Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (Сущность влияния человеческого фактора в процессе управления организацией).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность влияния человеческого фактора в процессе управления организацией
1.1 Характеристика человеческого фактора в менеджменте
1.2 Значение человеческого фактора в управлении организацией
Глава 2. Анализ влияния человеческого фактора в процессе управления организацией АО «Морозко»
2.1 Характеристика организации
2.2 Анализ человеческого фактора и мотивации труда в организации
2.3 Предложения по совершенствованию влияния человеческого фактора в управление организацией
Учет мероприятий по формированию благоприятного мотивационного климата в рамках стратегии предприятия позволит в значительной степени увеличить отдачу от человеческого капитала, которым оно располагает, а также будет способствовать его неуклонному возобновлению и преумножению.[13] При это теоретические положения всех теорий мотивации должны на практике адаптироваться и трансформироваться с учетом социально-экономической специфики внешней и внутренней среды предприятия.
Велика актуальность управления мотивацией персонала с использованием методов партисипативного управления, открывающего работнику доступ к принятию решений, внесению разнообразных рационализаторских предложений и рекомендаций. Положительная обратная связь, признание ценности каждого работника для компании позволяет сотрудникам ощущать себя партнерами организации и стимулирует подтверждать этот партнерский статус еще более эффективной работой.
Итак, предлагается определять мотивационный менеджмент представляет как системную деятельность по формированию благоприятного мотивационного климата на предприятии с использованием материальных, организационно-структурных и моральных механизмов и стимулов. Системообразующим элементом мотивационного менеджмента является трудовая мотивация, выстраиваемая на основе мотивов - движущих сил, побуждающих работника к выполнению определенных действий.
Мотивационный менеджмент должен быть глубоко интегрирован со всеми системами управления персоналом и предприятием в целом. Основные процедуры и инструменты мотивационного менеджмента включают формирование и определение мотивационного профиля сотрудников (идеального-оптимального и реального-существующего); подбор персонала с учетом мотивационных характеристик; адаптацию новых работников к сформированному в компании мотивационному климату; разработку системы управления мотивацией и стимулирования; проведение мотивационного аудита и контроль трансформаций мотивационных профилей, значимость отслеживания изменений в которых особенно высока: с течением времени могут меняться как цели и задачи развития компании, так и мотивы её работников, ввиду чего необходимым является совершенствование и адаптация мотивационного климата к новым условиям.[14]
Глава 2. Анализ влияния человеческого фактора в процессе управления организацией АО «Морозко»
2.1 Характеристика организации
АО «Морозко» создано путем перерегистрации АО «Холодок», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 8.01.97 г., свидетельство № 2051-1900 (ИУ) и является его правопреемником по всем правоотношениям. АО «Морозко» создано в январе 1997 года с целью производства и реализации молочной продукции в г. Дзержинск. Проектная мощность комплекса 45 тонн молока в сутки.
Основная задача АО «Морозко» - это обеспечение жителей города Дзержинска высококачественными молочными изделиями. Для достижения поставленных целей АО «Морозко» выделило приоритетные доходные направления развития:
─ внедрение новых технологических линий по производству мороженого;
- развитие розничной торговли молочной продукцией;
- сокращение непроизводительных расходов;
- структурную и технологическую реорганизацию предприятия;
- освоение новых производств;
- расширение ассортимента, улучшение качества производимой продукции;
- удержание уровня цен на достаточно низком уровне.
В настоящее время предприятие представляет собой достаточно крепкий автономно функционирующий хозяйственный механизм, имеющий определенный запас прочности, четкие производственные и инвестиционные программы, слаженный коллектив, способный решить стоящие перед ним задачи.
Руководство предприятия уделяет внимание не только качеству выпускаемой продукции, но и культуре обслуживания клиентов, внешнему и моральному облику работников предприятия, их уровню образования и профессионализма. Высокие требования предъявляются в вопросе чистоты и порядка в целом на предприятии, его отдельных подразделениях, производственных и торговых помещениях.
АО «Морозко» приступило к разработке и введению системы качества на основе международных стандартов «Управление качеством продукции», обеспечивающей контроль качества на всех этапах деятельности предприятия. С этой целью на предприятие создана рабочая группа специалистов под руководством начальника отдела планирования и прогнозирования.
Ежегодным бизнес-планом предприятия определяется порядок, последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий, намеченных на достижение желаемого конечного результата по следующим показателям:
• объем производства в натуральном выражении;
• реализация продукции;
• экономические показатели;
• качество продукции;
• расширение рынков сбыта.
Ценовая политика АО «Морозко» направлена для достижения следующих целей:
1. стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции;
2. достижение наиболее высоких темпов роста продаж;
3. максимизации рентабельности всех активов предприятия.
Ежегодно готовится приказ о ходе реализации бизнес-плана в текущем году, где подводят итоги достигнутых показателей проведенной работы, в том числе по выполнению организационно-технических мероприятий по качеству выпускаемой продукции и ставятся задачи на следующий календарный год.
