Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный темп жизни достаточно стремителен и динамичен, взрослые очень увлечены своей творческой самореализацией, карьерным ростом, улучшением качества жизни. Все это приводит к тому, что зачастую не остается времени и сил на то, чтобы уделить внимание своим детям. К сожалению, в таких случаях ребенок представлен сам себе, ему некому рассказать о своих открытиях, переживаниях, поделиться секретами. В свою очередь, каждый ребенок является особым миром, который доступен к познанию исключительно духовно близкой личности, которая умеет разделить с ним как успехи, так и неудачи. Современному родителю очень важно обладать способностью обращать внимания на индивидуальные качества ребенка, и в зависимости от них быть готовым к выбору наиболее подходящего стиля воспитания.

Логика рассуждения приводит к аспектам важности изучения данной темы как к общественно-значимой единицы.

Объект исследования: семейное воспитание и его стили.

Предмет исследования: взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностной успешности старшего дошкольника.

Целью исследования является изучение особенностей и стилей семейного воспитания в семьях, где присутствуют дети старшего дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, выделим задачи исследования:

  1. Изучить понятие семейного воспитания.
  2. Рассмотреть методы и стили семейного воспитания.
  3. Представить методическую организацию исследования.
  4. Представить результаты исследования.

Обзор литературных источников. В ходе исследования были использованы труды современных отечественных ученых, таких как Ю.П. Азаров, Е.И. Бондарчук Е.И. и Л.И. Бондарчук, Н.Г. Милорадова, Л.Т. Олейникова и другие. Так, например, Н.Г. Милорадова обращается к психолого-педагогическим технологиям и рассматривает непосредственно структуру психолого-педагогического процесса. В свою очередь, Ю.П. Азаров рассматривает вопросы воспитания детей внутри семьи, представляются педагогические технологии. Также исследование опирается на труды А.С. Макаренко – советского педагога, который определил способ педагогического мышления. А.С. Макаренко выдвигал главный принцип воспитания: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

Методы исследования: в данном исследовании были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, методы опроса, наблюдения.


Гипотеза исследования: мы предполагаем, что от семейного воспитания зависит развитие личности ребенка, его эмоциональное состояние и успешность в жизни.

Структура исследования. В работе присутствуют введение, основная часть, включающая две главы: в первой главе находятся три параграфа, во второй главе находятся два параграфа, заключение и список использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие семейного воспитания

На сегодняшний день главным институтом воспитания представляется семья. Все те умения, навыки и знания, которые приобретаются в детстве, сопровождают человека всю жизнь. Важность семьи как института воспитания характеризуется тем, что именно в ней ребенок находится большее количество времени и жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно здесь закладываются основы личности, приобретается первый жизненный опыт, ребенок делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек.[1]

Воспитание представляет собой целенаправленный процесс развития личности. Семья для ребёнка — это основная среда обитания на протяжении всей его жизни. В широком смысле слова семья-это особая группа лиц, которая связана между собой не только духовными и материальными ценностями, но и кровно-родственными отношениями.[2]

В своем исследовании Тайгунова А.И. и Головнева Е.В. подчеркивают «влияние семьи на социализацию личности ребёнка».[3]

Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. Семейное воспитание — это очень сложная система. На семейное воспитание влияет не только такая важная часть, как наследственность, но и биологическое (природное) здоровье как детей, так и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также только положительное отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному.[4]


Самая главная, очень важная и общая задача семейного воспитания — это подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Более узкая задача семейного воспитания — это усвоение детьми знаний, умений и навыков, которые необходимы для формирования личности в условиях семьи. По мнению Сулеймановой Ф.М. и Шмаковой Е.В., целью семейного воспитания является, безусловно, только формирование качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды и которые могут, к большому сожалению, встретиться на жизненном пути каждого ребёнка. Счастье детей зависит как от семьи, так и от родителей детей. Именно родители — это первые воспитатели в жизни каждого маленького человечка, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей, они знают все повадки своего чада, поведение и даже могут предвидеть заранее неприятную ситуацию, в которую может попасть их ребёнок и, соответственно, ее успеть вовремя предотвратить. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий.[5]

Можно выделить три группы факторов, влияющих на нравственное вос­питание ребенка в семье и на формирование его личности.

  1. Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приоб­щение детей к социальным ценностям и ролям.
  2. Внесемейная деятельность (совместный труд – большое значение имеет в сельской местности).
  3. Семейное воспитание как некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.[6]

Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:

  1. распределение ролей в семье;
  2. модели отношений родителей с детьми;
  3. стратегии воспитания (система наказаний и поощрений);
  4. ценностная ориентация родителей.[7]

Таким образом, семья является важнейшим аспектов в жизни каждого ребенка, фундаментом, который определяет дальнейший путь и успешность личности. При этом, стили воспитания ребенка в семье могут быть различными, что, в целом, зависит от характера и темперамента самих родителей, а не ребенка. К подробному рассмотрению данного положения необходимо обратиться в следующей главе. Более того, воспитание представляется своего рода «воздействием», которое, в конечном счете, способно привести к определенным социальным результатам. Исходя из этого, следует повести анализ методов и стилей исследования.


