Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
Команды по аудиту и контроллингу, группы оценки качества.
3. Команды (группы), которые не являются специальными, а составляют постоянную часть организационного развития и осуществляют процесс производства и выполнения повторяющихся работ.
Производственные команды (группы), команды продаж и обслуживающие команды (бригады, группы).
4. Команды многоисполнительской управленческой природы.
Эти команды обычно формируются на высших уровнях управления предприятием и имеют форму исполнительных комитетов, управленческих команд или топ-менеджмента предприятия.
Примеры наиболее распространенных команд (групп) приведены в таблице 1.
Таблица 1. Примеры классификации Команд
Виды Команд: КП — Команда Проекта; УК — Управленческая Команда (группа). |
||||
№ |
Назначение Команды |
Содержание работы |
Вид команды |
Форма и время существования |
1 |
Реинжиниринг |
Управление процессами глубоких преобразований (фактическое создание «новой» компании) |
КП |
Временная |
2 |
Развитие продуктов и процессов |
Управление развитием новых продуктов и организационным развитием компании |
УК |
Постоянная |
3 |
Антикризисное управление |
Выведение компании из кризисной ситуации |
КП |
Временная |
4 |
Обеспечение производственной деятельности |
Управление и исполнение производственной работы |
УК |
Постоянная |
5 |
Решение проблем, содействие и помощь |
Оценка и разрешение организационных и возникающих проблем |
КП |
Временная |
6 |
Бэнчмаркетинг |
Маркетинг деятельности аналогичных предприятий и выработка стратегии на достижение лучших результатов |
УК |
Постоянная |
7 |
Управление проектом внедрения |
Проектирование и введение в действие нового оборудования (технологий) |
КП |
Временная |
8 |
Группа качества |
Внедрение и осуществление всеобщего управления качеством (TQM — total quality management) |
УК |
Постоянная |
9 |
Инновации |
Проектирование, разработка и реализация новых идей и инициатив в организации |
КП |
Временная |
1 |
Аудит и контроллинг |
Оценка эффективности организации и процессов |
УК |
Постоянная |
1 |
Развитие нового бизнеса |
Проектирование, формирование и развитие нового для компании рискованного бизнеса |
КП |
Временная |
1 |
Управление текущей деятельностью |
Принятие и осуществление управленческих решений высокого уровня |
УК |
Постоянная |
В организационной структуре больших проектов и в их менеджменте можно выделить по крайней мере три типа проектных команд.
1. Команда проекта (КП) — организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.
2. Команда управления проектом (КУП) — организационная структура, включающая тех членов КП, которые непосредственно вовлечены в управление проектом, в том числе — представителей отдельных участников проекта и технический персонал. В относительно небольших проектах КУП может включать в себя практически всех членов КП. Задачей КУП является исполнение всех управленческих функций и работ в проекте по ходу его осуществления.
3. Команда менеджмента проекта (КМП) — организационная структура, возглавляемая управляющим (главным менеджером) проекта и создаваемая на период осуществления всего проекта или его фазы. В команду менеджмента проекта входят физические лица, непосредственно осуществляющие менеджерские и другие функции управления проектом. Главными задачами команды менеджмента проекта являются осуществление политики и стратегии проекта, реализация стратегических решений и осуществление тактического (ситуационного) менеджмента[5,c.223].
Формирование организационной структуры и команды проекта возможно при определенных критериях. Эти критерия следующие.
Решение вопросов по привлечению ресурсов.
Участие в подборе, подготовке и мотивации персонала.
Определение ответственности, содержания работ и целей для членов команды.
Разработка и согласование плана проекта, в том числе календарного плана, плана управления рисками, плана коммуникаций, бюджетного плана и других.
Обеспечение следования плану.
Координация работы по заключению контрактов и контроль их исполнения и закрытия.
Установление коммуникационных связей.
Формирование эффективных информационных потоков.
Составление и предоставление отчетной документации.
Поддержка связи с заказчиком, снабжение его необходимой информацией и разрешение возникающих у него вопросов.
Контроль и анализ текущего состояния работ.
Прогнозирование возможных проблем и принятие корректирующих мер.
Координация действий сотрудников и контроль изменений.
Обеспечение своевременного закрытия проекта в полном объеме.
Анализ интересов ключевых членов команды и особенностей окружения проекта[9].
Выполнять столько функций руководитель может только при условии, что он отвечает конкретным квалификационным требованиям. К основным требованиям относятся:
Опыт работы. Менеджер проекта должен иметь за спиной хотя бы один завершенный проект и опыт работы на руководящей должности (от 5 человек), ведения переговоров, разрешения конфликтов, взаимодействия с поставщиками, организации и проведения тендеров, администрирования договоров, организации документооборота, планирования и контроля исполнения работ.
Знания. Менеджер проекта должен знать основы проектного управления, управленческого учета, экономики предприятия, управления контрактами, качеством и рисками, а также владеть инструментами и методами мотивации персонала. Желательно, чтобы руководитель разбирался в нормативных, правовых и законодательных актах, экологических, экономических и технических требованиях к продуктам своей организации, стратегии развития компании, организации производственного планирования, особенностях разработки бюджета, календарных графиков и проектных моделей, основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда и основах техники безопасности и контроля качества.
