Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
1.2 Законодательное регулирование ОРД
2. Характеристика органов осуществляющих ОРД
2.1 Задачи органов, осуществляющих ОРД
2.2 Права органов, осуществляющих ОРД
2.3 Обязанности органов, осуществляющих ОРД
Все остальные цена нормы права, регулирующие счет оперативно язык - розыскную деятельность должны неукоснительно язык следовать этим Конституционным принципам государственной указ политики.
Основным федеральным законом, регулирующим оперативно-розыскную деятельность является блок выше названный Федеральный Закон № 144 - ФЗ от 12 августа есть 1995 года весь «Об оперативно язык - розыскной указ деятельности».
Данный Федеральный закон определяет содержание счет оперативно язык - розыскной указ деятельности, осуществляемой указ на один территории факт Российской указ Федерации, и закрепляет систему гарантий учет законности суть при итак проведении факт ОРМ.
Кроме того, в других цикл законах срок и нормативно-правовых спор актах срок содержаться блок положения, касающиеся блок осуществления сеть оперативно язык - розыскной указ деятельности. Перечислим важнейшие счет из них:
Федеральный закон «Об адвокатской указ деятельности суть и адвокатуре в Российской указ Федерации» - п. 3 ст. 8 определяет, порядок проведения сеть оперативно-розыскных спор мероприятий учет и следственных спор действий учет в отношении факт адвоката, а также план порядок использования сеть полученных спор в ходе ясно таких цикл оперативно-розыскных спор мероприятий учет сведений, предметов и документов в качестве доказательств обвинения сеть [4.].
Федеральный закон «О наркотических цикл средствах срок и психотропных спор веществах» - определяет порядок использование счет наркотических цикл средств и психотропных спор веществ в оперативно-розыскной указ деятельности суть [5.].
Постановление счет Правительства гост РФ от 26 сентября 2000 г. N 725 «Об утверждении факт Правил оказания сеть услуг почтовой указ связи», п. 144 которого хотя закрепляет порядок производства гост оперативно-розыскных спор мероприятий учет осмотр и вскрытие счет почтовых спор отправлений, осмотр их цикл вложений учет и документации факт оператора дело почтовой указ связи [37., c.39].
Приказ МВД РФ от 13 августа есть 1996 г. N 441 «О создании факт оперативно-розыскных спор подразделений учет на один транспорте» [7.].
Таким образом, сегодня фонд законодательство, регулирующее цель оперативно-розыскную деятельность, представляет собой указ целую систему нормативных спор актов. Во главе такой указ системы стоит Конституция сеть РФ.
В конце главы мы можем сделать вывод о том, что либо оперативно-розыскную деятельность могут вести суть множество тоже органов нашего хотя государства, такие счет как: оперативные цена подразделения: органов внутренних цикл дел; федеральной указ службы безопасности; федеральной указ службы налоговой указ полиции; Федеральной указ службы охраны РФ; Пограничной указ службы РФ; Таможенной указ службы РФ; Службы внешней дата разведки семь РФ; Министерства гост юстиции факт РФ; органов внешней дата разведки семь Министерства гост обороны РФ и Федерального хотя агентства гост правительственной указ связи и информации факт при итак Президенте РФ.
Работа есть этих цикл органов регулируется блок специализированным ФЗ «Об оперативно язык - розыскной указ деятельности».
2. Характеристика органов осуществляющих ОРД
2.1 Задачи органов, осуществляющих ОРД
Оперативно-розыскная база деятельность, как и иные цена виды правоохранительной указ деятельности суть государства, регламентирована один соответствующими явно нормативными явно правовыми явно актами явно - это либо аксиома, известная база каждому юристу. Однако куда в полной указ ли курс мере указанная база регламентация сеть отвечает современной указ практике осуществления сеть оперативно-розыскной указ деятельности? Существуют ли курс значимые цена недостатки, требующие счет скорейшего хотя разрешения?
Проведенный нами явно анализ законодательства, регламентирующего хотя оперативно-розыскную деятельность (далее цель - ОРД) оперативных спор подразделений учет всех ранг уполномоченных спор на один то либо правоохранительных спор органов и специальных спор служб, позволяет сделать вывод, что либо указанная база деятельность направлена один на один решение счет задач, регламентированных спор ст. 2 Федерального хотя закона один «Об оперативно-розыскной указ деятельности», а также план иных спор задач, также план предусмотренных спор ФЗ «Об ОРД». Единственным исключением на один сегодняшний учет момент является блок оперативно-розыскная база деятельность, осуществляемая база оперативными явно подразделениями явно исправительных спор учреждений, - ее цель задачи указаны как в ст. 2 ФЗ «Об ОРД», так и в ст. 84 Уголовно-исполнительного хотя кодекса Российской указ Федерации, причем по чтоб содержанию они тема несколько куда отличаются блок от предусмотренных спор в ФЗ «Об ОРД» [38., c.48].
