Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный темп жизни достаточно стремителен и динамичен, взрослые очень увлечены своей творческой самореализацией, карьерным ростом, улучшением качества жизни. Все это приводит к тому, что зачастую не остается времени и сил на то, чтобы уделить внимание своим детям. К сожалению, в таких случаях ребенок представлен сам себе, ему некому рассказать о своих открытиях, переживаниях, поделиться секретами. В свою очередь, каждый ребенок является особым миром, который доступен к познанию исключительно духовно близкой личности, которая умеет разделить с ним как успехи, так и неудачи. Современному родителю очень важно обладать способностью обращать внимания на индивидуальные качества ребенка, и в зависимости от них быть готовым к выбору наиболее подходящего стиля воспитания.
Логика рассуждения приводит к аспектам важности изучения данной темы как к общественно-значимой единицы.
Объект исследования: семейное воспитание и его стили.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностной успешности старшего дошкольника.
Целью исследования является изучение особенностей и стилей семейного воспитания в семьях, где присутствуют дети старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, выделим задачи исследования:
- Изучить понятие семейного воспитания.
- Рассмотреть методы и стили семейного воспитания.
- Представить методическую организацию исследования.
- Представить результаты исследования.
Обзор литературных источников. В ходе исследования были использованы труды современных отечественных ученых, таких как Ю.П. Азаров, Е.И. Бондарчук Е.И. и Л.И. Бондарчук, Н.Г. Милорадова, Л.Т. Олейникова и другие. Так, например, Н.Г. Милорадова обращается к психолого-педагогическим технологиям и рассматривает непосредственно структуру психолого-педагогического процесса. В свою очередь, Ю.П. Азаров рассматривает вопросы воспитания детей внутри семьи, представляются педагогические технологии. Также исследование опирается на труды А.С. Макаренко – советского педагога, который определил способ педагогического мышления. А.С. Макаренко выдвигал главный принцип воспитания: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Методы исследования: в данном исследовании были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, методы опроса, наблюдения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что от семейного воспитания зависит развитие личности ребенка, его эмоциональное состояние и успешность в жизни.
Структура исследования. В работе присутствуют введение, основная часть, включающая две главы: в первой главе находятся три параграфа, во второй главе находятся два параграфа, заключение и список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие семейного воспитания
На сегодняшний день главным институтом воспитания представляется семья. Все те умения, навыки и знания, которые приобретаются в детстве, сопровождают человека всю жизнь. Важность семьи как института воспитания характеризуется тем, что именно в ней ребенок находится большее количество времени и жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно здесь закладываются основы личности, приобретается первый жизненный опыт, ребенок делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[1]
Воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития личности. Семья для ребёнка — это основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями.[2]
В своем исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчеркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка».[3]
Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному.[4]
Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, ее успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий.[5]
Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное воспитание ребенка в семье и на формирование его личности.
- Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям.
- Внесемейная деятельность (совместный труд – большое значение имеет в сельской местности).
- Семейное воспитание как некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.[6]
Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:
- распределение ролей в семье;
- модели отношений родителей с детьми;
- стратегии воспитания (система наказаний и поощрений);
- ценностная ориентация родителей.[7]
Таким образом, семья является важнейшим аспектов в жизни каждого ребенка, фундаментом, который определяет дальнейший путь и успешность личности. При этом, стили воспитания ребенка в семье могут быть различными, что, в целом, зависит от характера и темперамента самих родителей, а не ребенка. К подробному рассмотрению данного положения необходимо обратиться в следующей главе. Более того, воспитание представляется своего рода «воздействием», которое, в конечном счете, способно привести к определенным социальным результатам. Исходя из этого, следует повести анализ методов и стилей исследования.
Методы и стили семейного воспитания
Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах, которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.
Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.
Основные и важные методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример (родителя, старшего поколения);
- поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
Факторы выбора методов семейного воспитания детей:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.
А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности.[8] Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач. [9]
Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод — тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: «Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой».[10]
С.С. Степановым были выделены следующие стили семейного воспитания:
Авторитетный стиль. Родитель осознает собственную важную роль в становлении личности ребёнка, но также не отрицаете возможность его саморазвития. Он адекватно оценивает, какие требования к ребёнку необходимо диктовать, а какие обсуждать. Также у такого родителя выстроена собственная система требований к ребёнку, с которой он соглашается. Он готов к пересмотру собственных ценностей и позиций, но в допустимых для него пределах. Родителями поощряется личная ответственность и самостоятельность ребёнка в адекватном соотношении с их возрастными возможностями. Подростки активно участвуют в процессе обсуждения семейных проблем, их голос учитывается при принятии тех или иных решений, родители умеют выслушать доводы и мнения ребёнка, а он, в свою очередь, принимает мнение своих родителей и открыт для обсуждения. Родители требуют от детей осмысленного поведения, внимательно относятся к их запросам и всячески способствуют формированию социальной личности. Однако, родители данного типа достаточно тверды, они пропагандируют справедливость и соблюдение дисциплины в семье и социуме. В свою очередь, такое отношение родителей формирует ответственное социальное поведение.
Кроме того, авторитарное воспитание носит негативный характер в аспекте детско-родительских отношений. В будущем, когда ребёнок повзрослеет, он может негативно относиться к своим родителям, не воспринимать их или даже ненавидеть. Они воспитали в нем это самостоятельно, и вынуждены пожинать плоды уже упущенного. Хотя, как правило, в течение жизни избранный стиль воспитания ребёнка не пересматривается родителями, и они не считают, что каким-либо образом неправильно его воспитывали.
Либеральный стиль. Родители, принадлежащие к такому типу воспитания, высоко ценят своего ребёнка и считают, что его слабости необходимо поддерживать. Родители легки в общении с ребёнком, оказывают ему доверие, не запрещают ему что-либо и не ограничивают. Притом, зачастую настолько, что тотальная свобода и потакание ребёнку оказывается не по плечу. Взрослея, подросткам из данной семьи сложно в социуме, они конфликтуют с теми, кто не потакает им, у них отсутствует способность принимать чье-либо мнение, они не умеют устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, такие дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для проявлений самостоятельности и ответственности за себя и свои действия в обществе у него не были сформированы родителями.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания для родителей, избравших такой стиль, не являются преимущественными, поскольку они считают, что у них итак достаточное количество забот. Свои проблемы ребёнок решает самостоятельно и без участия родителей, которые проявляют абсолютную безучастность.
Таким образом, использование различных форм и методов воспитательной работы обеспечивает потребности личности в творческой самореализации, получение дополнительных умений и навыков по интересам, интеллектуальное и духовное развитие, подготовку ее к активной профессиональной и общественной деятельности.
Избранный родителями стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической точки зрения родителя относительно того, каким образом необходимо строить детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных качеств важно обращать воспитательные действия. В соответствии со своими позициями родитель определяет модель поведения в общении со своим ребёнком. При авторитарном типе воспитания у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, в основе которого находится чувство вины и страха перед наказанием. Как только такая угроза извне исчезает, поведение подростка может стать антисоциальным. В отношениях авторитарного типа отсутствует духовная близость в детско-родительских отношениях. Как следствие, можно говорить об отсутствии привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и враждебности к окружающим в социуме.