Навыки. Менеджер проекта должен уметь уверенно пользоваться интернетом, программами пакета MS Office, а также программами по управлению проектами (Primavera, Spider Project, MS Project и т.д.); уметь организовывать и проводить совещания.
Образование. Обязательных требований здесь нет, но наличие высшего экономического или инженерного образования – неоспоримый плюс для руководителя проекта. В качестве дополнительного образования может подойти менеджмент и управление проектами.
Личные качества. Менеджер проекта – это всегда человек ответственный, коммуникабельный, стрессоустойчивый, обладающий гибким и системным мышлением и высокой работоспособностью.
Эти требования относятся к основным, и их вполне достаточно для успешной работы по управлению проектом и его командой, без которой достижение целей и решение задач проекта будет невозможным. Команда проекта в свою очередь обладает рядом определенных признаков[2,c.43].
1.3. Признаки и подходы к формированию команды проекта
Команда проекта, возглавляемая руководителем, создается для управления проектом на срок его реализации. Ее форма служит отражением существующей организационной управленческой структуры, структуры разделения функций, ответственности и обязанностей.
Верхний уровень соответствует руководителю, а нижние – исполнителям, отделам и специалистам, отвечающим за конкретный функционал. Члены команды – это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями и навыками, требующимися для реализации проекта.
Среди наиболее существенных признаков команды выделяются:
Внутренняя структура, которая состоит из управляющих, санкционирующих и контролирующих органов.
Групповые ценности, служащие основой чувства общности и общественного мнения в команде.
Индивидуальный принцип обособления, отличающий одну команду от других.
Групповое давление – влияние на поведение членов команды.
Общие цели и задачи деятельности.
Стремление к устойчивости, основанное на механизме отношений, возникающих между членами коллектива в процессе решения общих задач.
Если группа людей соответствует этим признакам, ее можно назвать командой, но что более важно – это состав команды, формирующийся под контролем руководителя. При этом, формируя команду, он должен руководствоваться комплексом требований:
Качественный и количественный состав команды должны соответствовать требованиям и целям проекта.
Групповая работа по управлению проектом должна быть максимально эффективна.
Члены команды должны быть психологически совместимы.
Внутрипроектная культура должна стимулировать участников проекта к работе и достижению результата.
Взаимодействие членов команды должно быть направлено на поиск эффективных решений проблем, связанных с осуществлением проекта
Проект-менеджер, помимо прочего, определяет количество членов команды и их квалификацию. Постоянные члены, занимающиеся разработкой проекта, составят костяк команды (в дальнейшем к деятельности могут привлекаться специалисты из разных областей). Для формирования команды руководитель может использовать разные подходы[8].
Всего есть четыре основных подхода к формированию команды:
Проблемно-ориентированный подход. Подразумевает организацию предварительно спланированных встреч со специалистами в рамках команды с общими организационными отношениями и целями. Этот подход также направлен на поэтапное развитие процедур решения командных задач и последующее достижение основной цели.
Ролевой подход. При помощи него грамотно распределяются роли командных игроков с учетом того, что частично они могут перекрывать друг друга. Поведение команды может изменяться в зависимости от поведения ее членов и их субъективного восприятия своих ролей. Кстати, для распределения ролей полезно использовать тест Белбина (о командных ролях по Белбину вы можете почитать здесь), который есть в свободном доступе в интернете и специализированных пособиях.
Межличностный подход. Фокусируется на создании благоприятных отношений в команде и берет за основу идею о том, что межличностная компетентность способствует эффективной командной деятельности. Задача подхода состоит в увеличении группового доверия, поощрении совместной работы и взаимовыручки.
Целеполагающий подход. Он основан на целях проекта и способствует лучшей ориентации членов команды в деятельности по достижению основного результата.
Основная цель проектного командообразования – достичь самостоятельного управления и разрешения проблем. Реализовать это в большинстве случаев получается не сразу, а с течением времени и по мере получения опыта.
В процессе совместной деятельности участников выявляются наиболее актуальные командные проблемы, а сама команда становится способной прийти к сбалансированному состоянию, продуцирующему высокую степень личного участия людей и продуктивного общекомандного климата.
Активная стадия процесса формирования команды преследует четыре главные цели:
Оптимизировать набор целей и приоритетов.
Проанализировать и распределить методы работы.
Проанализировать нормы, способы принятия решений и коммуникации.
Установить взаимосвязи между людьми, задействованными в работе.
Вместе с вышеназванными подходами при формировании команды рекомендуется руководствоваться правилами ассертивного поведения, включающие в себя коммуникацию «Вин-Вин» (от англ. Win-Win), когда все участники межличностного взаимодействия остаются в выигрыше[3,c.179].
От того, насколько целесообразно будет сформирована команда, зависит эффективность всей последующей работы, повышается результативность руководства и качество принятия решений, командная организационная культура становится более открытой, формируются оптимальные пути сотрудничества членов команды. Но чтобы командная работа была еще более успешной, необходимо также учитывать стадии жизненного цикла команды и опираться на них при разработке и реализации проекта.