На АО «Морозко» внедрена единая информационная сеть поступления, сбора и обработки информации. Обработка данных и документооборот строится на базе прикладного программного обеспечения MICROSOFT OFFICE XP.
Ведущие наименования продукции, выпускаемой ОАО «Морозко», имеют хорошую репутацию среди потребителей, что подтверждается результатами опросов и анкетирования.
2.2 Анализ человеческого фактора и мотивации труда в организации
Как уже говорилось ранее, любая организация создается и управляется людьми. Человеческий фактор в организации трудно переоценить. Взятая для анализа организация - не исключение. На данном предприятии весь процесс производства и управления осуществляется людьми. Представленная схема организационной структуры наглядно показывает влияние человеческого фактора на формирование организации. Во главе организационной структуры стоит директор, с ним согласуются все действия и любая деятельность, осуществляемая в организации.
Директор в данном случае является формальным лидером и от его решений зависит финансовое положение организации. Неформальным лидером же является мастер смены, он выдает рабочие задания для подчиненных, решает их личные проблемы, следит за порядком организации и поддерживает благоприятный моральный климат в коллективе рабочих, занятых непосредственно на производстве.
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной организации человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса предприятия, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.[15]
Линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать и помогать в разработке конкретных вопросов. Следовательно, функциональные звенья не могут отдавать распоряжения производственным подразделениям, но тем не менее должны осуществлять всю техническую подготовку производства.
В этих структурах есть попытка избавиться от недостатков функциональных структур. Данная организация основывается не только на выделении отдельных функций руководителя, но и в создании дополнительных структур под руководителем, основанных на линейных схемах управления.
В управлении персоналом АО «Морозко» применяются следующие группы методов:
– Административно – организационные методы управления:
1. Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
2. Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
– Экономические методы управления:
1. Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной формы оплаты труда.
– Социально-психологические методы управления:
1. Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.
2. Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации организационных праздников для сотрудников и их детей.
Основной акцент в системе стимулирования персонала сделан на материальные методы стимулирования. В соответствии с Трудовым кодексом РФ завод самостоятельно устанавливает вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также формы материального поощрения. Основные правила оплаты труда и премирования закреплены Положением об оплате труда работников АО «Морозко», утвержденный приказом Генерального директора.
Предприятие ведет политику гарантирования стабильности системы оплаты труда: обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, о введении новых и изменении установленных условий труда работники извещаются не позднее, чем за 2 месяца.
Предприятие использует оплату труда как важнейшее средство стимулирования добросовестной работы. Индивидуальные заработки работников предприятия определяются их личным трудовым вкладом, качеством труда, результатами производственно – хозяйственной деятельности предприятия и максимальным размером не ограничиваются. В качестве базы используется тарифная система оплаты труда.
Заработная плата работников складывается из:
– должностного оклада,
– доплат,
– премий.
Заработная плата выплачивается в сроки.
Тарифная часть заработной платы формируется следующим образом:
Должностные оклады руководителям, инженерно-техническим работникам, специалистам и служащим устанавливаются генеральным директором завода на основе штатного расписания в соответствии с должностью и квалификацией работника.
При оплате труда рабочих применяются:
– повременная оплата, согласно окладам, утвержденных в штатном расписании, размер которых зависит от сложности выполняемой работы и тарифных разрядов;
– сдельная оплата труда за фактически выполненную работу.
К должностным окладам работников предприятия установлены следующие доплаты:
– доплата за вредные и тяжелые условия труда – в размерах и порядке, предусмотренных законодательством о труде;
– доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ в размере, устанавливаемом по соглашению между администрацией и работником;
Снижение премии допускается в следующих случаях:
– причинение материального ущерба предприятию или нанесение вреда его деловой репутации;
– нарушение технологической дисциплины;
– выпуск бракованной продукции;
– нарушение правил техники безопасности и охраны труда, а также правил противопожарной безопасности;
– несоблюдение санитарного режима цехов и территории – на 10% при оценке «удовлетворительно».
Конкретный размер снижения премии определяется Генеральным директором предприятия и зависит от тяжести проступка или характера производственного упущения, а также их последствий.
Работники полностью лишаются премии в следующих случаях:
– совершение прогула,
– появление на работе в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения,
– распитие спиртных напитков на территории предприятия,
– совершение хищения имущества предприятия.
Полное или частичное лишение премии производится за тот период, в котором было совершено упущение по работе.
Премирование рабочих (депремирование) осуществляется согласно отработанному в текущем месяце времени по табелю и распоряжений начальников. Премирование руководителей, специалистов и служащих производится авансом в текущем месяце, месяцем позже на основании приказа Генерального директора предприятия, в случае имеющихся замечаний и нарушений производятся удержания. Работникам, не отработавшим полный календарный месяц при увольнении по собственному желанию, кроме случаев увольнения на пенсию, а также при увольнении за прогул и другие нарушения – премия за данный период не начисляется.