Файл: Предложения Если возможно, изменить (откорректировать) тему дипломной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«4.1. Капитан (шкипер) судна о происшедшем АС обязан донести судовладельцу (по рыбопромысловым судам - также капитану порта регистрации). Если АС произошел на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану данного порта.

4.2. Об АС, затрагивающем иностранные интересы, имевшем место в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан судна обязан сообщить судовладельцу, представителю Департамента морского транспорта Минтранса России, торгпредству, консульству или посольству России, и обратиться к ним за оказанием содействия и помощи, а капитаны рыбопромысловых судов должны действовать в соответствии с "Руководством по оформлению документов при происшествиях между рыбопромысловыми судами России и иностранными судами (фирмами)". О происшедшем случае также информируется представитель Ингосстраха или Клуба взаимного страхования по данному риску.

4.3. Обо всех случаях повреждения СНО судовладелец обязан немедленно сообщить территориальному подразделению Главного управления навигации и океанографии Минобороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России, органа управления морского или судоходного пути, капитану порта в зависимости от того, в чьем ведении находилось поврежденное оборудование.

В случае повреждения судном СНО, капитан обязан немедленно информировать об этом судовладельца, капитана порта, агента в объеме перечня сведений, изложенных в приложении 2 к ПРАС-90.

4.4. Обо всех кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, а также АС, затрагивающих иностранные интересы и повреждения судна, полученных при проведении аварийно-спасательных работ, во время плавания в ледовых условиях, а также при условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, судовладелец сообщает соответствующему министерству (ведомству). Одновременно о кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях судовладелец сообщает транспортному прокурору независимо от тяжести последствий конкретного случая.

О кораблекрушениях, авариях и аварийных происшествиях, связанных с гидрометеорологическими условиями, судовладелец (в дополнение адресатов, предусмотренных в п. 4.4., ПРАС-90) также сообщает Роскомгидромету.

4.5. Сообщение об АС должно содержать сведения, указанные в Приложениях 2, 3 к Положению. При необходимости министерство (ведомство) может устанавливать дополнительный объем сведений и порядок их передачи.»

1.4.2 Порядок донесения об аварии на внутренних водных путях.

В соответствии с Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации:

«10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и ГРСИ бассейна, судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, ГРСИ бассейна, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении № 1.

11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), сотрудник линейного отдела ГРСИ бассейна, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности.

12. Руководители БОГУ на ВВТ, ГРСИ бассейна об авариях информируют органы прокуратуры по месту происшествия.»
ПРОЦЕДУРА ИМО/МОТ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Предлагаемая процедура представляет собой процесс, предусматривающий последовательно-системный подход при расследовании роли человеческих факторов. Она является результатом обобщения большого количества базисных работ (исследований) в области роли человеческого фактора (модель SHEL) таких, как Хоукинса (1987 год), Риазона (1990 год) — «Причинно-следственная связь и система общего моделирования ошибок (GEMS)», а также «Принципы классификации ошибок» Расмуссена (1987 год).

Эта процедура расследования (с использованием системного анализа) применима к обоим типам происшествий, как значительным (аварии), так и незначительным (инциденты), и предусматривает следующий порядок действий:

.1 сбор данных о происшествии;



.2 определение последовательности событий;

.3 выявление рискованных действий (решений) и условий, создающих угрозу безопасности; и затем, для каждого небезопасного действия (решения),

.4 выявление типа ошибки или нарушения;

.5 выявление скрытых факторов; и

.6 выявление возможных осложнений в вопросах безо­пасности и выработка действий по выправлению ситуации.

Этапы с 3 по 5-й этого перечня полезны для выявления скрытых факторов (причин, условий, действий), создающих угрозу безопасности, и 6-й - для определения потенциально опасных обстоятельств (проблем) от воздействия этих скрытых факторов. Иногда условие, создающее угрозу безопасности, может иметь природный характер и тогда инспектор (исследователь) может сразу перейти от этапа Зк6. В иных случаях рискованное действие или решение предпринимается в угрожающих безопасности условиях и тогда инспектор (исследователь) должен следовать по порядку этапов от 3 по 6.

