Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 5. Распределение полученных родителями баллов по шкале «Контроль» в (%)

По шкале «Отношение к неудачам ребенка» высокие баллы (6-7 баллов) не получил ни один из родителей; средние баллы (3 балла) получили 10 опрошенных (31,25%); низкие баллы получили 15 опрошенных (68,75%), что свидетельствует о наиболее положительном отношении к ребенку в семье. Рассмотрим Рисунок 6.

Рисунок 6. Распределение детей по шкале «Отношение к неудачам ребенка» в процентах

Проанализировав в ходе опроса данные, общие результаты представлены на Рисунке 7.

Рисунок 7.Общие результаты анкеты-опросника (Столин-Варга)

На представленной диаграмме видно, что самый высокий балл из всех шкал имеет первая - «Принятие», данный факт позволяет нам предположить то, что практически у всех опрошенных родителей преобладает положительное отношение к ребенку. В этих семьях уважают и признают индивидуальность взрослеющей личности. Так же высокие баллы получили шкалы «отношение к неудачам ребёнка» и «кооперация», что вновь дает нам понять, что климат в данных семьях исключительно положительный. Мы можем быть уверены, что опрошенные взрослые действительно часто проявляют интерес к собственному ребенку и проводят с ним достаточно своего времени. Детские неудачи воспринимаются взрослыми как необходимый жизненный опыт, что положительно сказывается на формировании чувства самостоятельности и ответственности за свои поступки у детей старшего дошкольного возраста.

Теперь рассмотрим средний уровень. Результаты распределились таким образом, что по двум шкалам «кооперация» и «симбиоз» в этом уровне большие показатели. Так, как средний уровень - это допустимые пределы нормы, то мы можем считать данный результат положительным. Но все же настораживает тот факт, что именно эти две шкалы оказались в среднем уровне баллов. Напомню, дети, принимающие участие в данном исследовании, находились на рубеже от детства к началу подросткового возраста, и вероятнее всего это связано с возрастом 5-7 лет. Даже если родители создали в семье благоприятную атмосферу жизни, и у них с детьми были построены доверительные отношения, все это может немного «расшатать» тот самый возрастной этап- кризис переходного возраста. Дети начинают стесняться своих родителей, отсюда меньше проводимого вместе времени. Это не значит, что родители что-то упустили или повели себя в какой-то ситуации с ребенком неправильно. Этот возраст просто нужно пережить, мудро реагируя на происходящие изменения в ребенке.


Возможно, опрошенные родители столкнулись именно с этой проблемой, ведь баллы по первой шкале на высоком уровне. Вероятно, не видя со стороны ребенка бывалой открытости, теплоты и приветливости родители думают, что они становятся недостаточно близкими.

Шкала «отношение к неудачам ребенка» так же дала о себе знать. На представленной диаграмме мы видим, что преобладает низкий уровень и это радует, ведь данный показатель свидетельствует о том, что родитель считает неудачи ребенка всего лишь случайными, он доверяет и верит в своего ребенка.

Рассмотрим аспекты, которые касаются последней шкалы «Контроль». Полученные результаты родителей заставили поволноваться и задуматься о состоянии своих детей. Несмотря на то, что 37,5% родителей получили баллы в пределах нормы, все же 62,5% получили высокие и низкие баллы, что не является нормой и становится причиной беспокойства. Родители либо «закрывают» ребенка в очень строгие рамки дозволенного, стараясь контролировать все передвижения. Или же, наоборот, дают ребенку столько свободы выбора собственных действий, что, по сути, ребенок предоставлен сам себе и волен делать абсолютно все, на что только свободна его фантазия, что не является положительным фактором.

Вывод по второй главе

Проведенное исследование дает возможность говорить о том, что показатели по изученным выше шкалам демонстрируют текущее состояние внутрисемейных отношений относительно каждой исследуемой семьи (ребенка и его родителя). Полученные данные являются материалом, на котором возможно построить дальнейшее исследование, направленное на коррекцию, поддержание или формирование детско-родительских и внутрисемейных отношений. Именно от этого зависит эмоциональное состояние ребенка и, как следствие, его успешность в дальнейшей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая литературу разных авторов по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что вопрос о том, существует ли взаимосвязь между отношением родителя с ребенком и его самоощущением и способностями к успешному овладению жизненным опытом, является актуальным в современное время. Сначала педагоги и психологи рассматривали не целиком взаимоотношения родителей с детьми, а только лишь привязанность. Вследствие этого они пришли к выводу, что такого рода взаимосвязь имеет место быть. Уже позже представленная проблема стала рассматриваться более полно и разносторонне.


