Файл: Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий (Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что преобразования в социально-экономической сфере, произошедшие в Российской Федерации в последнее годы помимо положительных моментов, повлекли значительный рост преступности. В настоящее время преступность становится одним из значимых дестабилизирующих факторов, приобретает характер реальной угрозы безопасности страны.

Это обязывает правоохранительные органы принять адекватные меры противодействия преступности, к которым относятся и проведение оперативно-разыскных мероприятий, в том числе ограничивающих конституционные права человека. Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. В связи с этим, изучение теоретических и практических вопросов правовой регламентации указанного оперативно-разыскного мероприятия весьма актуально в современных условиях.

Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее по тексту – Закон об ОРД), регламентирующий порядок проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее использование результатов этого мероприятия в расследовании уголовных дел, не в полной мере отвечают современным потребностям, имеют пробелы и недочеты, и, соответственно, нуждаются в совершенствовании.

Следует иметь в виду, что обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств имеют право проводить несколько правоохранительных органов и спецслужб, выполняющих весьма различные задачи. Исходя из выполняемых задач эти органы проводят мероприятие в отношении разных категорий лиц и имеют разную подконтрольность и поднадзорность. Такое положение дает возможность искаженного ведомственного толкования порядка проведения указанного мероприятия, что иногда влечет за собой либо неэффективность работы органов правопорядка, например, при взаимодействии между собой, либо нарушение прав человека.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи проведением обследования помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств при осуществлении оперативно-разыскной деятельности


Предметом курсовой работы являются закономерности развития законодательства, регламентирующего порядок проведения обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, закономерности практики проведения указанного мероприятия в оперативно-разыскной деятельности и использования его результатов в уголовном процессе, а также закономерности развития теоретико-методологических работ о названном мероприятии.

Цель курсовой работы – охарактеризовать обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Задачи курсовой работы:

– изучить общую характеристику оперативно розыскных мероприятий;

– осветить особенности обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и другие частно-научные методы.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий

1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно-розыскное мероприятие (далее ОРМ) – это закрепленные в Законе об ОРД и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД.

Оперативно-розыскные мероприятия, будучи выделенными законодателем в отдельную категорию, представляют собой особый вид действий уполномоченных должностных лиц, которые обладают рядом отличительных признаков. Анализ встречающихся в юридических изданиях дефиниций позволяет выделить пять наиболее существенных признаков, раскрывающих сущность ОРМ и позволяющих отграничивать их от иных действий субъектов оперативно-розыскной деятельности.[1]


Первым существенным признаком оперативно-розыскных мероприятий является их законодательная закрепленность. К ним можно относить только такие действия субъектов ОРД, которые внесены в законодательный перечень ОРМ, изложенный в статье 6 Закона об ОРД. Все другие действия организационного, тактического, технического и вспомогательного характера, осуществляемые субъектами оперативно-розыскной деятельности, к категории оперативно-розыскных мероприятий не относятся. Таким образом, ОРМ – это категория правовая в отличие от используемых в теории и практике ОРД таких понятий как оперативно-розыскные действия, меры, методы и др.

Вторым существенным признаком оперативно-розыскных мероприятий является возможность их проведения только уполномоченными субъектами. К числу таких субъектов, прежде всего относятся должностные лица оперативно-розыскных служб правоохранительных органов, а также иные лица, действующие по их поручению.

Третьим отличительным признаком ОРМ выступает необходимость их осуществления с соблюдением оснований, условий и процедуры проведения, установленных законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами.

Четвертым признаком оперативно-розыскных мероприятий является их основанность на применении преимущественно негласных средств и методов. Этот отличительный признак напрямую вытекает из основополагающего принципа ОРД – сочетания гласных и негласных методов и средств. Он позволяет отграничить ОРМ от других действий сотрудников правоохранительных органов, осуществляемых исключительно на гласной основе при выполнении своих функций: следственных, административных, режимных и т.д.

Пятым отличительным признаком оперативно-розыскных мероприятий выступает их нацеленность на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД. Они носят, прежде всего, разведывательно-поисковый характер, т.е. направлены на получение неизвестной ранее и тщательно скрываемой от правоохранительных органов информации о криминальных событиях и причастных к ним лицах. Неслучайно оперативно-розыскные мероприятия называют способами собирания оперативно-розыскной информации.[2]

1.2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий


Основания, перечисленные в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, позволяют оперативным аппаратам осуществлять весь (без каких-либо изъятий) комплекс оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 Закона об ОРД.