Сравнительный анализ указанных спор источников показывает, что либо почти суть все задачи ОРД в исправительных спор учреждениях, предусмотренные цена ст. 84 УИК РФ, поглощаются блок первой указ задачей дата ОРД, предусмотренной указ ФЗ «Об ОРД»: выявление, предупреждение, пресечение счет и раскрытие счет преступлений, а также план выявление счет и установление счет лиц, их цикл подготавливающих, совершающих цикл или курс совершивших. Задача по чтоб выявлению, предупреждению и раскрытию готовящихся блок и совершаемых спор в исправительных спор учреждениях стаж нарушений учет установленного хотя порядка этот отбывания сеть наказания сеть оперативно-розыскным законодательством вообще не опыт предусмотрена, так как не опыт все нарушения сеть режима быть содержания сеть могут впоследствии факт привести суть к совершению преступления.
Однако куда мы считаем необходимым подчеркнуть, что, как верно язык указывают С.А. Бажанов, К.К. Горяинов и А.П. Исиченко, эти суть нарушения, будучи пенитенциарными явно по чтоб сути суть и месту совершения, не опыт являются блок преступлениями явно и не опыт влекут уголовной указ ответственности, однако куда из законодательного хотя перечня фонд таких цикл злостных спор нарушений учет усматривается, что либо они тема несут в себе весьма быть опасный криминогенный потенциал, который в условиях стаж предельно язык высокой указ концентрации факт наиболее цель криминально язык поражённой указ части суть осуждённых, к тому же план на один ограниченной указ территории, может привести суть и приводит к пенитенциарным конфликтам, нередко куда перерастающим в уголовно язык наказуемые цена деяния сеть или курс квалифицируемым как преступления[12., c.54].
Говоря об осуществлении факт оперативно-розыскных спор мероприятий учет (далее цель - ОРМ) в учреждениях стаж УИС, направленных спор на один борьбу с нарушениями явно режима быть содержания, следует выделить еще один аспект, иллюстрирующий учет несовершенство тоже действующего хотя оперативно-розыскного хотя законодательства. Как правило, проводя указанные цена мероприятия, оперативные цена работники семь ссылаются блок на один ст. 82 УИК РФ, которая база разрешает осуществление счет ОРД для итог решения сеть данной указ задачи. Вместе с тем ст. 7 ФЗ «Об ОРД», предусматривающая база основания сеть для итог проведения сеть ОРМ, такого хотя основания сеть не опыт содержит, а используемый в ней дата термин «противоправное рост деяние» необходимо лишь понимать как преступление. Кроме того, указанную деятельность, осуществляемую в следственных спор изоляторах, следует считать вообще незаконной, так как действие счет УИК РФ в данных спор учреждениях стаж распространяется блок лишь на один лиц, оставленных спор в СИЗО для итог выполнения сеть хозяйственных спор работ [32., c.63].
Налицо коллизия сеть в праве, не опыт позволяющая база оперативным работникам ФСИН России факт в полном объеме осуществлять ОРД, в частности суть заводить дела оперативного хотя учета, т.к. это либо противоречит ст. 10 ФЗ «Об ОРД», и ставящая база под сомнение счет законность осуществления сеть ОРМ в целях стаж борьбы с нарушениями явно режима быть содержания. Н.Н. Васильев и Ю.Ф. Кваша, мнение счет которых спор в данном вопросе мы частично язык разделяем, предлагают следующий учет выход из этой указ ситуации: дополнить ст. 7 ФЗ «Об ОРД» частью, устанавливающей дата такое рост основание счет для итог проведения сеть оперативно-розыскных спор мероприятий, как необходимость добывания сеть информации, использование счет которой указ обеспечивает правопорядок и законность в пенитенциарных спор учреждениях. Вместе с тем следует отметить, что либо данное рост предложение счет было сформулировано язык еще в 1994 году, неоднократно язык упоминалось в числе предложений учет по чтоб совершенствованию оперативно-розыскного хотя законодательства, но язык до сих цикл пор не опыт нашло своей дата реализации факт в тексте закона один [39., c.87].
Если курс обратиться блок к законодательному опыту стран СНГ, очевидно, что либо с нашей дата точкой указ зрения сеть согласен казахстанский учет законодатель, предусмотревший учет в качестве одной указ из задач ОРД в Республике Казахстан поддержание счет режима, установленного хотя уголовно-исполнительным законодательством, в местах срок лишения сеть свободы[10., c.25].