Этап 1 — Сбор данных о происшествии

В процессе расследования роли человеческого фактора первостепенным является сбор относящейся к делу информации в отношении персонала, задач, оборудования и условий окружающей среды, вовлеченных в происшествие. Системный подход при этом принципиально важен в целях обеспечения возможности всеобъемлющего анализа и выполнения логических требований по сбору, обработке и сохранению базы данных, относящихся к соответствующему происшествию.

В условиях сложных систем, когда имеются многочисленные взаимосвязи между составляющими их элементами, присутствует постоянная опасность упустить или потерять в ходе расследования важную информацию.

Использование модели SHEL (системного анализа) в качестве организационного инструмента инспектора (исследователя) на объекте сбора данных поможет избежать опасности простого следования за ходом вещей, поскольку она учитывает:

.1 влияние всех важных системных элементов;

.2 взаимные связи между элементами системы; и

.3 важность факторов, влияющих на деятельность че­
ловека и связывающих воздействие внешних условий и обстоятельств с живой компонентой.На первом этапе расследования происшествия процедура позволяет ответить на простейшие вопросы «что, кто и когда» и затем перейти к более сложным — «каким образом и почему». В результате, в большинстве случаев вырисовывается совокупность условий и обстоятельств происшедшего. Некоторые из них могут представлять интерес с позиции влияния на безопасность.

Модель SHEL включает четыре компоненты:

Человеческая — L

Техническая — Н

Организационно-технологическая — S

П риродо-окружающая — Е

Модель SHEL обычно представляется графически, с тем, чтобы показать не только четыре компоненты, но также взаимосвязь между человеческой и всеми иными компонентами. На рис. 1 предпринята попытка представить тот факт, что приемлемость или неприемлемость взаимосвязей элементов является настолько же важной, как и характеристики самих блоков модели. Неприемлемость может быть источником человеческой ошибки и ее выявление непригодности может быть указанием на недостаток в безопасности системы. Рис. 2 также представляет каким образом эту модель можно применить к комплексной системе, где переплетаются множественные человеческие, технические, организационно-технологические и природо-окружающие факторы.

Человеческая центральная компонента

Самая ценная и гибкая компонента в системе — это помещенный в центре модели человеческий элемент. Каждая личность обладает своими способностями и имеет ограничения, будь они физические, психосоциальные, физиологические или психологические. Эта компонента может применяться к любому лицу, вовлеченному в работу, или в помощь в работе. Рассматриваемое лицо взаимодействует напрямую с каждым из четырех других элементов. Личность и каждое взаимодействие представляют собой потенциальные области исследования деятельности человека.
Человеческая периферийная компонента


Человеческая периферийная компонента — это система взаимодействий человека с человеком, с учетом таких факторов, как управление, контроль за исполнением, взаимоотношения в экипаже и общение.
Техническая компонента

Техническая компонента представлена техническим оборудованием как частью транспортной системы. Она включает проектирование рабочих мест, дисплеи, рукоятки управления и контроля, места для сидения и т.д.
Организационно-технологическая компонента

Организационно-технологическая компонента — это нематериальная часть системы, включающая организационную политику, процедуры, наставления, характер перечней контрольных проверок, карты, планы, услуги советников и, все более, — внедряемые компьютерные программы.
Природо-окружающая среда

Природо-окружающая среда — это непосредственно окружающие человека климатические условия (внутри и вне помещения): температура, видимость, шум и иные факторы, составляющие условия, в которых трудятся люди. Иногда в этот элемент включают в широком смысле поли­тические и экономические сложности, условия, в которых эксплуатируется система в авиации. Исполнительский климат является частью окружающей среды в той мере, насколько он затрагивает общение, принятие решений, управление и координацию действий.
Этап 2 — Определение последовательности событий

Как только инспектор (исследователь) переходит к вопросам «каким образом и почему», возникает необходи­мость увязки данных, выявленных на первом этапе. Для определения последовательности событий он, применительно к делу, может использовать модель причинно-следственных связей, предложенную Риазоном (1990). Она облегчает упорядочение анализа данных, собранных с использованием модели SHEL, и понимание их влияния на деятельность человека. Последовательность развития ситуации устанавливается путем изучения информации о событиях и сопровождающих их обстоятельств по отношению к пяти основным элементам производственной деятельности, то есть: