ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это не позволяет попасть в помещение ни материально-ответственному лицу в отсутствие председателя комиссии, ни председателю комиссии без материально-ответственного лица. Описи запираются в сейф, который также опечатывается председателем инвентаризационной комиссии.
-
Отражение инвентаризации имущества и обязательств
Инвентаризационная опись составляется как минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся у материально-ответственного лица, второй экземпляр поступает в бухгалтерию. Если инвентаризация проводилась по требованию правоохранительных органов, то третий экземпляр описи направляется в этот орган. Типовые утверждённые формы инвентаризационной описи различаются в зависимости от вида ценностей. Тем не менее, инвентаризационная опись должна содержать ряд необходимых реквизитов: В начале описи: Наименование организации. Место хранения. Состав инвентаризационной комиссии. Фамилия, имя и отчество материально-ответственного лица. Дата и время начала и окончания инвентаризации. Расписка материально-ответственного лица о готовности к проведению пересчёта. Тело таблицы: Номер по порядку. Номенклатурный номер. Наименование. Сорт, артикул. Единица измерения. Цена за единицу. Состоит по учёту, количество. Состоит по учёту, сумма (графы до этой включительно могут заполняться заранее, бухгалтерией предприятия) Фактически оказалось, количество (графа заполняется непосредственно во время пересчёта) Фактически оказалось, сумма. Недостача, количество. Недостача, сумма. Излишек, количество. Излишек, сумма (эти графы могут быть подсчитаны и заполнены сразу после пересчёта имущества, в присутствии материально-ответственного лица) В конце каждой страницы описи: Количество строк прописью (например, «Всего пятнадцать наименований»).
Итоги по всем колонкам, в том числе, и по количественным (сложение штук с погонными метрами и килограммами физического смысла не имеет, однако запись такой суммы внизу столбца служит для затруднения подделки описи) Подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Подпись материально-ответственного лица. В конце описи: В конце таблицы предусматривается несколько свободных строк для внесения возможных излишков тех видов ценностей, которые вообще не числятся по учёту. Количество строк прописью по всей описи. Итоги по всем колонкам по всей описи. Подписи всех членов инвентаризационной комиссии. Подпись материально-ответственного лица. Расписка материально-ответственного лица (ещё одна !) о том, что всё имущество пересчитано в его присутствии и оно не имеет претензий к членам инвентаризационной комиссии по правильности пересчёта. Если инвентаризация проводится в связи со сменой материально-ответственного лица, подпись нового материально-ответственного лица о принятии имущества под свою ответственность. Заключительным этапом инвентаризации является определение её результатов. Возможны следующие варианты: совпадение учётных и фактических остатков, недостача (превышение учётных остатков над фактическими), излишки (превышение фактического остатка над учётным), пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче). Результат инвентаризации определяется отдельно по каждому виду имущества. Возможна (и весьма вероятна) ситуация недостачи по одной позиции инвентаризационной описи и излишков по другой. В этом случае итог подводится отдельно, недостача одного вида имущества не может погашаться излишками другого вида. Выявленная в результате инвентаризация недостача возмещается материально ответственным лицом на основании договора о полной материальной ответственности. Излишки приходуются на склад, их стоимость учитывается как доход организации.
Особой ситуацией является пересортица. В случае если пересортице подверглись виды имущества одного наименования, но имеющие разную цену, разница между их стоимостью расценивается как недостача или излишек с принятием соответствующих решений.
Недостача имущества (в основном, продовольствия; а также горюче-смазочных материалов, химической продукции и некоторых видов строительных материалов) может объясняться естественной убылью (усушка, утруска, раскрошка, утечка, улетучивание, распыл). Отметим, что естественная убыль — это уменьшение количества продукта по естественным физическим причинам при соблюдении условий хранения, но не в результате порчи. На все виды продуктов приказами соответствующих министерств определены нормы естественной убыли при хранении, перевозке, разгрузке, реализации через торговую сеть. При этом нормы естественной убыли применяются лишь к продуктам, учитываемым по массе (а не поштучно). В пределах указанных норм естественная убыль продуктов может быть списана как расход предприятия. Однако важно понимать, что естественную убыль нельзя принимать к учёту расчётным порядком. Установленные нормы естественной убыли являются не обязательными, а максимально разрешёнными. В бухгалтерском учёте отражается только реальная (установленная инвентаризацией) недостача продукта в пределах норм естественной убыли (такая недостача может быть меньше нормы или её может вообще не быть). В практике имеют место случаи, когда материально-ответственные лица скрывают экономию естественной убыли и за счёт этого совершают хищения. Для оформления зачёта пересортицы, списания естественной убыли и окончательного подведения итогов инвентаризации используется сличительная ведомость. Этот документ оформляется бухгалтерией на основании инвентаризационной описи и служит для проведения по учёту результатов инвентаризации. В условиях организации розничной торговли, когда нет возможности вывести книжные остатки по каждому виду товара, недостача или излишек определяется в суммовом выражении. В этом случае вместо инвентаризационной описи и сличительной ведомости составляется акт результатов инвентаризации. Следует отметить, что недостача сама по себе, сколь крупной она бы ни была, не является уголовно или административно наказуемым деянием (может быть предусмотрена только дисциплинарная или материальная ответственность). Тем не менее, материалы инвентаризации могут иметь доказательственное значение в случаях хищений или иных злоупотреблений. Что же касается репутации материально-ответственного лица, принято считать, что «излишки хуже недостачи», поскольку недостача сама по себе может говорить лишь о невнимательности, регулярные же обнаружение излишков свидетельствует о намеренном их создании, возможно с целью хищения.
Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
- Закон о бухгалтерском учете;
- Положение по ведению бухгалтерского учета;
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации).
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.
Постановлением № 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
№ ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»;
№ ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов»;
№ ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык»;
№ ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»;
№ ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»;
№ ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»;
№ ИНВ-6 «Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути»;
№ ИНВ-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них»;
№ ИНВ-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях»;
№ ИНВ-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них»;
№ ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств»;
№ ИНВ-11 «Акт инвентаризации расходов будущих периодов»;
№ ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;
№ ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»;
№ ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
Приложение к форме № ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
№ ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов»;
№ ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»;
№ ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»;
№ ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации»;
№ ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»;
№ ИНВ-25 «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации»;
№ ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».
С 1 января 2001 года унифицированная форма № ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26.
Формы № ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы № ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств (формы № ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости (формы № ИНВ-18, ИНВ-19).
Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей (формы № ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом (форма № ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма № ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26).
При инвентаризации основных средств инвентаризации подлежат:
собственные основные средства, находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц – работников организации;
собственные основные средства, не находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц – работников организации, в частности, переданные в аренду, управление, отгруженные в адрес покупателя, переданные на комиссию
основные средства других лиц, находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц – работников организации, в частности, арендованные, поступившие в управление
При планировании инвентаризации основных средств необходимо проверить
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При проведении инвентаризации инвентаризационной комиссией решаются следующие задачи:
определяется правомерность включения объектов в состав основных средств,
выявляются объекты, которые числятся в бухгалтерском учете, но фактически отсутствуют, устанавливаются причины и виновники недостач.
выявляются объекты, которые фактически имеют место, но ранее списаны с бухгалтерского учета, принимаются меры к их ликвидации и утилизации;