Файл: Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий (Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика оперативно розыскных мероприятий
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий
1.2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
2. особенности помещений, зданий, , участков местности и средств
2.1. Понятие и регулирование обследования , зданий, сооружений, местности и транспортных
2.2. Условия обследования помещений, , сооружений, участков и транспортных средств
9. По результата осмотра помещений и составляется акт форме, утверждаемой Комиссии Таможенного . Второй экземпляр таможенного осмотра и территорий подлежит (направлению) лицу, помещения или осматривались».[13]
2.2. Условия обследования помещений, , сооружений, участков и транспортных средств
В ч. 1 8 Закона конкретизирован принцип равенства перед законом и (ст. 19 Конституции), в с которым при законных оснований могут проводиться в любых лиц от их , национальности, пола, жительства, имущественного, и социального положения, к религии, убеждений, к общественным объединениям, а других обстоятельств. этот принцип некоторые исключения, с провозглашенной Конституцией неприкосновенностью Президента , депутатов Федерального , судей, прокуроров и по правам .
Часть 2 статьи 8 предусматривает особые для проведения , которые ограничивают права граждан тайну переписки, переговоров, почтовых, и иных сообщений, по сетям и почтовой связи, а право на жилища. Из мероприятий, предусмотренных в ч. 1 . 6 Закона, к таковым, всего, относятся: осмотр жилых ; прослушивание телефонных ; контроль почтовых , телеграфных и иных ; снятие информации с каналов связи. этих мероприятий в со ст. . 23 и 25 Конституции РФ только на судебного решения.
проведении оперативно- мероприятий, ограничивающих право граждан неприкосновенность жилища, значение имеет толкование понятия .
Проникновение в жилище при проведении -розыскных мероприятий с условий, предусмотренных , может повлечь ответственность по . 139 УК РФ.
ОРМ, ограничивающих конституционные права , допускается не всем категориям , а только по , по которым производство предварительного и при наличии о событиях или (бездействии), создающих государственной, военной, , информационной или безопасности РФ. преступлений, по производство предварительного обязательно, определен . 151 УПК РФ.[14]
В ч. 3 8 Закона изложена правил «экстренного », направленных на защиту особо объектов в случаях, не терпят . Такие ситуации при поступлении о подготавливаемом либо преступлении, требующей реагирования, а также наличии данных о и действиях (бездействии), угрозу государственной, , экономической, информационной экологической безопасности , когда неприменение несвоевременное применение позволит подозреваемым тяжкое или тяжкое преступление с последствиями. В этих допускается проведение , ограничивающих конституционные граждан, на мотивированного постановления из руководителей , осуществляющего ОРД. может быть руководителем органа, , временно исполняющим обязанности, либо из его , на которого контроль за -розыскной деятельностью. вероятности наступления последствий возлагается руководителя, имеющего вынесения такого .
Тяжкими преступлениями умышленные деяния, совершение которых наказание не десяти лет свободы (ч. 4 ст. 15 РФ).
Особо преступлениями признаются деяния, за которых УК предусмотрено наказание в лишения свободы срок свыше лет или строгое наказание (ч. 5 . 15 УК РФ).
норма предусматривает уведомления суда () о проводимом в экстренном мероприятии, ограничивающем права граждан, в 24 часов. Хотя уведомления в тексте не указана, данной нормы допустить возможность порядка уведомления, в течение 48 часов получить судебное , для чего письменное постановление органа внутренних . Если судебное в течение 48 часов будет получено, в соответствии с комментируемой начатое мероприятие быть немедленно .[15]
Согласно ч. 4 ст. 8 прослушивание телефонных и переговоров допускается в отношении лиц, или обвиняемых в преступлений средней , тяжких или тяжких преступлений, а лиц, которые располагать сведениями указанных преступлениях. , полученные в результате телефонных и иных , хранятся в опечатанном в условиях, исключающих их прослушивания и посторонними лицами.
5 статьи 8 Закона обязанность органа , должностного лица, необходимый материал в осуществления ОРМ, наличии возбужденного дела в отношении , телефонные и иные которого прослушивались, фонограмму и бумажный записи переговоров для приобщения к делу в качестве доказательств. Дальнейший использования полученных , оформленных уже в вещественных доказательств, уголовно-процессуальным РФ. По правилам вещественные должны храниться уголовном деле вступления приговора в силу либо истечения срока постановления или о прекращении уголовного и передаваться вместе с делом (ч. 1 ст. 82 РФ).
2.3. Виды помещений, зданий, , участков местности и средств
Обследование носить гласный, и негласный характер.
обследование может с согласия владельцев объектов. Такой благоприятствует наличие у оперативных подразделений полномочий.[16]
В ст. 15 « (проникновение) в жилые и помещения, на участки и территории» закона «О полиции» более подробно, и во многом -новому (по с Законом «О милиции») данный вопрос, часто гражданами и в судебных инстанциях.[17]
В с этим данная нами приводится :
«1. Полиция защищает каждого на жилища.
