаниях наблюдалась во время господства легистов в царстве Цинь. Там злоумышленника могли варить в котле, вырывать у них ребра, сверлить им головы. Важно отметить, что лица, которым было меньше восьми лет и больше семидесяти, были освобождены от ряда физических наказаний.

В качестве традиционного института китайского права выступал институт коллективной ответственности родственников злоумышленника. Так, во времена глубокой древности истребляли весь род злоумышленника. В цинском Китае за ряд государственных преступлений наказание получал не только преступник, но и его три поколения родственников по линии матери, отца и жены. Казни данных злоумышленников предшествовал ряд иных наказаний. Речь идет сначала о татуировках, а после забивании палками. Ряд злоумышленников, которых обвиняли в клевете, злословии, оскорблениях, проклинаниях императора, предварительно отрезали языки.


Специфика расследования преступлений и работы судов в Древнем Китае

Для суда в Китае не было характерно быть отделенным от администрации. Император выступал в качестве верховного судьи. На местах осуществляли функции правосудия представители местной администрации. Со временем все приобрело розыскную направленность. Был ряд определенных чиновников, которые расследовали преступления.

Начало расследования было связано с заявлением или доносом в уездные управы или окружные управления. Для доноса, в особенности о кражах или убийствах, важно было иметь точно определенных характер, так как несоответствия влекли за собой наказания. Донос был напрямую связан с социальным положением лица и его местом в семейной иерархии. Исключением являлись доносы о преступлениях против государя и государства. Были запрещены под угрозой смертной казни доносы относительно родителей, дедушек и бабушек и иных близких родственников, кроме убийств отца.

Для уездных чиновников важно было вести следствие и приводить приговоры в исполнение. К примеру, били палками тут же, в суде. Расследовали тяжкие преступления окружные управы.

В качестве одного из важных доказательств, такого же как свидетельское показание и вещественное доказательство, которое было найдено во время осмотра места преступления или освидетельствования трупа, выступала клятва. На основании циньского руководства относительно расследования уголовных незаконных деяний пытки использовались в суде в тех ситуациях, когда злоумышленника изобличили, но он не соглашался со своей виной, или изменял ряд своих показаний прям во время дознания. Применялся принцип презумпции виновности обвиняемых. Часто прибегали к пыткам.

В ситуациях, когда подозреваемый погибал после пыток, чиновника, который вел следствие, отправляли на каторгу.