Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Профессиональная деформация личности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация личности.
Общее представление о профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности в сети Интернет
Профессиональная деформация личности педагога
1.4 Стадии профессионального выгорания
1.6 Пути преодоления профессиональной деформации
2.2 Результаты опроса
После анализа данных анкет, были сделаны следующие выводы. В опросе участвовало 72 преподавателя. Из них 67 женщин и 5 мужчин, соответственно, большинство учителей в школе - женщины.
Вывод, касающийся возраста респондентов. Самая большая возрастная группа − учителя от 41-50 лет - 32 человека. От 51 года и старше - 22 преподавателя. От 31 до 40 лет - 10 человек, и меньше всего молодых преподавателей - от 21 до 30 лет.
Следующий вывод относительно рабочего стажа. 40 человек работают в школе больше 20 лет. Это наибольшее количество преподавателей. Стаж от 11 до 20 лет у 18 преподавателей. 8 человек имеют стаж от 1 до 5 лет. У оставшихся 6 учителей стаж от 5 до 10 лет.
Проанализировав все данные опроса, можно сделать вывод, что основная часть преподавателей в школах – это люди уже зрелого возраста и проработавшие в такой должности более 20 лет. Молодых учителей относительно мало, и судя по ответам, после 5 лет преподавания больше половины из них стремятся поменять работу.
Проведенное анкетирование показало, что
− большинству преподавателей их работа очень нравится, но они устают от нее;
− учителя признают, что они часто относятся не только к своим близким, но и просто к окружающим, как к своим ученикам, т.е. на подсознательном уровне пытаются их чему-либо научить или постоянно выискивают в них недостатки;
− эмоциональное состояние преподавателя после рабочего дня нервное, напряженное, преподаватель чувствует себя опустошенным, уставшим, но при всем этом он также чувствует себя счастливым, т.е. можно сделать вывод, что учитель полностью отдает себя своей профессии, ему нравится его профессия, но он исчерпывает все свои эмоции;
− с синдромом эмоционального выгорания сталкивались когда-либо 50 из 72 опрошенных. А 14 человек ответили, что вообще ранее не испытывали на себе такой синдром. 8 респондентов признались, что впервые слышат о таком явлении;
− 44 преподавателя в настоящее время довольны своей профессией не меньше, чем в начале карьеры, а 28 человек стали меньше довольны своей работой.
После изучения и исследования данной темы, можно сделать вывод, что преподаватели действительно подвержены синдрому эмоционального выгорания. Это непосредственно связно с их стажем работы, т.е. чем больше стаж, тем сильнее развивается данный синдром. Также можно говорить и о том, что профессиональной деформации подвержены все педагоги, независимо от того, какую дисциплину они преподают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональная деформация − изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
Представители тех профессий, которые постоянно работают с людьми, больше всех подвержены синдрому профессиональной деформации. Такая деформация может приобретать и крайнюю форму, которая выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к другим людям. Профессиональная деформация может проявляться по-разному. Она может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Подобная деформация проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.
В современное время из-за очень масштабного распространения глобальной сети, профессиональная деформация может развиваться и в интернете. Количество пользователей интернета неуклонно растет практически каждый день. Такое явление как интернет как положительно, так и отрицательно влияет на психо-эмоциональное состояние человека. В связи с этим, психологи выделяют такое явление как интернет- и гейм-аддикции, т.е. зависимости от сетевых действий и компьютерных игр. И все это негативно влияет на профессиональную деятельность человека. Можно говорить о том, что некоторые специалисты, имеющие доступ к сети, зачастую создают видимость работы, а в действительности тратят большую часть рабочего времени на различные социальные сети, либо на онлайн игры. И все это неблагоприятно сказывается на результатах их работы, уменьшает производительность. Но это не самое страшное, к чему может привести интернет-зависимость. Ситуация усугубляется, когда человек, сам того не замечая, заменяет реальное общение виртуальным. В дальнейшем это может привести к полной потере реальности и замена ее виртуальным миром.
Далее, если рассматривать деформацию педагога, то для него, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации − эмоциональное выгорание. Под этим явлением понимается специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно и долговременно общаться с людьми. Одна из главных причин профессионального выгорания работников сферы образования − необходимость проявлять чувство заботы об ученике. У современной школы есть серьезные требования к деятельности учителя, т.е. к его знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, несомненно, к личностным особенностям.