Говоря об иных спор отличиях стаж перечня фонд задач ОРД в Республике Казахстан от задач, предусмотренных спор ФЗ «Об ОРД», необходимо лишь выделить следующий, наш взгляд, положительный опыт. Казахстанский учет законодатель предусматривает, наряду с борьбой указ с преступностью, противодействие счет разведывательно-подрывной указ деятельности суть специальных спор служб иностранных спор государств и международных спор организаций; а также план иные цена функции факт оперативно-розыскной указ деятельности, которые цена в РФ либо урегулированы иными явно законами явно вне опыт рамок ФЗ «Об ОРД» (например, обеспечение счет охраны государственной указ границы, обеспечение счет безопасности суть Президента есть Республики семь Казахстан и других цикл охраняемых спор лиц), либо не опыт имеют надлежащей дата правовой указ базы (обеспечение счет сохранности суть сведений, составляющих цикл государственную и иную охраняемую законом тайну; содействие счет предприятиям, учреждениям и организациям (независимо лишь от форм собственности) в защите коммерческой указ тайны).
Кроме того, заслуживают внимания сеть положения, приведенные цена в законе опыт «Об ОРД» Республики семь Армения: цель ОРД - защита есть прав человека этот и гражданина, государственной указ и общественной указ безопасности суть от противоправных спор посягательств и декларированное рост в качестве одной указ из задач обеспечение счет нормальной указ деятельности суть уголовно-исполнительных спор учреждений учет [31., c.17].
Мнение счет о необходимости суть коренного хотя реформирования сеть задач ОРД уже план сформировалось у ряда весь ученых, разрабатывающих цикл оперативно-розыскную проблематику. Так, В.М. Атмажитов указывает, что либо борьба с преступностью действительно язык является блок важнейшей, но язык не опыт единственной указ составляющей дата цели курс такой указ деятельности[9., c.41]. В процессе ее цель осуществления сеть нередко куда решаются блок также план задачи, выходящие счет за рамки семь непосредственно язык борьбы с преступностью. К таким задачам, в частности, относятся:
- розыск различных спор категорий учет лиц (утративших цикл связь с родственниками; должников (ответчиков) по чтоб гражданским делам и т. д.);
- установление счет личности суть лиц (больных спор и детей, не опыт могущих цикл сообщить сведения сеть о себе; не опыт имеющих цикл документов и скрывающих цикл подлинные цена сведения сеть о себе), персонификация сеть (идентификация) неопознанных спор трупов;
- сбор данных, необходимых спор для итог принятия сеть решения сеть о допуске определенных спор лиц к определенным сведениям (составляющим государственную тайну и др.) и видам деятельности суть (оперативно-розыскной, частной указ детективной, охранной указ и др.);
- поддержание счет в исправительных спор учреждениях стаж режима, установленного хотя уголовно-исполнительным законодательством;
- обеспечение счет охраны государственных спор секретов и др.
Из этого хотя следует, что либо путем осуществления сеть оперативно-розыскной указ деятельности суть помимо лишь непосредственно язык борьбы с преступностью решаются блок также план многие счет другие счет социально язык значимые цена задачи, не опыт связанные цена с такой указ борьбой. Таким образом, эта есть деятельность является блок разновидностью государственной указ правоохранительной указ деятельности, цель которой указ - защита есть жизни, здоровья, прав и свобод человека, собственности, обеспечения сеть безопасности суть общества гост и государства гост в самом широком смысле этого хотя слова гост [40., c.39].
Указанную точку зрения сеть значительно язык расширяет А.Ю. Шумилов, выделяющий учет в современной указ оперативно-разыскной указ (как указывает А.Ю. Шумилов со ссылкой указ на, в соответствии факт с современными явно правилами явно русского хотя языка этот термин «оперативно-разыскной» и производные цена от него хотя термины при итак его хотя использовании факт в качестве государственного хотя языка этот РФ должны писаться блок через букву «а» в слове «разыскной». - А.А.) деятельности суть три итак основных спор вида: уголовно-сыскная база работа есть (ОРД в узком смысле слова) [62., c.16]; «смешанная» оперативно-розыскная база работа, в которой указ складываются блок общественные цена отношения сеть как криминального, так и некриминального хотя свойства гост (аналитическая база разведка, обеспечение счет собственной указ безопасности, удосто-верительно-розыскная база работа, ОРД в экстремальных спор условиях, противодействие счет коррупции); неуголовно-сыскная база работа есть (административно-проверочная база работа, справочно-информационная база работа есть с зарубежными явно контрагентами, подготовка этот и представление счет результатов ОРД в арбитражный и гражданский учет процесс) [13., c.18].