Методы и стили семейного воспитания

Воспитание осуществляется с помощью системы методов, и может реализовываться в различных формах, которые используются с целью создания условий для становления и творческого самосовершенствования личности, развития коммуникативных способностей, социальной активности и зрелости, национального самосознания, гуманистической направленности личности.

Методы воспитания детей в семье — это те пути, при помощи которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение их же детей. Методы семейного воспитания несут яркий отпечаток личности родителей и, вероятно, неотделимы от них. Сколько родителей — столько и различных методов воспитания детей существует.

Основные и важные методы семейного воспитания:

  1. убеждение (объяснение, внушение, совет);
  2. личный пример (родителя, старшего поколения);
  3. поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  4. наказание (лишение каких-либо удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.
  2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы.

А. Макаренко, указывая на гуманистическую направленность воспитания, отмечал, что метод воспитания – это инструмент прикосновения к личности.[8] Ю. Бабанский назначение методов воспитания видел в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых. Метод воспитания, указывал он, - это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленный на решение воспитательных задач. [9]

Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод — тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: «Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой».[10]

С.С. Степановым были выделены следующие стили семейного воспитания:

Авторитетный стиль. Родитель осознает собственную важную роль в становлении личности ребёнка, но также не отрицаете возможность его саморазвития. Он адекватно оценивает, какие требования к ребёнку необходимо диктовать, а какие обсуждать. Также у такого родителя выстроена собственная система требований к ребёнку, с которой он соглашается. Он готов к пересмотру собственных ценностей и позиций, но в допустимых для него пределах. Родителями поощряется личная ответственность и самостоятельность ребёнка в адекватном соотношении с их возрастными возможностями. Подростки активно участвуют в процессе обсуждения семейных проблем, их голос учитывается при принятии тех или иных решений, родители умеют выслушать доводы и мнения ребёнка, а он, в свою очередь, принимает мнение своих родителей и открыт для обсуждения. Родители требуют от детей осмысленного поведения, внимательно относятся к их запросам и всячески способствуют формированию социальной личности. Однако, родители данного типа достаточно тверды, они пропагандируют справедливость и соблюдение дисциплины в семье и социуме. В свою очередь, такое отношение родителей формирует ответственное социальное поведение.


Кроме того, авторитарное воспитание носит негативный характер в аспекте детско-родительских отношений. В будущем, когда ребёнок повзрослеет, он может негативно относиться к своим родителям, не воспринимать их или даже ненавидеть. Они воспитали в нем это самостоятельно, и вынуждены пожинать плоды уже упущенного. Хотя, как правило, в течение жизни избранный стиль воспитания ребёнка не пересматривается родителями, и они не считают, что каким-либо образом неправильно его воспитывали.

Либеральный стиль. Родители, принадлежащие к такому типу воспитания, высоко ценят своего ребёнка и считают, что его слабости необходимо поддерживать. Родители легки в общении с ребёнком, оказывают ему доверие, не запрещают ему что-либо и не ограничивают. Притом, зачастую настолько, что тотальная свобода и потакание ребёнку оказывается не по плечу. Взрослея, подросткам из данной семьи сложно в социуме, они конфликтуют с теми, кто не потакает им, у них отсутствует способность принимать чье-либо мнение, они не умеют устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, такие дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для проявлений самостоятельности и ответственности за себя и свои действия в обществе у него не были сформированы родителями.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания для родителей, избравших такой стиль, не являются преимущественными, поскольку они считают, что у них итак достаточное количество забот. Свои проблемы ребёнок решает самостоятельно и без участия родителей, которые проявляют абсолютную безучастность.

Таким образом, использование различных форм и методов воспита­тельной работы обеспечивает потребности личности в творческой са­мореализации, получение дополнительных умений и навыков по инте­ресам, интеллектуальное и духовное развитие, подготовку ее к актив­ной профессиональной и общественной деятельности.

Избранный родителями стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической точки зрения родителя относительно того, каким образом необходимо строить детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных качеств важно обращать воспитательные действия. В соответствии со своими позициями родитель определяет модель поведения в общении со своим ребёнком. При авторитарном типе воспитания у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, в основе которого находится чувство вины и страха перед наказанием. Как только такая угроза извне исчезает, поведение подростка может стать антисоциальным. В отношениях авторитарного типа отсутствует духовная близость в детско-родительских отношениях. Как следствие, можно говорить об отсутствии привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и враждебности к окружающим в социуме.