Под возбуждением уголовного дела как уголовно-процессуальным институтом предлагается понимать совокупность процессуальных норм, регулирующих процессуальные действия органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанные с началом уголовного судопроизводства.

Возбуждение уголовного дела является самостоятельной стадией уголовного судопроизводства, задача которой заключается в (при появлении о преступлении) возможности производство по делу.[3]

В качестве условий стадии уголовного дела рассматривать следующие :

1) возбуждение уголовных возложено на уголовно-процессуальным органы и должностные , которые обязаны в пределах установленной компетенции (дознаватель, дознания, следователь);

2) стадии возбуждения дела – момент заявления или о преступлении, но момент официальной сообщения дознавателем следователем;

3) стадия вынесением постановления о уголовного дела об отказе в возбуждении;

4) запрещение мер уголовно- принуждения, а также следственных действий, исключением осмотра происшествия, освидетельствования и судебной экспертизы;

5) административных и оперативно- мер как проверки сообщений о ;

6) принятие решения о уголовного дела при наличии для возбуждения и отсутствии оснований отказа в возбуждении дела (указанных в . 24 УПК РФ).

стадии возбуждения дела (в том , в котором она существует) приводит к времени, отделяющего уголовного дела совершения преступления. В очередь, это повлечь утрату , дает возможность скрыться, создать алиби, что только затягивает расследования, усложняет преступления, но и в случаев может его невозможным.

словосочетания «повод возбуждения уголовного » целесообразно использовать «повод для уголовного судопроизводства» ( «начать» – «приступить к -нибудь действию»), : во-первых, «повод» означает «, способное быть для чего-» – следовательно, термины «» и «основание» являются ; во-вторых, сообщения о преступлении () может повлечь возбуждение уголовного , так и отказ в возбуждении.[4]

В уголовно- законодательстве необходимо возможность проведения возбуждения уголовного любых следственных в случаях, когда образом (без производства) невозможно решение о наличии отсутствии основания возбуждения дела.


возбуждением уголовного как процессуальным предлагается понимать юридическое значение , оформляющий решение органов или пострадавшего (по частного обвинения) производство по делу.

Помимо уголовного дела для проведения может быть следователя, руководителя органа, органа или определения по материалам сообщений о преступлении, в их производстве.

В с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган , следователь, руководитель органа обязаны , проверить сообщение о совершенном или преступлении и, в пределах , принять по решение в срок позднее 3 суток дня поступления сообщения. При сообщения о преступлении , орган дознания, , руководитель следственного вправе получать , образцы для исследования, истребовать и предметы, изымать в порядке, установленном РФ, назначать экспертизу, принимать в ее производстве и заключение эксперта в срок, производить места происшествия, , предметов, трупов, , требовать производства проверок, ревизий, документов, предметов, , привлекать к участию в действиях специалистов, органу дознания для исполнения поручение о проведении -розыскных мероприятий.

об ОРД (п. 1 ч. 1 . 6) в качестве оперативно- мероприятия предусматривает .

В ходе опроса быть собрана информация о преступлении и , его совершившем, у круга лиц эту информацию. опроса отражаются в оперативного работника имя руководителя . Таким образом, решение основной проверки сообщения – наличия или признаков состава .

В п. 2 ч. 1 статьи 7 Закона ОРД в качестве для проведения предусмотрено получение , осуществляющими ОРД, о признаках подготавливаемого, или совершенного деяния, а также о , его подготавливающих, или совершивших, нет достаточных для решения о возбуждении уголовного .

Под противоправным в данном случае уголовно наказуемое , т.е. преступление.

Под известными следует сведения, поступившие в орган по установленным каналам заинтересованных лиц, а полученные в результате поисковой работы аппаратов, которые в документальную форму и в установленном порядке.

о порядке приема, и разрешения в территориальных Министерства внутренних РФ заявлений и о преступлениях, об правонарушениях, о происшествиях Приказом МВД от 29.08.2014 № 736.

Инструкция порядок приема, и разрешения в территориальных внутренних дел заявлений, сообщений РФ, иностранных , лиц без , должностных и иных о преступлениях, об правонарушениях, о происшествиях, а определяет порядок контроля за соблюдением.[5]

Прием и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о – получение заявлений и сотрудником органов дел, на организационно-распорядительными руководителя (начальника) органа МВД либо лица, его обязанности, соответствующие полномочия. регистрацией заявлений и о преступлениях, об правонарушениях, о происшествиях присвоение каждому (полученному) заявлению, очередного порядкового книги учета и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о (далее также – ) и фиксация в ней сведений по заявления (сообщения).