Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также в пределах своей компетенции содействовать обеспечению безопасности общества и государства.

Эта обязанность следует из конституционного принципа (ст. 2 Конституции РФ) о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе имущественных) - первейшая обязанность государства и его органов. Однако защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и граждан. Поэтому, согласно ст.23 Конституции РФ («каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения»), ст. 25 Конституции РФ («жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»), ст. 55 Конституции РФ («в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (только в той мере, в какой это необходимо) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2) Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-разыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

Подразделения органов внутренних дел, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность в пределах своих полномочий, обязаны исполнять поручения органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Причем поручения, указания и решения обязательны к исполнению в случае соответствия их следующим требованиям:

1) письменная форма поручения (п. 4, ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Только в этом случае они обязательны к исполнению;

2) должны исходить от лиц и органов, принявших уголовное дело к производству;


3) не должны определять тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий. Выбор способов и тактических приёмов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Ответственность за законность и обоснованность проведения оперативно-разыскных мероприятий несут органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.

Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение оперативно-разыскного мероприятия. Исключения составляют ситуации, когда к работе следственной группы в соответствии с ч. 2 ст. 163 УПК РФ привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.

Закон не устанавливает для органов, осуществляющих ОРД, сроков выполнения поручений следователя, органа дознания, указаний прокурора и решений суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Согласно ч. 4 ст. 157 УПК РФ «после направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах».

3) Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

Одним из оснований проведения оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.7 ФЗ «Об ОРД» являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств на основе международных договоров Российской Федерации.

Россия является страной - членом Интерпола и участником многосторонних международных договоров по вопросам борьбы с преступностью. Согласно этому положению выполнение таких запросов является одной из обязанностей подразделений органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. В соответствии с уставом этой международной полицейской организации указанные выше подразделения обязаны осуществлять обмен информацией между российскими правоохранительными органами и аналогичными органами других государств, являющимися членами Интерпола, через Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации, которое является структурным подразделением МВД России. НЦБ Интерпола обеспечивает решение следующих задач:


-обработка и направление запросов по уголовным делам и делам оперативного учета, подготовка инициативных запросов;

-обмен оперативно-разыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицам, а также архивной информацией;

-содействие в проведении оперативно-разыскных мероприятий и процессуальных действий;

-обмен опытом работы, законодательными и иными нормативными актами, учебно-методической литературой по вопросам борьбы с международной преступностью.

Запросы, получаемые органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, как правило, направляются по линии Интерпола. Они исполняются в следующие сроки:

- в течение суток со дня поступления – с грифом «срочно»;

- пяти суток – «обычно»;

В выполнении запроса может быть отказано, если он:

- не относится к компетенции органа-получателя;

- связан с преступлением политического, военного, религиозного или расового характера;

- не оформлен в соответствии с установленными требованиями;

- поступил от ведомств, учреждений и организаций, не являющихся правоохранительными, а также частных лиц;

- предполагает выполнение действий, которые повлекут за собой нарушение законодательства Российской Федерации, прав человека, суверенитета и безопасности России.

Кроме того, будучи субъектом международных соглашений, по вопросам борьбы с преступностью, Россия заключила ряд двухсторонних договоров с другими государствами о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений.

Сотрудничество осуществляется путем исполнения запросов о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Как правило, такие запросы направляются в письменном виде. В некоторых межгосударственных соглашениях определено, что в безотлагательных случаях запросы могут передаваться устно, однако впоследствии они должны быть подтверждены письменно. При возникновении сомнения в подлинности или содержании запроса может быть затребовано его подтверждение.

Обычно соответствующим международным договором о сотрудничестве предусматривается, что запрос об оказании содействия должен содержать ряд данных: наименование органа, запрашивающего содействие, и органа, к которому обращен запрос; изложение существа дела; указание цели и обоснование запроса; содержание запрашиваемого содействия; имена и фамилии, клички, гражданство лиц, имеющих отношение к делу, даты и места их рождения, занятия, места жительства и пребывания; названия и места нахождения фирм и организаций, имеющих отношение к делу; описание деяния или события, а по уголовным делам - квалификация деяния в соответствии с законодательством запрашиваемого государства и текст применяемого закона; перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ; описание особого порядка, которому необходимо следовать при исполнении запроса, и обоснование этой необходимости; любую другую информацию, которая может быть полезна для облегчения исполнения запроса.


Кроме того, договорами, как правило, предусматриваются случаи, когда в оказании содействия может быть отказано полностью или частично. В качестве таких оснований чаще всего называются: возможность нанесения ущерба интересам государства; противоречие законодательству государства или его международным обязательствам, а также если деяние, в связи с которым поступил запрос, не является преступлением по законодательству запрашиваемого государства.

В международном сотрудничестве Россия исходит из принципа, в соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой Стороны, однако по просьбе запрашивающей стороны может быть применено законодательство ее государства, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой Стороны.

Передача результатов оперативно-разыскной деятельности правоохранительным органам другого государства должна осуществляться таким образом и в таком объеме, чтобы исключить разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

На основании и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с принципом взаимности сотрудники правоохранительных органов других государств могут прибыть на территорию России для координации действий при проведении запрашиваемых оперативно-разыскных мероприятий. Однако их участие в таких мероприятиях исключается. На территории России оперативно-разыскную деятельность могут осуществлять только специально уполномоченные на это федеральным законом российские государственные органы (ч.1 ст. 13 ФЗ «Об ОРД»).

4) информировать другие органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

Обязанность обусловливается возможностью попадания в поле зрения подразделений и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, сведений о противоправных деяниях, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб органов внутренних дел или других органов - субъектов оперативно-разыскной деятельности на территории России.

Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, обязаны оказывать помощь в форме совместного планирования и проведения мероприятий, ведения совместных учетов, содействия в организации каких-либо оперативно-разыскных действий и др.


Обмен информацией и взаимодействие необходимы еще и в связи с тем, что некоторые мероприятия (контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, т.е. взаимодействие в данном случае обязательно, а его порядок регламентируется межведомственными соглашениями и нормативными актами.

Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или носить разовый характер.

5) соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-разыскной деятельности.

Обязанность возведена в основополагающий принцип ОРД органов внутренних дел (ст. 3 ФЗ «Об ОРД»). Правила конспирации могут содержать выработанные в процессе деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов приемы и навыки по скрытному проведению оперативно-разыскных мероприятий, направленных на добывание и использование сведений, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также ряд действий, с этим связанных.

Это могут быть также рекомендации по порядку работы с документами, отражающими проведение и результаты оперативных мероприятий, изменению внешнего облика лица, морфологических, динамических признаков и признаков одежды (маскировка), осуществляемых сотрудниками оперативно-разыскных подразделений; условия использования

документов зашифровки; правила работы с носителями информации (в т.ч. документальными). В законе и ведомственных нормативных актах, издаваемых органами, уполномоченными на проведение оперативно-разыскных мероприятий, нет полного перечня правил конспирации.

Однако созданные на основе опыта работы оперативных служб, они изучаются в специальных учебных заведениях и в системе служебной подготовки. Сотрудники соответствующих служб допускаются к осуществлению оперативно-разыскных мероприятий лишь после специальной подготовки, стажировки и сдачи экзамена (зачета).

6) Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Обязанность вытекает из положений ст.,ст.16, 18 ФЗ «Об ОРД», а также Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20.04.1995 г. (с изменениями от 22.08.04 г.) № 45-ФЗ. В соответствии с ними в органах внутренних дел созданы специальные подразделения по обеспечению собственной безопасности, на которые возложены обязанности по защите органов внутренних дел, их сотрудников, лиц, оказывающих содействие подразделениям, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.