В ходе решения теоретических задач было изучено понятие семейного воспитания в психолого-педагогической литературе, а также были определены методы и стили семейного воспитания. Так, было выяснено, что семья является важнейшим социальном институтом, который является фундаментом для дальнейшей жизни каждого человека. Именно семейное воспитание формирует характер человека, определяет его психологические черты и, соответственно, формирует личность.

В ходе рассмотрения методов семейного воспитания были выделены такие как убеждение, личный пример, поощрение. Каждый из методов используется в процессе воспитания, однако в определенной семье родители могут иметь большую склонность к какому-либо из методов.

Что касается стилей семейного воспитания, особенно выделяются такие как авторитарный, либеральный и индифферентный. Отмечается, что каждый стиль имеет как особенности, так и недостатки, однако их разумное распределение может обусловить возможность адекватного внутрисемейного воспитания.

В ходе проведенного исследования мы выделили критерии и уровни содержания структурных компонентов отношения старшего дошкольника к себе, к оценке им своей личностной успешности. Подобрали необходимые методики для диагностики типа родительского отношения к ребенку и личностной успешности старших дошкольников. Провели исследование на базе МАДОУ № 9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинска, Сахалинская область. В исследовании приняли участие 25 детей старшей группы детского сада и их родители. В ходе анализа методической литературы и выделенных нами критериев были использованы следующие методики: анкета-опросник родительского отношения А.Я, Варг и В.В. Столина, наблюдение, беседа с воспитателем.

Проанализировав все полученные нами результаты методик, мы пришли к выводу, что взаимосвязь между стилем родительского отношения и личностной успешностью старших дошкольников существенна. Это значит, что наша гипотеза (от семейного воспитания зависит развитие личности ребенка, его эмоциональное состояние и успешность в жизни) подтвердилась. На самом деле, дети, чьи родители получали высокие баллы по таким шкалам как принятие, кооперация и симбиоз, показывали высокие баллы усвояемости жизненного опыта, вели себя уверенно в процессе взаимодействия, адекватно реагировали на ситуации успеха и ситуации неудач, смело выстраивали взаимоотношения с другими детьми, при этом проявляя инициативу в организации игр и в целом осуществляя успешную коммуникацию.


Таким образом, задачи исследования выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Эксмо, 2015. 84-86 с.
  2. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М.: ИС, 1990. 36 с.
  3. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики. М.: Эксмо. 2002. 300 с.
  4. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми тт. Т. 1. М.: 1957. 600 с.
  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: 2005.
  6. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики. 2005. 335 с.
  7. Никитин В. А. Социальная педагогика. М.: 2002.
  8. Плеханова М.В. Семьеведение. Белгород: БелГУ. 2007. 25 с.
  9. Сулейманова Ф.М., Шмакова Е.В. К проблеме семейного воспитания дошкольников. М.: ООО «АР-Консалт», 2015. 8-10 с.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М.: Педагогика, 1980. т. 1. 197 с.
  11. Шупейко И.Г., Борбот А.Ю. Основы психологии и педагогики. Минск: БГУИР, 2004. 39 с.
  12. Тайгунова А.И., Головнева Е.В. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Т.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС. С. 97-99.
  13. Олейникова Л.Т. Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/25/2739.
  1. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М: ИС, 1990. С. 23.

  2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М: Эксмо, 2015, С.84-86.

  3. Тайгунова А.И., Головнева Е.В. Влияние семьи на социализацию личности ребенка // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции. Т.2. Уфа: ОМЕГА САЙНС. С. 97-99.

  4. Плеханова М.В. Семьеведение. Белгород: БелГУ, 2007. с.25.

  5. Сулейманова Ф.М., Шмакова Е.В. К проблеме семейного воспитания дошкольников. М.: ООО «АР-Консалт», 2015. С. 8-10.

  6. Олейникова Л. Т. Семейное воспитание, как основа формирования личности учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 104-106. — URL https://moluch.ru/archive/25/2739.

  7. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика. М., Гардарики, 2005. С. 335.

  8. Макаренко А.С. Сочинения в 7-ми тт. Т. 1. М.: 1957. С. 559.

  9. Цит. по Л.И. Бондарчук, Л.И. Бондарчук. Основы психологии и педагогики. М.: Эксмо, 2002. С. 300.

  10. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М.: Педагогика, 1980. т. 1. С. 197.

  11. В.А. педагогика. М.: 2002. С. 152

  12. Л.В. педагогика. М.: 2005. С. 119.