У педагогов синдром эмоционального выгорания характеризуется эмоциональной сухостью (экономия эмоций), личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учеников и т.д. Все это оказывает серьезное влияние на характер профессионального общения. Подобный вид деформации мешает полноценному учебному процессу, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Судя по исследованиям ученых, психологов в настоящее время можно отметить тенденцию снижения интереса к ученику как к личности, неприятие его как личности, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Некоторые педагоги сами у себя замечают наличие негативных психических состояний, которые влияют на их профессиональную деятельность. К таким состояниям можно отнести тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость. В настоящее время прослеживается тенденция ориентации деятельности педагога на личность ученика. В связи с этим, педагог должен уметь противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Также можно говорить и о наличии определенных противоречий между тем как выполнять все требования, предъявляемые к этой профессии и в тоже время в полной мере реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своей трудовой деятельности.
По данным исследования, представленным в курсовой работе, синдрому эмоционального выгорания подвержено больше половины преподавателей. Небольшой процент учителей утверждают, что никогда не испытывали подобного состояния, и лишь совсем малая часть педагогов впервые услышали о таком явлении.
В заключении можно сказать, что предотвратить возникновение и развитие профессиональной деформации и, как следствие, синдрома эмоционального выгорания легче, чем бороться с его последствиями. Это процесс достаточно протяженный во времени, а не внезапное поражение. И в этом процессе активно участвует и сам человек. Поэтому важно предупредить появление подобного синдрома. В связи с этим нужно изучать мотивы выбора той или иной профессии, а потом постоянно отслеживать какие бы то ни было проявления стресса. Нужно создавать здоровую систему поддержки и за пределами работы, стремиться жить насыщенной, радостной и активной жизнью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 2015. - 375 с. - (Профессиональное образование).
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. - СПБ.: Речь, 2014. - 272 с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты эмоционального выгорания у педагогов//Вопросы психологии – 2015. –№2.- с. 96-104
- Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете: учебник для студентов вузов / А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 117 с. - (Профессиональное образование).
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2015, 336 с.
- Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. - М.: Владос - Пресс, 2005. - 352 с. - (Профессиональное образование).
- Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009, 224 с.
- Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания// Вопросы социального обеспечения. – 2015. - №8. С. 11-21.
- Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. (Составители А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов). – Томск: Изд-во ТПУ, - 2009. - 90 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: учебник для студентов вузов / Е.И. Рогов. - М.: Владос - Пресс, 2008. - 496 с. - (Профессиональное образование).
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2013, - 224 с.
- Трунов Д.Г. И снова о «профессиональной деформации»//Психологическая газета. – 2014. - №6. – С. 32-34.
- https://psyfactor.org/personal
- https://www.psychologos.ru/articles/view/professionalnaya-deformaciya
- http://www.elitarium.ru/professionalnaja_deformacija_preodolenije/
-
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. - СПБ.: Речь, 2014. - 272 с. ↑
-
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 2015. - 375 с. - (Профессиональное образование). ↑
-
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2015, 336 с. ↑
-
Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания// Вопросы социального обеспечения. – 2015. - №8. С. 11-21. ↑
-
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2013, - 224 с. ↑
-
Профессиональная деформация личности. Учебное пособие. (Составители А.В. Коваленко, Л.А. Шиканов). – Томск: Изд-во ТПУ, - 2009. - 90 с. ↑
-
Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете: учебник для студентов вузов / А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 117 с. - (Профессиональное образование). ↑
-
Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания// Вопросы социального обеспечения. – 2015. - №8. С. 11-21. ↑
-
Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: учебник для студентов вузов / Е.И. Рогов. - М.: Владос - Пресс, 2008. - 496 с. - (Профессиональное образование). ↑
-
Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. - М.: Владос - Пресс, 2005. - 352 с. - (Профессиональное образование). ↑
-
Трунов Д.Г. И снова о «профессиональной деформации»//Психологическая газета. – 2014. - №6. – С. 32-34. ↑
-
Борисова М.В. Психологические детерминанты эмоционального выгорания у педагогов//Вопросы психологии – 2015. –№2.- с. 96-104 ↑
-
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2015, 336 с. ↑
-
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. - СПБ.: Речь, 2014. - 43 с. ↑