Файл: Стратегический менеджмент и изменения организационной структуры организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Стратегический менеджмент в условиях динамических изменений рыночной среды характеризуется высокой степенью рискованности в принятии решений. Успешная бизнес-предпринимательская деятельность все больше зависит от стратегий, которые избирает руководство и реализуют менеджеры предприятия. Сегодня предприятиям нужно сформировать такую стратегию развития, которая позволила бы поддерживать устойчивые конкурентные преимущества в долгосрочном периоде. Это выдвигает новые нетрадиционные требования к качествам управленцев всех уровней, нацеливает на формирование личности с креативным типом мышления, инициативой, самостоятельностью и оригинальностью в принятии решений (Kailiuk, Andrieieva, & Hrynenko 2010, p. 5).

Цель исследования - определение сути и влияния стратегического менеджмента на развитие эффективногобизнеса, исследование организационныхструктур управления предприятием, их адаптация и использованиев современных условиях.

Объект исследования - стратегический менеджмент.

Предмет исследования – процесс изменения организационной структуры организации.

Задачи исследования:

1. Описать ключевые компоненты стратегического менеджмента.

2. Раскрыть основные организационные структуры управления предприятием.

3. Проанализировать концептуальные основы и современные тенденции развития организационных структур.

Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка источников.

1. Ключевые компоненты стратегического менеджмента

Стратегия - это обобщенная модель действий, необходимых для достижения целей путем координации и распределения ресурсов предприятия (Karlov & Pripisnov, 1991, p. 148). Сущность стратегии заключается в совокупности правил и приемов для принятия решений, которым предприятие руководствуется в своей деятельности, что в большинстве случаев ее реализации имеет такую последовательность (Рис. 1).

Рис. 1. Принцип действия стратегии

В то же время, стратегический менеджмент - это деятельность, которая связана с постановкой целей и задач предприятия.


В условиях динамичности изменений рыночной среды, постоянно растут потребности предприятия в ориентации на стратегическое управление. Стратегический менеджмент охватывает такие элементы (рис. 2).

Рис. 2. Элементы стратегического менеджмента

Одной из основных функций менеджмента является разработка долгосрочной стратегии развития предприятия.

Стратегия развития предприятия может обеспечить развитие конкурентоспособных и эффективных стратегических действий, и бизнес-подходов, в общем благоприятно влиять на благосостояние предприятия. Выполнение выбранной стратегии - это результат совершенного управления, что может обеспечивать до 90%, а то и все 100% успеха предприятия в бизнесе.

Конечно, эффективная стратегия в сочетании с удачным выполнением еще не гарантирует того, что предприятие сможет избежать определенных проблем в кризисные периоды. По большей части на практике требуется время, чтобы усилия менеджеров дали результат. В целом задача стратегии состоит в том, чтобы занять на рынке лучшее место и построить такую хозяйственную единицу, которая могла бы успешно работать, несмотря на динамические изменения рыночного среды, конкуренции, инфляции или внутренние проблемы.

Формируя и реализуя стратегию предприятия менеджеру нужно пройти определенные стадии подготовки: во-первых, определить вид коммерческой деятельности и формирования стратегических направлений ее развития, то есть определить цели и долгосрочные перспективы ее развития; - вторых, превратить общие цели в конкретные направления работы; в-третьих, умело реанимировать выбранный план для достижения желаемых результатов; в-четвертых, эффективно реализовать выбранную стратегию; в-пятых, оценить проделанную работу, проанализировать ситуацию на рынке, внести коррективы в долгосрочные основные направления деятельности предприятия. При этом следует отметить, что именно эти пять компонентов определяют понятие стратегического менеджмента, которые формируют конечный положительный результат для предприятия.

Важное значение для предпринимательской деятельности имеет миссия предприятия. В общем, миссия для предприятия это то, что планирует делать и какое место намерена занять предприятие на рынке. Вся работа, связанная с миссией, сопровождается разработкой концепции долгосрочного развития предприятия. Для того, чтобы миссия предприятия была эффективной и результативной, менеджеру нужно обладать стратегическим видением.


Выбор конкретных целей помогает предприятию сконцентрировать свое внимание на формулировке миссии, в итоге ведет к поэтапному и последовательного избрания того рода деятельности, для предприятия будет эффективной.

Попытки перейти от существующего положения, к желаемому побуждает предприятие владеть креативным, творческим подходом в решении любых задач, улучшать свои финансовые показатели, несмотря на финансово-экономическую ситуацию в стране, и работать в направлении постоянного улучшения деловой репутации предприятия.

По сроку реализации цели бывают кратко- и долгосрочные (Рис. 3).

Рис. 3. Принцип реализации целей по сроку

Суть краткосрочных целей заключается в немедленномполучении результатов, тогда как долгосрочные цели направлены на работу, результат которой заключается в долгосрочной перспективе. Мировой опыт показывает, что успешные международные компании (МК) никогда не применяют краткосрочных целей, поскольку они не хотят тратить много усилий только ради быстрого, очень часто единовременного дохода. Также менеджеры МК, двигаясь к намеченным целям, ориентируются больше на динамику изменений внешней среды, чем на внутренний потенциал предприятия.

Существует два типа целей: финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, поскольку должны обеспечивать нормальную жизнедеятельность предприятия. Такими финансами считаются прибыль, доход от инвестиций, ликвидность активов, размеры займов и дивидендов и тому подобное.