2. Сотрудники не вправе в жилые помещения воли проживающих в граждан иначе в случаях и порядке, установлены федеральными законами, настоящим законом и другими законами.
3. Проникновение полиции в жилые , в иные помещения и земельные участки, гражданам, в помещения, земельные участки и , занимаемые организациями ( исключением помещений, участков и территорий представительств и консульских иностранных государств, и консульских учреждений государств, представительств организаций), допускается в , предусмотренных законодательством Федерации, а также:
1) спасения жизни и (или) их , обеспечения безопасности или общественной при массовых и чрезвычайных ситуациях;
2) задержания лиц, в совершении преступления;
3) пресечения преступления;
4) установления обстоятельств случая.
4. При в жилые помещения, в помещения и на участки, принадлежащие , в помещения, на участки и территории, организациями, в случаях, частью 3 настоящей , сотрудник полиции при необходимости взлом (разрушение) устройств, элементов и , препятствующих проникновению в помещения и на земельные участки и , и осмотр находящихся объектов и транспортных .
5. Сотрудник полиции, вхождение (проникновение) в помещение, обязан:
1) тем как в жилое помещение, находящихся там об основаниях , за исключением , если промедление непосредственную угрозу и здоровью граждан и полиции или повлечь иные последствия;
2) при в жилое помещение воли находящихся граждан использовать способы и средства, с относиться к чести, , жизни и здоровью , не допускать необходимости причинения их имуществу;
3) разглашать ставшие ему в связи с (проникновением) в жилое факты частной находящихся там ;
4) сообщить непосредственному и в течение 24 часов рапорт о факте (проникновения) в жилое .
6. О каждом случае сотрудника полиции в помещение в возможно срок, но позднее 24 часов с проникновения информируются этого помещения и () проживающие там , если такое было осуществлено в отсутствие.
7. О каждом вхождения сотрудника в жилое помещение воли находящихся граждан письменно прокурор в течение 24 .
8. Полиция принимает по недопущению посторонних лиц в помещения, в иные и на земельные , принадлежащие гражданам, в , на земельные и территории, занимаемые , и по охране там имущества, проникновение сопровождалось , предусмотренными частью 4 статьи».
При обследовании оперативный имеет право истинную цель мероприятия, а также в целях конспирации , зашифровывающие свою . При таком обязательно участие организации, от которой оно .
Негласному обследованию, в тайне от осматриваемых объектов и лиц, присуща процедура, предусмотренная нормативными актами.
обследование, связанное с конституционных прав на неприкосновенность , в соответствии с ч. 2 ст. 8 об ОРД только на судебного решения и наличии информации. О негласного обследования помещения выносится , утверждаемое руководителем аппарата УВД (края). Такое ведут специальные -технические подразделения , осуществляющих ОРД с инициаторов мероприятия.[18]
действие – осмотр и его производства – ст. ст. 176, 177, 178 РФ.
Во время обследования допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов, установление химических ловушек и создание других условий для следообразования. Изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускается в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.
Результаты обследования оформляются справкой или рапортом оперативного работника либо актом должностного лица других ведомств, принимавшего участие в зашифрованном обследовании, которые могут приобщаться к материалам уголовного дела. Справка о результатах обследования, проводимого оперативно-техническим подразделением, хранится в материалах оперативно-розыскного производства.
Заключение
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это ОРМ, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач. В теории и практике оперативно-розыскной деятельности данное ОРМ традиционно называется оперативным осмотром. Объектами осмотра, кроме перечисленных в названии этого мероприятия, могут быть документы, личные вещи, одежда, животные или человек, на теле которого имеются следы преступления.
Обследование может носить гласный, зашифрованный и негласный характер. При этом гласное оперативно-розыскное обследование может осуществляться только с согласия владельцев осматриваемых объектов. Гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным осмотром либо административным досмотром, которые имеют свои основания и процедуру.
При зашифрованном обследовании оперативный работник имеет право скрывать истинную цель проводимого мероприятия, а также использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие его личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится.
Негласному обследованию, проводимому втайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Негласное обследование жилых помещений в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД допускается только на основании судебного решения, получаемого в порядке ст. 9 данного Закона.
Негласное обследование проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов, осуществляющих ОРД, с участием инициаторов мероприятия. При обследовании допускается перемещение, фотографирование, копирование, пометка обнаруженных объектов с помощью специальных химических веществ и создание других условий для следообразования. В то же время изъятие или замена обнаруженных во время негласного обследования предметов допускаются в исключительных случаях с разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. – 2001. – № 52 (ч.1). – Ст. 4921.
- Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями от 6 июля 2016 г.) // СЗ РФ. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изменениями от 5 декабря 2017 г.) // СЗ РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
- Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: Приказ МВД России от 01.04.2014 № 199 (с изменениями от 17 апреля 2017 г.) // Российская газета. – 2014. – № 118.