Стратегические цели направлены на постоянную эффективность деятельности предприятия на рынке, которая заключается в обеспечении высоких темпов роста, постоянному улучшению качества достижении низкого уровня затрат, увеличении доли рынка, улучшении деловой репутации предприятия. К стратегическим целям относятся: выход на зарубежные рынки, использования прогрессивных передовых технологий, инновационное развитие и т.д. Следовательно, идя к намеченным целям, нужны не только хорошие финансовые показатели, но и долгосрочное развитие бизнеса и мерах по усилению конкурентоспособности.

Цель - это результаты, а стратегия - это механизм ее достижения.

Стратегия предприятия состоит из хорошо продуманных целенаправленных действий и реакции на непредсказуемое развитие событий и мощную конкурентную борьбу.

А поскольку ситуация на рынке постоянно меняется, то коррективы в стратегии предприятия - нужны, поскольку даже лучшие стратегии периодически просматривают, корректируют, ради перехода на новое качество, высокий уровень деятельности предприятия. Следовательно, стратегия предприятия состоит из запланированных действий и нужных поправок.


Однако надо отметить, что не стоит слишком часто просматривать выбранную стратегию, поскольку увеличивается риск в организационной части ее реализации.

Хорошо разработана и грамотно осмысленная стратегия требует своевременности в реализации. Задача реализации стратегии заключается в понимании того, что нужно сделать, чтобы стратегия работала и были соблюдены все сроки их выполнения и получены хорошие результаты. Процесс реализация стратегии начинается с определенных этапов (Рис. 4).

Рис. 4. Этапы реализации стратегии

Самым сложным этапом стратегического управления являетсяпрактическая реализация стратегии, правильно пройти черезвсе уровни управления предприятия и быть учтеныбольшинством ее подразделений. Практическая реализация стратегииначинается с анализа того, какие задачи предприятиедолжен выполнить лучше, чтобы успешно реализовывать стратегическийплан. Эта трудоемкая работа является достаточно длительной(Месяцы, годы) и зависит от креативности, настойчивостии деловой активности трудового коллектива предприятия.

Все задачи предприятия достаточно динамичными ипостоянно пересматриваются в отношении предложенных ивнесенных корректив. С точки зрения будущего может пересматриватьсяи общая деятельность предприятия, менятьсявектор развития, ориентироваться на общее направление развития. Итак, поиск путей более успешнойреализации стратегии должен быть постоянным. Просмотрбюджета, изменение политики, реорганизация, смена персонала,улучшение корпоративной культуры, просмотрмотивации, совершенствование технологий, использование инноваций- все это обычные действия менеджеров, которые позволяютулучшить стратегическую работу предприятия.

Реализуя задачи стратегического менеджмента,менеджер вынужден постоянно принимать решение:вносить изменения, продолжать работу по этому направлению,или, реализовав стратегию, он получит желаемыйрезультат. В процессе стратегического управления ничто неявляется завершающим и все последующие действия изменяются в зависимостиот трансформации окружающей среды или появленияновых возможностей, которые могли бы улучшить стратегию.

Стратегический менеджмент - это процесс, находящийся впостоянном движении и обусловлен как внутренними, так ивнешними факторами. Это именно те критерии, которые нуждаютсясоответствующей корректировки стратегии и стратегическогоуправления.

Практика реализации стратегии обязывает менеджерак формированию бюджета. Этот бюджет должен обеспечиватьмаксимум окупаемости каждой вложенной гривны при одновременном содействии процессу реализации стратегии. В случаенедостаточного финансирования исполнители не смогут успешновыполнять свою часть стратегического плана.


Слишком щедрое финансирование приводит к неоправданнымзатратам ресурсов предприятия и снижает его финансовуюэффективность, а поскольку стратегии могут меняться,то это приводит к перераспределению бюджета. Притаких обстоятельствах исполнители стратегии должны действовать смелои решительно. Расширяя долю одних сфер и уплотняядругих, они регулируют поступление достаточногоколичества фондов в важнейших сферах бизнеса.

Кроме указанного, для успешной реализации стратегическогоменеджмента, как основы эффективногобизнеса, нужен постоянный контроль. Для контроля запроцессами выполнения стратегии менеджерам предприятиянужно быстро реагировать на все действия по ее реализациии принимать соответствующие решения. Такой контроль даетвозможность менеджерам выявлять проблемы на стадии их возникновенияи принимать решение о ее корректировки, дляуверенности в том, что дела идут хорошо, как и былозапланировано. Первые результаты иногда трудно реальнооценить, но они дают четкую информацию о состояниидел и должны быть хорошо проанализированы, так как они являются основойдля корректировки последующих действий.

Для осуществления эффективного управления деятельностьюпредприятия нужно использовать информационныесистемы, в стратегическом менеджменте охватываютследующую информацию: сведения о покупателях; информациюо производстве; информацию о персонале;информацию о финансовых результатах деятельности. Немалопредставителей международного и национального бизнесаготовят ежедневные отчеты о результатах своей деятельности.

Ежемесячные отчеты о прибыли или убытках – общепринятыев работе предприятий, как и проведениеежемесячных статистических отчетов.

При формировании отчетов, которые будут давать возможностьконтролировать стратегический процесс, предприятиям нужнособлюдать следующие правила:

1. Информация должна содержать не больше данных, чем этонужно для формирования процесса, происходящего.

Собранные материалы должны выделять стратегическизначимые изменения и факторы, которые потенциально значимые дляразвития предприятия.

2. Отчеты и статистический сбор данных должны быть своевременными,чтобы вовремя делать корректировочные действия и не перегружатьменеджеров лишними сведениями.

3. Поток информации должен быть простым для восприятияи анализа. Информация должна способствовать работе менеджера.

4. Информация не должна удивлять менеджера, она должнапотребоваться и быть достаточной для принятия управленческогорешения.